Тема: Длина окружности и площадь круга.
Цели урока:
- Вспомнить понятия окружности, круга и их элементов, изучить формулу длины окружности, применять ее при решении задач, получать значение числа в ходе выполнения практической работы;
- развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;
- прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.
Оборудование: циркуль, карандаши, таблицы, индикаторы настроения, картинки, картонные кружки разных размеров, нитка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь! Проверяем готовность к уроку.
2. Мотивация урока. (слайд 1)
Попробуйте отгадать загадку.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется -…(окружность)
Да, именно эти фигуры нам понадобятся сегодня.
3. Изучение нового материала.
3. Упражнение на развитие внимания «Стоп – игра!»
Учитель говорит понятия и поочерёдно показывает несколько карточек с изображением окружности и отрезков. Ученики пишут в тетрадях название тех отрезков, которые соответствуют понятию. Учитель говорит: «Стоп игра!», учащиеся ставят в тетради вертикальную черту. Учитель говорит следующее понятие и показывает те же карточки, ученики продолжают писать
после черты.
Давайте сделаем вывод и «соберем» разбежавшиеся правила.
Начало:
Окружность – замкнутая линия без самопересечений…
Круг – это часть плоскости,…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Хорда - это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это хорда,…
Конец:
…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
…ограниченная окружностью.
…две точки окружности.
…проходящая через центр.
…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящий через центр.
Из истории.
Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.
Также считают и колесо – одно из самых замечательных изобретений человека.
Наверное, весь секрет кроется в свойствах удивительной линии – окружности.
Окружность – самая простая кривая линия. Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».
Скажите, а с помощью какого инструмента мы можем построить окружность?
Загадка
Танцевальное движенье
Совершеннейшей ноги
И круги, круги, круги
Вызывают восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент,
Подивился ей немало
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он
Не по этой ли причине
... был изобретён.
(Циркуль)
Из истории возникновения циркуля.
Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность (“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг)
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.
Напомню, что обозначить r – радиус, а d – диаметр, тогда: d=2 r.
Я тоже для вас приготовила шарики (картонные кружочки разных радиусов разных цветов, по 3 на одну парту).
Давайте измерим длину каждой окружности. В чем трудность? Да, к сожалению, специального прибора для измерения длины окружности нет. Но и это не останавливало человека. Предложите свой способ измерения длины окружности (обсуждение в группах).
Еще древние греки умели находить длину окружности по формуле
С = π d или С = 2πr , где d - диаметр окружности, а - радиус окружности.
А что это за число π?
4. Первичное закрепление нового материала.
Практическая работа с раздаточным материалом «Круги».
( из картона выполнены круги разного диаметра, к которым прикреплена нить, предназначенная для измерения длины окружности.)
-Возьмите в руки круг. Что на нём отмечено? (Радиус, диаметр)
-Измерьте линейкой диаметр. Результат измерений запишите в тетрадь.
-Как вы думаете, для чего нужна нить?
-Измерьте нитью длину окружности, приложите к линейке, результат измерения запишите в таблицу:
№ опыта
|
Длина окружности (С)
|
Диаметр (d)
|
Значение π =С: d
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
-Найдите с помощью калькулятора отношение длины окружности к диаметру.
-Поднимите руки те, у кого число получилось больше трёх, но меньше четырёх.
Независимо от того, какого диаметра взят круг, отношение длины окружности к диаметру будет больше трёх, но меньше четырёх. Запишите в тетрадь двойное неравенство: 3 < p < 4.
Более точные вычисления дают бесконечную десятичную дробь.
Демонстрация плаката с числом p с 24-мя знаками после запятой (слайд 2)
≈ 3,141592653589793238462643….)
|
Математики договорились обозначать это число первой буквой греческого слова «Периферия» - p (пи). На некоторых кругах есть кармашек. Достаньте его содержимое и прочитайте вслух исторические сведения.
- Первым обозначение p (пи) ввёл в1706 году английский математик Джонс.
