Практическая работа «Практическое изучение назначения, расположения и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма и газораспределительного двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130»
Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц механизмов двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке. Научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, а поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши, механизм газораспределения, устанавливать распределительные шестерни по меткам, правильно регулировать тепловой зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов.
Иллюстративный материал — учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) и газораспределительным (ГРМ) механизмами; детали механизмов (ось коромысла укомплектованная), клапаны, толкатели, втулки толкателей, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка.
1. Изучить устройство КШМ и ГРМ двигателя ЗMЗ-53


Шатунно-поршневая группа:
а — поршень двигателя ЗИЛ-130 в сборе с шатуном; б, в — поршни двигателя ЗMЗ-53 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 — стопорное кольцо; 2 — поршневой палец; 3 — маслосъемные кольца; 4 — днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 — компрессионные кольца; б — поршень; 7 — шатун; 8 — метка на стержне шатуна; 9 — шатунный болт; 10 — крышка шатуна; 11 — корончатая гайка; 12, 15 — метки (выступы) на крышках шатунов; 13 — надпись на поршне; 14— номер на шатуне
2. Разобрать КШМ двигателя ЗMЗ-53:
• снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;
• снять с одного ряда крышку головки блока и ось коромысла в сборе;
• вынуть штанги, при помощи специального съемника извлечь толкатели;
• снять головку цилиндров, прокладку головки;
• выполнить три последние операции на другом ряду цилиндров;
• снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель;
• вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;
• расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;
• отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;
• вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;
• зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;
• зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;
• разобрать расширители маслосъемного кольца;
• снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;
• провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.
3. Собрать КШМ двигателя ЗMЗ-53 в следующем порядке:
• установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;
• завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100... 110 Н м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 1,8 мм;
• соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;
• застопорить кольцом поршневые пальцы;
• установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;
• установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой расширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;
• смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;
• смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;
• затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом (момент силы 68...75 Н м). Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.
4. Разобрать и собрать КШМ двигателя ЗИЛ-130.
Операции разборки и сборки те же, что и для КШМ двигателя ЗMЗ-53, но при сборке необходимо учитывать следующие особенности:

Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень:
а — поршень с поршневыми кольцами; б — маслосъемные кольца; в — последовательность операций установки элементов маслосъемного кольца; 1,2 — компрессионные кольца; 3 — маслосъемные кольца; 4 — кольцевой диск; 5 — радиальный расширитель; 6 — осевой расширитель; 7 — установка осевого расширителя; 8 — установка радиального расширителя; 9 — установка нижнего кольцевого диска; 10 — установка верхнего кольцевого диска
• замки всех трех компрессионных колец устанавливать через 120° (на 3M3-53 через 180°);
• момент силы при затягивании болтов крышек коренных подшипников 170... 180 Н м, а гаек крепления шатунных крышек 70...80 Н м;
• при установке поршней в цилиндрах левого ряда выступ на стержне шатуна и риска на днище поршня должны быть обращены в одну сторону (вперед), а для цилиндров правого ряда — в разные стороны;
• выполнить дефектацию всех снятых деталей.
5. Разобрать и собрать ГРМ двигателя 3M3-53:
• с демонтированной оси коромысел снять все детали, располагая их в порядке снятия, чтобы в последующем быстро и без ошибок провести сборку;
• при помощи приспособления сжать пружину клапана и снять сухари;
• снять со стержня клапана направляющую втулку сухарей, тарелку пружины, маслоотражательный колпачок, пружину;
• повернуть головку и вытащить клапан из направляющей;
• выполнить дефектацию снятых деталей;
• собрать ГРМ в обратном порядке;
• при установке распределительного вала в блок цилиндров шестерни коленчатого вала и распределительного вала установить по меткам;

