СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по дисциплине ОПЦ. 13 Основы предпринимательской деятельности на тему: «Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материалы для выполнения практической  работы  по теме «Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса».

Структура методической разработки содержит   теоретическую справку, задания для практического выполнения, критерии оценивания, актуальные источники информации.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по дисциплине ОПЦ. 13 Основы предпринимательской деятельности на тему: «Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса»»

Тема: Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса


Практическая работа № 3


Цель:  закрепить теоретические положения темы «Малый бизнес, его место в системе предпринимательства»


Домашнее задание:

1. Изучить предшествующую лекцию, теоретическую справку практической работы.

2.Выполнить задания практической работы.

3.Прислать на проверку преподавателю.


Используемые источники


Конституция Российской Федерации. Редакция от 14.03.2020 — Действует с 04.07.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=357694&ysclid=lt5qu0ypfk257640663

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Редакция от 24.07.2023 — Действует с 01.10.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455647&ysclid=lsodqjb741521559630#h7951

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014. Редакция от 30.11.2023 — Действует с 01.01.2024 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=462064&ysclid=ltg0awoiix501479007.

Как открыть ИП в 2024 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.business.ru/article/4747-kak-otkryt-ip-poshagovaya-instruktsiya-obraztsy-dokumentov-skolko-stoit?ysclid=lt5t7cwxsd720090743

Основы предпринимательства: учеб. пособие / Д.М. Пашин, С.Н. Котенкова, А.Н. Мустафин, А.В. Рамазанов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – 152 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/ F1215692820/ Osnovy_predprinimatelstva.pdf

Чем отличается малый бизнес от среднего и большого - критерии и отличия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hf.ru/blog/open/cem_otlicaetsya_biznes?ysclid=ltwwffjaoj614725052



Теоретическая справка практической работы

Под малым бизнесом подразумеваются компании и ИП, состоящие в Едином реестре налоговой с пометкой «Микропредприятие» и «Малое предприятие». В данный список входит любой бизнес, доход которого составляет менее 800 000 000 рублей в год, а штат работников не превышает 100 сотрудников.

Отличительные черты малого бизнеса:

  • штат сотрудников, которые одновременно обслуживают предприятие, до 100;

  • годовой оборот составляет не более 800 000 000 рублей;

  • незначительная территория (в данном случае имеется в виду не просто площадь занимаемой офисом фирмы, но и область обслуживания клиентов);

  • ограниченный список деятельность (выполнять работу могут магазины, агентства по предоставлению туристических услуг, незначительные производства, стоматологические и прочие мелкие клиники, частные учебные заведения);

  • минимальный набор проверок (органы, которые контролируют деятельность малых предприятий, предоставляют компаниям надзорные каникулы);

  • не требуется подтверждение статуса специальными средствами (статут определяется годовым оборотом компании, определенным количеством работников, а также, долевым соотношением к уставному капиталу).
    Преимущества малого бизнеса

1. Низкий стартовый капитал.

Вложения на открытие малого бизнеса являются минимальными по сравнению со средним и крупным бизнесом. Зачастую для запуска достаточно нескольких тысяч, но чаще всего суммы достигают до 3 000 000 руб.

2. Полный контроль над бизнесом.

Малый бизнес является бизнесом с минимальным числом сотрудников, от 10 до 100 человек, что позволяет более детально контролировать коллектив, так как вы будете знать каждого сотрудника и вам будет в разы легче найти индивидуальный подход к каждому.

3. Гибкость бизнеса. В отличие от среднего и крупного бизнеса, малому бизнесу гораздо легче изменить профиль, то есть изменить объем производства, сменить спектр услуг и так далее.

4. Удобно продвигать.

Малому бизнесу доступны низкобюджетные способы продвижения:

  • контекстная реклама;

  • тизерная и баннерная реклама;

  • SMM продвижение.

Более того, продвигать свой бизнес можно и вовсе без бюджета посредством распространения фирменных наклеек, пакетов и прочих предметов с логотипом компании.

5. Быстрое решение вопросов.

