Практическая работа по теме «Вычисление длины окружности и площади круга»
Для формулировки цели, гипотезы и вывода учащимися на практических и лабораторных работах использую следующие приёмы:
-даю систему опорных вопросов, т.е. провожу актуализацию знаний;
-даю карточки-подсказки с пропущенными словами или числами или с пропущенной частью формулы;
-пишу в инструкции, о чём должна быть цель, гипотеза или вывод;
- использую карточки с дополнительными заданиями;
-перед выдвижением гипотезы даю предварительные задания по пройденным темам, проанализировав результаты которых можно вывести связь между рассматриваемыми величинами;
- перед выдвижением гипотезы задаю проблемный вопрос;
-при подведении итога урок, на котором выполнялась практическая или лабораторная работа использую приёмы: «синквейн», «лестница достижений», «балльная система оценивания» как способы проведения рефлексии.
На первых лабораторных и практических работах в 5 классе работа идёт по инструкции, которую даёт учитель. Инструкция содержит лишь этапы: тема, цель, оборудование, ход работы и вывод. Причём первые 3 этапа уже написаны. Ученики лишь заполняют ход работы по готовому алгоритму и записывают вывод, исходя из цели работы.
На практической работе по теме « Вычисление длины окружности и площади круга» в 6 классе предлагаю выполнить работу по готовому алгоритму.
В начале урока предлагаю детям систему вопросов, т.е. провожу актуализацию знаний.
-
Что такое – окружность?
-
Какой отрезок называется а) радиусом, б) диаметром окружности?
-
Что можно сказать о длине радиуса и длине диаметра?
-
Чем круг отличается от окружности?
-
Как на практике, не зная расчётной формулы, можно узнать значение длины окружности?
-
По каким формулам можно найти а) длину окружности, б) площадь круга?
-
Как округлить десятичную дробь до единиц, до десятых, до сотых?
Цель и оборудование пишу в инструкции сама.
Если работа обучающая цель должна начинаться со слов: я научусь… (или научиться)
Цель: научиться находить длину окружности и площадь круга по формулам, выполнив необходимые измерения и расчеты и обобщать результаты своей работы.
Оборудование: 3 модели круга разного радиуса, циркуль, масштабная линейка, нитка, ножницы, клей-карандаш.
Затем ученики выдвигают гипотезу.
Чтобы они смогли это сделать, использую следующие приёмы.
Пишу в инструкции, о чём должна быть гипотеза.
Например:Гипотеза: (О количественной связи длины окружности и её радиуса),
а более слабым ученикам раздаю карточки-подсказки с пропущенными словами или числами:
Гипотеза: длина окружности больше её радиуса примерно в ……. раз.
Гипотеза: (О том, как меняется длина окружности в зависимости от радиуса : если радиус увеличился (уменьшился) в k раз, то длина окружности………………в ………..раз)
Затем ученикам раздаю инструкции для выполнения работы, и ученики, используя её, записывают в тетради ход работы, выполнив необходимые измерения и написав необходимые расчётные формулы.
В алгоритме выполнения работы использую систему незаконченных предложений (в которых, например, нужно дописать правую часть формулы). Например:
-
Провожу и измеряю радиус 1-ой окружности (в мм): R1 =
-
Вычисляю по формуле C1 = -------- длину 1-ой окружности , округлив значение числа «пи» до десятых:
-
Записываю решение:
-
Записываю ответ:
Затем ученики проверяют гипотезу, анализируя результаты.
В конце урока предлагаю ученикам обобщить результаты работы. На этом этапе применяю дифференцированный подход. Более мотивированным ученикам предлагаю сделать выводы самим. А слабым ученикам даю карточки-подсказки с пропущенными словами или указываю в инструкции, о чём должен быть сделан вывод.
Например:
Вывод-1: ( о том, как меняется длина окружности в зависимости от радиуса ( если радиус увеличился (уменьшился) в ….. раз, то длина окружности……………… )
Вывод- 2: (выявляю закономерность: длина окружности больше её радиуса примерно в … раз)
Вывод по окончании работы: (о том чему научился на практической работе и как найти длину окружности и площадь круга, зная радиус).
А если практическую или лабораторную работу дети выполняют индивидуально, то составляю дифференцированные инструкции с заданиями разной степени сложности.