СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Практическая работа

7 класс

Тест или отрывок

Вопросы и задания

Ключи и примерные ответы

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (отрывок).

«Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украйне за унию. Все было чисто, вымазано цветной _____________. На стенах - _____________, _________________, _______________ для птиц, ____________ и ружья, хитро обделанный рог для ______________, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего ____________, резные серебряные ______________, позолоченные _______________ всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под ________________ в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, - все это было очень знакомо нашим двум молодцам...»

1.

Прочитайте описание интерьера в доме Бульбы, восстановите по памяти пропущенные слова

1.

«Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украйне за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах -- сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, - все это было очень знакомо нашим двум молодцам»

2.

 Восстановите порядок следования эпизодов :

●осада города;

●ужин в доме Бульбы; ●потасовка Бульбы и Остапа на кулаках;

●Андрий пробирается в осаждённый город;

●выборы куренного атамана

●Тарас приходит проститься со старшим сыном;

●мать прощается с сыновьями.

2.

●Потасовка Бульбы и Остапа на кулаках;

●ужин в доме Бульбы;

●мать прощается с сыновьями;

●осада города;

●Андрий пробирается в осаждённый город;

●выборы куренного атамана;

●Тарас приходит проститься со старшим сыном.

3.

 Определите при помощи контекста или словаря значения данных слов: бурса, козак, светлица, нагайка, брань, гетьман, курень, удел

3.

 Бурса – духовное училище

Козак (казак) – вольные люди (из беглых крестьян), работали по найму, несли военную службу в пограничных районах

Светлица (помещение) — у восточных славян светлая парадная комната. 

Нага́йка — средство управления лошадью, представляющее собой плеть иногда со «шлепком» (кожаной бляшкой) на конце.

Брань — ругательство, сквернословие.

Гетман - выборный глава казацкого войска.

Куре́нь — казачье: жилище, дом. У запорожцев куренем называли деревню в 100 домов.

Уде́л - часть, доля, данная, уделенная, выделенная кому-либо.

4.

Составьте свой словарик для работы с текстом, сгруппировав слова, требующие комментария, в тематические группы

4.

Очкур – шнурок, которым затягивали шаровары

Свитка – верхняя длинная одежда из домотканого сукна

Жупан – верхняя одежда у поляков и украинцев

Мазунчик – избалованный

Вытребеньки – причуды, затеи

Вирши – стихи

Уния – объединение православной церкви с католической под властью папы римского

Архимандрит – монашеский чин

Колорит – сочетание красок

Сафьян – кожа высокого качества

Чебот – сапог

Люлька – трубка для курения

Крамари под ятками – торговцы под навесами

Шинкарь – хозяин кабака, шинка

Сулея – большая бутыль, драгоценный сосуд

Кулиш – жидкая каша с салом

Мирза – татарский князь

Гайдуки – легковооруженные пехотинцы

Шеломить – ударить в бою по шлему

5.

Подготовьте справку о казачестве (история возникновения, география, быт, система ценностей)

5.

 Казачество, военное сословие в дореволюционной России 18 — начале 20 вв. В 14—17 вв. — вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, главным образом на различных промыслах, а также лица, нёсшие военную службу на окраинах страны и т. н. вольные казаки. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от правительства землю на условиях поместного владения и жалование. Как социальная группа эти казаки были близки к стрельцам, пушкарям и др. В 18—19 вв. большая часть их была переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, другие вошли в состав казачьих войск (Сибирского, Оренбургского и др.).

Основу хозяйственной жизни К. вначале составляли промыслы — охота, рыболовство и бортничество; сравнительно рано появилось скотоводство; земледелие, как правило, стало распространяться позднее, примерно со 2-й половины 17 в. В 16—17 вв. важными источниками существования К. были военная добыча и жалование от государства. 

Казачья кухня передаёт особенности быта и культуры казаков. Поскольку многие казачьи войска именовались по именам рек (Амур, Волга, Дон, Енисей, Кубань, Терек, Уссури, Яик), то логично ожидать обилия рыбных блюд. Донские казаки запекали карпа или леща, варили уху, готовили кулеш с рыбой. Вместе с тем, как и прочие этнографические группы русских, они любили есть каши, лапшу, хлеб и пироги, которые запивали морсом (вишневым) и квасом.

Казак ценил одежду не за ее стоимость, дорогую материю, украшения, а за тот внутренний духовный смысл, который она для него имела.

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести.

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми.

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы».

6.

 Зачем автор ввел в повесть описание светлицы?

6.

 Интерьер – способ характеристики героя. У Гоголя нет лишних деталей, каждый предмет значим. Описание комнаты демонстрирует уют, чистоту, вкус.

7.

 Подберите отрывки, которые, на ваш взгляд, больше других связаны с картиной И. Репина «Запорожцы»

7.

 «Перед  нами  дело  великого  поту,  великой  казацкой  доблести!  Итак,  выпьем,  товарищи,  разом,выпьем  наперед  всего  за  святую  православную  веру,  чтобы  пришло  наконец  такое  время,  чтобпо  всему  свету  разошлась  и  везде  была  бы  одна  святая  вера,  и  все,  сколько  ни  есть  бусурманов,  все  бы  сделались  христианами!  Да  за  одним  уже  разом  выпьем  и  за  Сечь,  чтобы  долго  она  стояла на  погибель  всему  бусурманству,  чтобы  с  каждым  годом  выходили  из  нее  молодцыодин  другоголучше,  один  другого  краше.  Да  уже  вместе  выпьем  и  за  нашу  собственную  славу,  чтобы  сказали  внуки  и  сыны  тех  внуков,  что  были  когда-то  такие,  которые  не  постыдили  товарищества  и  не  выдали  своих.  Так  за  веру,  пане-братове,  за  веру!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!