Важно понимать, что чем меньше человек работают в коллективе, тем быстрее и легче разобраться с возникшими трудностями.

Так, например, срочное поручение в крупной компании может передаваться через большое количество сотрудников, и когда оно дойдет до исполнителя - неизвестно, в то время как руководители малого бизнеса имеют возможность связаться с ответственным специалистом и быстро все решить.

6. Государственная поддержка.

Государство всячески старается поддерживать и оказывать финансовую поддержку малому бизнесу, что в дальнейшем уменьшает размер инвестиций и помогает бизнесу окупиться быстрее.

7. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе

В связи с малочисленной рабочей силой на предприятии гораздо легче создать комфортную рабочую атмосферу путем совместных поездок, тренингов или премий по итогам работы за каждый месяц.

На каждом предприятии имеются такие сотрудники, которые снижают работоспособность всей команды. В небольшом коллективе их достаточно легко обучить или, в крайнем случае, заменить на более работоспособных сотрудников. Со временем будет сформирована команда, которая действительно будет поддерживать рабочую атмосферу в коллективе.

Недостатки малого бизнеса

1. Ограничение в ресурсах.

Для малого бизнеса требуются минимальные инвестиции, но в то же время они получают и меньше доходов. Как итог, чем меньше доходов – тем меньше путей для дальнейшего развития компании.

2. Высокий уровень конкуренции.

Малому бизнесу довольно трудно конкурировать со сторонними компаниями. Крупные компании развивают свой бренд, предоставляют клиентам выгодные условия покупки и работают на удержание целевой аудитории. В то время, как малый бизнес в подавляющем большинстве случаев предлагает «все как у всех». Из-за ограниченного дохода предприниматели не могут выстроить сильное конкурентное уникальное торговое предложение.

3. Высокие кризисные риски.

В моменты кризиса страдает именно малый бизнес: потребительская способность снижается, поставщики поднимают цены на расходные материалы, доходы падают.

4. Высокие расходы на производство. Малый бизнес, особенно в первые месяцы после открытия, не может себе позволить закупать большое количество сырья и расходных материалов оптом. И чем больше партия, тем большую скидку может сделать поставщик и тем больше крупных компаний получат товар по минимальной цене. Малочисленные и малодоходные предприниматели вынуждены закупать расходные материалы по ценам, близким к розничным, или с минимальной скидкой. В результате расходы увеличиваются, а доходы уменьшаются.

5. Недоверие банков.

В России действует большое количество программ кредитования для малого бизнеса, но, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно добиться одобрения банка на кредитование на выгодных условия. Чем ниже доход предприятия – тем сложнее будет вносить платежи по кредиту, тем выше будет процентная ставка по нему.

По большей части, банки выдают кредиты исключительно тем компаниям, которые уже работают какое-то время (от 3 до 12 месяцев).

Те предприниматели, которые только планируют открыть свой бизнес, также могут рассчитывать на кредитование, но получить одобрение банка в данном случае будет гораздо сложнее. Например, если бизнес уже есть, достаточно предоставить учредительные документы и бумаги, подтверждающие доходность. Если только начинаете путь, нужно составить грамотный бизнес-план, подтвердить платежеспособность или оставить залог, доказать успех бизнес-плана.

6. Угроза поглощения.

Крупные компании стремятся монополизировать рынок, в связи с чем могут уничтожить малый бизнес. Небольшим компаниям труднее противостоять влиянию из вне.

7. Недостаток профессионалов в команде.

В связи с немногочисленными инвестициями и низким доходом по сравнению с крупными компаниями, малый бизнес не может позволить себе собрать команду, состоящую из профессионалов в узкой области. Чаще всего на предприятиях работают специалисты, имеющие небольшой опыт работы, или те, кого приходится обучать. На руководящих должностях тоже часто работают те, кто не имеет серьезного опыта. Поэтому эффективность труда сотрудников в малом бизнесе обычно ниже, чем могла бы быть при опытных специалистах и руководителе.

Средний бизнес.

Средним бизнесом принято считать коммерческие предприятия, численность рабочей силы которых варьируется от 100 до 250 человек.

