СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме "Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..." (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал поможет степень усвоения девятиклассниками изученной темы ("Военная лирика А.Т. Твардовского").

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме "Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..." (9 класс)»

ВОЕННАЯ ЛИРИКА А.Т. ТВАРДОВСКОГО Практическая работа.

Внимательно прочитайте задание. Напишите связный текст, содержащий ответ на вопрос(-ы), добавив своё мнение об описанном в стихотворении.

«Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?



ВОЕННАЯ ЛИРИКА А.Т. ТВАРДОВСКОГО Практическая работа.

Внимательно прочитайте задание. Напишите связный текст, содержащий ответ на вопрос(-ы), добавив своё мнение об описанном в стихотворении.

Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?





ВОЕННАЯ ЛИРИКА А.Т. ТВАРДОВСКОГО Практическая работа.

Внимательно прочитайте задание. Напишите связный текст, содержащий ответ на вопрос(-ы), добавив своё мнение об описанном в стихотворении.

А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения? Объясните, как вы понимаете строки из указанной статьи.











ВОЕННАЯ ЛИРИКА А.Т. ТВАРДОВСКОГО Практическая работа.

Внимательно прочитайте задание. Напишите связный текст, содержащий ответ на вопрос(-ы), добавив своё мнение об описанном в стихотворении.



А. Твардовский пишет: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

- Объясните, как вы понимаете фразы: «навечное обязательство живых перед павшими», «невозможность забвенья», «неизбывное ощущение …себя в них, а их в себе». С помощью текста докажите, что указанные поэтом мысли и чувства присутствуют в стихотворении «Я убит подо Ржевом..».



ВОЕННАЯ ЛИРИКА А.Т. ТВАРДОВСКОГО Практическая работа.

Внимательно прочитайте задание. Напишите связный текст, содержащий ответ на вопрос(-ы), добавив своё мнение об описанном в стихотворении.

Советский художник кино Исаак Каплан в своей статье о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» пишет: «Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу… Из исповеди воина вырисовывается человек с гражданским мышлением, для которого беды страны – его беды, человек мужественный, бескорыстный и благородный».

- Докажите (с помощью цитат), что указанные во фрагменте черты лирического героя (острота восприятия событий, преданность Родине, вера в победу, гражданское мышление, мужественность, бескорыстие, благородство) присутствуют в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».



ВОЕННАЯ ЛИРИКА А.Т. ТВАРДОВСКОГО Практическая работа.

Внимательно прочитайте задание. Напишите связный текст, содержащий ответ на вопрос(-ы), добавив своё мнение об описанном в стихотворении.

Советский художник кино Исаак Каплан в своей статье о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» пишет: «Неистребимы надежда и вера павших в положительный исход войны. Лишь на миг хотелось бы приобщиться к этой общенародной радости, услышать победные залпы. В них частица ратного труда, "смертью оборванная, // Вера, ненависть, страсть". Как ёмко выражено, что вело этих людей в бой: любовь к Родине, ненависть к врагу и убеждение в успешном исходе войны».

- Как вы понимаете приведённое высказывание? Докажите (с помощью цитат), что указанные моменты лежат в основе идейного содержания стихотворения «Я убит подо Ржевом…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!