СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме "Фразеологизмы"»

Практическая работа по русскому языку

Класс: 6

Тема: Фразеологизмы

Цель: научить распознавать фразеологизмы, узнавать значение наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться; показать роль фразеологизмов в речи, уместность их употребления; обогащать свою речь, индивидуализировать ее, используя фразеологизмы, расширять словарный запас учащихся, развивать навыки работы с фразеологическим словарем.

Воспитывать эстетическое отношение к слову, прививать интерес к его познанию, ценить дружбу, быть настоящим другом.

Речевая тема: друг


Оборудование: словари, картинки с фразеологизмами, текст.

Ход урока

  1. Организационный момент.



Уважаемые шестиклассники!

Предлагаю вам выполнить практическую работу по теме «Фразеологизмы».

II. Организация речевой практики. Прочитайте выразительно стихотворение.

Если руки опустились, если кругом голова,

Не горюй, не вешай носа - ведь под боком друг всегда!

Руку помощи протянет и поможет верный друг.

Дружба - нет ее важнее, без нее мы как без рук!

Вопросы.

- О ком идет речь ? (о друге)

-Что придает тексту индивидуальность, выразительность, яркость…? (устойчивые словосочетания)

-Как они называются ? (фразеологизмы)

1. Выписать из стихотворения фразеологизмы, объяснить их значение.

(руки опустились- упал духом , кругом голова -теряет способность ясно соображать, вешать нос- грустить, под боком- рядом, очень близко, протянуть руку помощи -помогать кому-либо, как без рук- беспомощен).

2.Работа в парах. Используя фразеологический словарь, подберите фразеологизмы для характеристики друга.

Добрый -добрая душа.

Смелый- мал да удал; храброго десятка;

Щедрый –щедрая душа, широкая натура.

Искренний - открытая душа

Жизнерадостный - видеть в розовом свете.

Честный - чист на руку, с чистой совестью.

Благородный - большое сердце, золотое сердце.

Спокойный -стальные нервы, спокойный как слон.

3. Ваш друг мечтает стать…

Узнайте по фразеологизму будущую профессию вашего друга.

Сойти со сцены, играть первую скрипку, сбоку припеку, стричь под одну гребенку, закидывать удочку, поставить диагноз, ждать у моря погоды, на всех парах,

сгущать краски, брать на прицел, топорная работа, семь раз отмерь, один раз отрежь    

заткнуть всех за пояс, в час по чайной ложке.

Значит автором данных фразеологизмов  являются…( артисты, пекари, рыбаки, моряки, художники, военные, столяры, портные, врачи, парикмахеры, музыканты, железнодорожники).

4.Определение качеств человека.    В русском языке есть фразеологизмы,

 основанные на сравнении человека с животными.    

Работа в группах.

1.По картинке назовите фразеологизмы.

2.Какие фразеологизмы характеризуют людей с положительной стороны,

какие - с отрицательной?

3.Какие фразеологизмы вы выберете для характеристики своего друга?

4.Составьте устный рассказ о своем друге, используя данные фразеологизмы.



І группа


ІІ группа



ІІІ группа

ІV группа


Волк в овечьей шкуре - злой человек,который прикидывается добрым.

Тянуть кота за хвост - намеренно растягивать что-то неприятное.

Надут как индюк - непомерно гордый,важный человек,не замечающий вокруг себя других.

Львиная грива-большая,пышная шевелюра у человека.

Белая ворона-резко выделяется среди других внешне или поведением.

Соколиный глаз-характеризует людей не только зорких,но и способных видеть важные мелочи во тьме ничего не значащих деталей.

Красный как рак- краснеть от сильного волнения,смущения.

Работает как вол - очень усердно,долго,изнурительно.

5.Соедините выражения с противоположным значением

1.семи пядей во лбу 1. волком смотрит

2. не робкого десятка 2.до седьмого пота

3.быть на седьмом небе 3.зимой снега не выпросишь

4.добрая душа 4.мастер-ломастер

5.лодырь царя небесного 5.язык без костей

6.золотые руки 6.как в воду опущенный

7.слова не вытянешь 7.заячья душа

8.последнюю рубашку отдаст 8.голова садовая

(1-8, 2-7, 3-6, 4-1, 5-2, 6-4, 7-5, 8-3)

III. Рефлексия. Чему вы научились в ходе практической работы?

Вот и подошел к концу наш урок. Говорят, конец – делу венец. Вы работали не покладая рук, подставляли друг другу плечо, были один за всех и все за одного как настоящие друзья.

Молодцы! Так пусть ваши поступки будут такими, чтобы у окружающих всегда была возможность сказать о вас ярко, индивидуально, выразительно, употребляя фразеологизмы только с положительной характеристикой.

Будьте настоящими друзьями!

IV. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Мой друг», используя фразеологизмы.