СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Получение (синтез) медного купороса"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой руководство (инструкцию) к практической работе предназначен для обучающихся девятых классов, хотя может использоваться в рамках внеурочной деятельности. Инструкция содержит подробное описание (цель работы, оборудование и реактивы, порядок выполнения и оформления работы), что поможет учителю подготовиться к уроку, грамотно организовать работу обучающихся, быстро проверить правильность их записей по имеющимся образцам. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению материала. Прежде чем приступить к лабораторным и практическим работам, необходимо провести инструктаж по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии с целью предотвращения травм и ожогов, а также порчи лабораторного оборудования. * Материал взят из учебника Химия 11 класс, Базовый уровень, Еремин, Кузьменко

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Получение (синтез) медного купороса"»

Практическая (лабораторная) работа

Синтез медного купороса

Рабочее место № __

Цель работы: изучить методику получения сульфата меди (II) и провести его синтез.

Оборудование (проверить наличие): чистая пробирка, химический стакан (50 мл.), стеклянная палочка, шпатель, держатель для пробирок, спиртовка, спички, воронка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, штатив с муфтой и кольцом.

Реактивы (проверить наличие): оксид меди (II), серная кислота (20% р-р).

Техника безопасности

Разогретая серная кислота - очень опасный реактив!
Будьте крайне осторожны и избегайте её попадания на кожу, одежду и рабочие поверхности.


Теория по теме: Медный купорос - пятиводный сульфат меди CuSO4 * 5H2O - одна из важнейших солей меди, которая часто используется в качестве исходного сырья для получения других соединений меди. Обладает дезинфицирующими, антисептическими, вяжущими свойствами. Применяется в медицине, в растениеводстве как антисептик, фунгицид или медно-серное удобрение.

Ход работы

  1. Получение раствора сульфата меди.

  1. Заполните пробирку на одну четверть выданным вам раствором серной кислоты. Поместите пробирку в держатель и аккуратно нагрейте раствор почти до кипения, сначала прогрев всю пробирку в пламени, а затем сконцентрировав нагревание в нижней части пробирки. Следите за тем, чтобы отверстие пробирки во время нагревания было направлено в сторону от вас и соседей!

  2. С помощью шпателя насыпьте в пробирку немного порошка оксида меди. Перемешайте раствор стеклянной палочкой. Что наблюдаете?

  3. Прибавьте следующую порцию оксида меди и снова перемешайте. Добавляйте оксид меди в раствор до тех пор, пока он не перестанет растворятся.

  4. Запишите уравнение реакции и наблюдения (признаки реакции) в тетрадь.

  1. Фильтрование. Отделите непрореагировавший оксид меди фильтрованием. Закрепите воронку в кольце штатива, носик её опустите в чистый химический стакан. Приготовьте фильтр (см. рисунок 3) и, пользуясь стеклянной палочкой, перенесите на него раствор сульфата меди.


  1. Упаривание фильтрата. Фильтрат перелейте в фарфоровую чашку и упарьте до появления плёнки на поверхности жидкости.

  2. Кристаллизация медного купороса. Поставьте раствор, находящийся в фарфоровой чашке, кристаллизоваться в сосуд со льдом. Выделившиеся кристаллы отфильтруйте. Дополнительное кол-во кристаллов может быть получено при испарении оставшегося раствора, из которого уже выделились кристаллы. Какой цвет имеют кристаллы медного купороса? При наличии микроскопа рассмотрите форму кристаллов и зарисуйте их.

  3. В отчёте опишите ход работы. Запишите вывод по работе в соответствии с поставленной целью. Удалось ли достичь цели?

После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!