- Французский математик Франсуа Виет нашёл значение p (пи) с девятью десятичными знаками
- В 1988 году японский учёный Ясума Канеда вычислил с помощью ЭВМ 400 миллионов цифр после запятой.
- в настоящий момент Японские ученые вычислили Пи с рекордной точностью. Новый рекорд составляет 2576980377524 (2 триллиона 576 миллиардов 980 миллионов 377 тысяч 524) знака.
Из истории.
Еще в древности людям были известны многие геометрические фигуры, в том числе окружность и круг. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Еще тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. Сейчас известно, что значением числа π в разные времена считали различные числа. Так, в Древнем Египте (ок. 3500 лет назад) считали π = 3,16; древние римляне полагали, что π= 3,12. Все эти значения были определены опытным путем. Великий ученый Древней Греции Архимед определил, что значение π находится в следующих пределах 3<π<3. Легенда гласит, что когда древнегреческий город Сиракузы, где жил в своё время Архимед, захватили римляне, учёный, занимаясь научными исследованиями, чертил окружности на песке. Солдату, который пришёл убить его, он воскликнул: “Убей меня, но не тронь моих кругов”.
С помощью современных электронно – вычислительных машин число «пи» было вычислено точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа я 153 десятичных знака.
5.Самостоятельная работа.
К нам пришли Колобок, Снеговик.
Давайте их нарисуем и вычислим с помощью формулы С = 2πr длину окружности и их площадь S= πr2 .
1) Рисуем колобка, окружность радиусом 4 см и разукрашиваем цветными карандашами.
2)Рисуем снеговика, радиусы окружностей которого 3 см, 4,5 см и 6 см. Затем разукрашиваем.
Из истории.
Неофициальный праздник «День числа Пи» отмечается 14 марта, которое в американском формате дат (месяц/день) записывается как 3.14, что соответствует приближённому значению числа π.
Ещё одной датой, связанной с числом π, является 22 июля, которое называется «Днём приближённого числа Пи» (англ. Pi Approximation Day), так как в европейском формате дат этот день записывается как 22/7, а значение этой дроби является приближённым значением числа π.
Памятник числу «пи» на ступенях перед зданием Музея искусств в Сиэтле.
6. Итоги урока.
Д/з.
№868; №873 из учебника.
Задача: Ученики организовали соревнования по фигурному катанию на велосипедах. В этих соревнованиях нужно было проехать четыре круга по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проехали велосипедисты в этом виде фигурного катания?
Творческое задание: по возможности придумать стихотворную фразу для запоминания числа π.
Рефлексия.
Поставьте снеговику смайлик, на лице, с каким настроение Вы уходите с нашего урока.
Спасибо за урок. Урок закончен.
Просмотр содержимого документа
«Длина окружности и площадь круга»
План-конспект
урока по математике в 6 классе на тему
«Длина окружности и площадь круга»
Выполнил: Коршунова Н.Н.
учитель математики и
информатики 2 кв. категории.
Урок математики в 6 классе.
Тема: Длина окружности и площадь круга.
Цели урока:
Вспомнить понятия окружности, круга и их элементов, изучить формулу длины окружности, применять ее при решении задач, получать значение числа в ходе выполнения практической работы;
развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;
прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.
Оборудование: циркуль, карандаши, таблицы, индикаторы настроения, картинки, картонные кружки разных размеров, нитка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь! Проверяем готовность к уроку.
2. Мотивация урока. (слайд 1)
Попробуйте отгадать загадку.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется -…(окружность)
Да, именно эти фигуры нам понадобятся сегодня.
3. Изучение нового материала.
3. Упражнение на развитие внимания «Стоп – игра!»
Учитель говорит понятия и поочерёдно показывает несколько карточек с изображением окружности и отрезков. Ученики пишут в тетрадях название тех отрезков, которые соответствуют понятию. Учитель говорит: «Стоп игра!», учащиеся ставят в тетради вертикальную черту. Учитель говорит следующее понятие и показывает те же карточки, ученики продолжают писать
после черты.
Давайте сделаем вывод и «соберем» разбежавшиеся правила.