Данные предприятия отличаются зоной охвата. По большей степени они включают в себя целую сеть, которая обладает способностью обслуживать большую клиентскую аудиторию. Более того, им даже необязательно вести свою работу на территории одного города. «Сетевики» могут затрагивать целый регион, но при этом не выходить на рынок соседней области.

Отличительные черты среднего бизнеса:

  • медленная адаптация в меняющихся рыночных условиях;

  • ориентир направлен на повышение качества товара или обслуживание потребителей услуг;

  • штат сотрудников от 101 до 250 человек, которые одновременно обслуживают предприятие;

  • годовой оборот составляет не менее 800 000 000 рублей и не более 2 000 000 000 рублей;

  • сфера деятельности: сетевые торговые компании, строительные фирмы и крупные медицинские центры;

  • средний бизнес играет самую большую роль в мировой экономике, принося государству примерно треть всех доходов;

  • налоговые послабления и прочие поддерживающие мероприятия в отношении среднего бизнеса отсутствуют.

Преимущества среднего бизнеса

1.Обладание свободой в выборе решений.

2.Эффективность и незамедлительность в выполнении установленных управленческих действий.

3.Сравнительно невысокие операционные расходы.

4.Качественное адаптирование к местным условиям, учитывая все их особенности.

5.Относительно низкая потребность в первоначальном капитале.

6. Высокий уровень личной мотивации собственников.

7.Отсутствие зависимости от разработанной на длительную перспективу обширной производственной программы.

Недостатки среднего бизнеса

1.Сезонное колебание спроса на продукцию и объем продаж Адаптируется к изменениям медленно.

2.Жесткая конкуренция и угроза поглощения со стороны больших компаний.

3.Значительное количество законов и положений, сковывающих и замедляющих работу.

4.Преграды при получении лицензий и патентов.

5.Частая нехватка оборотных денежных средств.

6.Высокая вероятность финансовых потерь и провала бизнеса, особенно во время кризиса.

7.Недоверие со стороны банков, что сказывается на возможности получения кредита.


Задание для выполнения


1. Изучить теоретическую справку практической работы и повторить материал предшествующей лекции.

2. Сравнить особенности малого и среднего бизнеса, заполнив таблицу 1.

Таблица 1 – Сравнение малого и среднего бизнеса

Критерии

Малый бизнес

Средний бизнес

Широта охвата



Возможность получения кредита



Способность к адаптации



Количество работников



Годовой доход




3. Указать, по каким критериям коммерческие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

4.Сделать вывод: что общего у малого и среднего предпринимательства?


Критерии оценивания


Отлично

«5»

- студент без ошибок выполняет все задания практической работы;

- студент формулирует логически последовательные выводы, к заданиям практической работы, подкрепляя свою точку зрения, анализом данных;

- 100-90 % тестовых заданий (при наличии) выполнены без ошибок;

- работа выполнена аккуратно, есть тема и дата выполнения задания.

Хорошо

«4»

- студент выполняет все задания практической работы, допуская небольшие ошибки, не искажающие ответ по существу;

- студент формулирует логически последовательные выводы, к заданиям практической работы, подкрепляя свою точку зрения, анализом данных;

- 89 - 75 % тестовых заданий (при наличии) выполнены без ошибок;

- работа выполнена аккуратно, есть тема и дата выполнения задания.

Удовлетворительно

«3»

- студент выполняет 70% заданий;

- вывод формулирует, переписывая цель практической работы;

- 74- 50 % тестовых заданий (при наличии) выполнены без ошибок;

- работа написана с исправлениями, отсутствует тема или дата выполнения задания.

Неудовлетворительно

«2»

- студент выполняет менее чем половину заданий практической работы;

- нет выводов к работе;

- менее 50 % тестовых заданий (при наличии) выполнены без ошибок;

- работа выполнена с большим количеством исправлений, отсутствует тема или дата выполнения задания.

0

Нет доступа к документу.

Вместо данной практической работы прислан интернет-вариант с похожей темой.