Начало:
Окружность – замкнутая линия без самопересечений…
Круг – это часть плоскости,…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Хорда - это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это хорда,…
Конец:
…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
…ограниченная окружностью.
…две точки окружности.
…проходящая через центр.
…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящий через центр.
Из истории.
Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.
Также считают и колесо – одно из самых замечательных изобретений человека.
Наверное, весь секрет кроется в свойствах удивительной линии – окружности.
Окружность – самая простая кривая линия. Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».
Скажите, а с помощью какого инструмента мы можем построить окружность?
Загадка
Танцевальное движенье
Совершеннейшей ноги
И круги, круги, круги
Вызывают восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент,
Подивился ей немало
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он
Не по этой ли причине
... был изобретён.
(Циркуль)
Из истории возникновения циркуля.
Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность (“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг)
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.
Напомню, что обозначить r – радиус, а d – диаметр, тогда: d=2 r.
Я тоже для вас приготовила шарики (картонные кружочки разных радиусов разных цветов, по 3 на одну парту).
Давайте измерим длину каждой окружности. В чем трудность? Да, к сожалению, специального прибора для измерения длины окружности нет. Но и это не останавливало человека. Предложите свой способ измерения длины окружности (обсуждение в группах).
Еще древние греки умели находить длину окружности по формуле
С = π d или С = 2πr , где d - диаметр окружности, а - радиус окружности.
А что это за число π?
4. Первичное закрепление нового материала.
Практическая работа с раздаточным материалом «Круги».
( из картона выполнены круги разного диаметра, к которым прикреплена нить, предназначенная для измерения длины окружности.)
-Возьмите в руки круг. Что на нём отмечено? (Радиус, диаметр)
-Измерьте линейкой диаметр. Результат измерений запишите в тетрадь.
-Как вы думаете, для чего нужна нить?
-Измерьте нитью длину окружности, приложите к линейке, результат измерения запишите в таблицу:
№ опыта | Длина окружности (С) | Диаметр (d) | Значение π =С: d |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
-Найдите с помощью калькулятора отношение длины окружности к диаметру.
-Поднимите руки те, у кого число получилось больше трёх, но меньше четырёх.
Независимо от того, какого диаметра взят круг, отношение длины окружности к диаметру будет больше трёх, но меньше четырёх. Запишите в тетрадь двойное неравенство: 3
Более точные вычисления дают бесконечную десятичную дробь.
Демонстрация плаката с числом с 24-мя знаками после запятой (слайд 2)
≈ 3,141592653589793238462643….) |
Математики договорились обозначать это число первой буквой греческого слова «Периферия» - (пи). На некоторых кругах есть кармашек. Достаньте его содержимое и прочитайте вслух исторические сведения.
- Первым обозначение (пи) ввёл в1706 году английский математик Джонс.
- Французский математик Франсуа Виет нашёл значение (пи) с девятью десятичными знаками
- В 1988 году японский учёный Ясума Канеда вычислил с помощью ЭВМ 400 миллионов цифр после запятой.
- в настоящий момент Японские ученые вычислили Пи с рекордной точностью. Новый рекорд составляет 2576980377524 (2 триллиона 576 миллиардов 980 миллионов 377 тысяч 524) знака.
Из истории.
Еще в древности людям были известны многие геометрические фигуры, в том числе окружность и круг. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Еще тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. Сейчас известно, что значением числа π в разные времена считали различные числа. Так, в Древнем Египте (ок. 3500 лет назад) считали π = 3,16; древние римляне полагали, что π= 3,12. Все эти значения были определены опытным путем. Великий ученый Древней Греции Архимед определил, что значение π находится в следующих пределах 3. Легенда гласит, что когда древнегреческий город Сиракузы, где жил в своё время Архимед, захватили римляне, учёный, занимаясь научными исследованиями, чертил окружности на песке. Солдату, который пришёл убить его, он воскликнул: “Убей меня, но не тронь моих кругов”.
С помощью современных электронно – вычислительных машин число «пи» было вычислено точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа я 153 десятичных знака.
5.Самостоятельная работа.
К нам пришли Колобок, Снеговик.
Давайте их нарисуем и вычислим с помощью формулы С = 2πr длину окружности и их площадь S= πr2 .
1) Рисуем колобка, окружность радиусом 4 см и разукрашиваем цветными карандашами.
2)Рисуем снеговика, радиусы окружностей которого 3 см, 4,5 см и 6 см. Затем разукрашиваем.
Из истории.
Неофициальный праздник «День числа Пи» отмечается 14 марта, которое в американском формате дат (месяц/день) записывается как 3.14, что соответствует приближённому значению числа π.
Ещё одной датой, связанной с числом π, является 22 июля, которое называется «Днём приближённого числа Пи» (англ. Pi Approximation Day), так как в европейском формате дат этот день записывается как 22/7, а значение этой дроби является приближённым значением числа π.
Памятник числу «пи» на ступенях перед зданием Музея искусств в Сиэтле.
6. Итоги урока.
Д/з.
№868; №873 из учебника.
Задача: Ученики организовали соревнования по фигурному катанию на велосипедах. В этих соревнованиях нужно было проехать четыре круга по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проехали велосипедисты в этом виде фигурного катания?
Творческое задание: по возможности придумать стихотворную фразу для запоминания числа π.
Рефлексия.
Поставьте снеговику смайлик, на лице, с каким настроение Вы уходите с нашего урока.
Спасибо за урок. Урок закончен.
Просмотр содержимого презентации
«k_uroku_matematiki_v_6_kl_dlina_okruzhnosti_i_ploshchad_kruga»
« Да, много решено загадок от прадеда и до отца,
и нам с тобой продолжить надо тропу, которой
нет конца…»
Попробуйте отгадать загадку.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется -…
круг
окружность
Тема урока: Длина окружности и площадь круга
Коршунова Н.Н. учитель математики и информатики
Стоп - игра!
- Учитель говорит понятия и поочерёдно показывает несколько карточек-слайдов с изображением окружности и отрезков.
- Ученики пишут в тетрадях название тех отрезков, которые соответствуют понятию.
- Учитель говорит: «Стоп игра!», учащиеся ставят в тетради вертикальную черту.
- Учитель говорит следующее понятие, ученики продолжают писать после черты.
радиусы
Д
Е
У
К
Н
О
О
Р
А
К
И
Т
С
Ж
Р
Ь
хорды
Д
Е
У
К
Н
О
О
Р
А
И
С
Ж
диаметры
Е
Е
У
К
Г
О
Р
После выполнения упражнения, в тетрадях
должна получиться запись:
ОР, ОУ, КН, СЖ, ТЬ // РУ, АД, СИ // РУ, ГК .
Из полученных букв в каждой группе составить слова
окружность
круг
радиус
… центр окружности с любой точкой на окружности.
Окружность – замкнутая линия
без самопересечений…
… ограниченная окружностью.
Круг – это часть плоскости,…
… все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
… проходящая через центр.
Хорда - это отрезок, соединяющий…
… две точки окружности.
Диаметр – это хорда,…
… две точки окружности и проходящий через центр.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- ≈ 3,141592653589793238462643….)
ФОРМУЛЫ
Длина окружности
С = 2πr
S= πr 2
Площадь круга
1) Рисуем колобка, окружность радиусом 4 см и разукрашиваем цветными карандашами.
2)Рисуем снеговика, радиусы окружностей которого 3 см, 4,5 см и 6 см. Затем разукрашиваем.
1) Найдем длину окружности и площадь колобка
С = 2πr=2 ∙ 3 ∙4=24 (см)
S= πr 2 =3 ∙4∙4=48(см 2 )
2) Найдем площадь снеговика
S= S1+S2+S3
S1=3∙3∙3=27 (см 2 )
S2=3∙4,5∙4,5=60,75 (см 2 )
S3=3∙6∙6=108 (см 2 )
S=195,75 (см 2 )
СПАСИБО ЗА УРОК!