Газораспределительный механизм двигателя 3M3-53:
а — снятие клапана; б — устройство клапана; 7 — рукоятка; 2 — рейка; 3 — упорная лапка; 4 — сухари; 5 — стержень; 6 — стопорное кольцо; 7 — маслоотражательный колпачок; 8 — выточка; 9 — пружина клапана; 10 — втулка; 11 — тарелка пружины; 12 — направляющая втулка; 13 — головка клапана; 14 — рабочая поверхность головки
• гайки головки блока затягивать в два приема и окончательно динамометрическим ключом (момент силы 73...78 Н• м);
• момент силы при затягивании гаек впускного коллектора 15.. .20 Н м.
6. Разобрать и собрать ГРМ двигателя ЗИЛ-130 в той же последовательности, что и для двигателя 3M3-53, однако болты крепления головки цилиндров заворачивать динамометрическим ключом равномерно в два приема (окончательный момент силы
70.. .90 Н м).
7. Отрегулировать тепловые зазоры между бойками коромысел и торцами стержней клапанов на холодных двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 до размера для обоих клапанов 0,25...0,30 мм, для чего;
• ослабить крепежные детали впускного коллектора;
• снять крышки коромысел, проверить надежность крепления головки цилиндров и стоек коромысел;
• закрепить впускной коллектор;
• вращая коленчатый вал, установить поршень первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия определяют по выталкиванию пробки);
• повернуть после этого еще коленчатый вал (на двигателе 3M3-53 до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя, на автомобиле ЗИЛ-130 до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкиве указателя установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных оборотов;
• в таком положении отрегулировать тепловой зазор у следующих клапанов: впускного и выпускного первого цилиндра, выпускного второго цилиндра, впускного третьего цилиндра, выпускного четвертого и пятого цилиндров, впускного седьмого и восьмого цилиндров. Зазоры у остальных клапанов отрегулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот);
• установить и закрепить крышки коромысел.
Инструкционно-технологическая карта
"Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей 3M3-53, ЗИЛ-130"
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ | ИНСТРУМЕНТ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ | ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УКАЗАНИЯ |
1. РАЗБОРКА ГРМ И КШМ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 И ЗИЛ-130 |
1. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ ВСАСЫВАЮЩЕГО КОЛЛЕКТОРА | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ | |
2. СНЯТЬ КОЛЛЕКТОР, ПРОКЛАДКИ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 17 ММ | |
3. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ ОДНОГО ИЗ РЯДОВ ЦИЛИНДРОВ | | |
4. СНЯТЬ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА | | |
5. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ ОСИ КОРОМЫСЛА | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 17 ММ | |
6. СНЯТЬ ОСЬ КОРОМЫСЛА В СБОРЕ | | |
7. ВЫНУТЬ ШТАНГИ ТОЛКАТЕЛЕЙ | | |
8. ИЗВЛЕЧЬ ТОЛКАТЕЛИ | СЪЕМНИК СПЕЦИАЛЬНЫЙ | |
9. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ (3M3-53), БОЛТЫ (ЗИЛ-130) ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 22 ММ (3M3-53), 19 ММ (ЗИЛ-130) | |
10. СНЯТЬ ГОЛОВКУ ЦИЛИНДРОВ, ПРОКЛАДКУ ГОЛОВКИ | | |
11. СНЯТЬ ГОЛОВКУ ЦИЛИНДРОВ НА ДРУГОМ РЯДУ, ВЫПОЛНИВ ОПЕРАЦИИ | | |
12. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ КРЫШКИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ШЕСТЕРЕН | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ | |
13. СНЯТЬ КРЫШКУ | | |
14. СНЯТЬ МАСЛООТРАЖАТЕЛЬ | | |
15. ВЫВЕРНУТЬ БОЛТЫ КРЕПЛЕНИЯ ФЛАНЦА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ | БОЛТЫ ВЫВОРАЧИВАТЬ ЧЕРЕЗ ОТВЕРСТИЯ В ШЕСТЕРНЕ |
16. ВЫНУТЬ ВАЛ С ШЕСТЕРНЕЙ | ПАССАТИЖИ | |
17.РАСШПЛИНТОВАТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШЕК КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПЕРВОГО И ПЯТОГО ЦИЛИНДРОВ | | |
18. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШЕК (3M3-53), БОЛТЫ (ЗИЛ-130) | КЛЮЧИ ТОРЦОВЫЕ 15 ММ (3M3-53), 19 ММ (ЗИЛ-130) | |
19. СНЯТЬ КРЫШКИ С ВКЛАДЫШАМИ | | |
20.ОТВЕРНУТЬ ГАЙКИ И КОНТРГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ ШАТУННЫХ КРЫШЕК ПЕРВОГО И ПЯТОГО ЦИЛИНДРОВ | КЛЮЧИ ГАЕЧНЫЕ 17, 19 ММ | |
21. СНЯТЬ ШАТУННЫЕ КРЫШКИ ПЕРВОГО И ПЯТОГО ЦИЛИНДРОВ | | |
22.ВЫНУТЬ ИЗ ЭТИХ ЦИЛИНДРОВ ПОРШНИ С ШАТУНАМИ | ТИСКИ | |
23.ЗАЖАТЬ В ТИСКАХ ШАТУН | | |
24. ИЗВЛЕЧЬ СТОПОРНЫЕ КОЛЬЦА ИЗ КАНАВОК БОБЫШЕК | КРУГЛОГУБЦЫ | |
25. ОСВОБОДИТЬ ШАТУН ИЗ ТИСКОВ | | |
26. ЗАЖАТЬ В ТИСКАХ ПОРШЕНЬ | ТИСКИ | ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ТИСКАХ ДЕРЕВЯННЫЕ ГУБКИ |
27. СНЯТЬ КОМПРЕССИОННЫЕ КОЛЬЦА И ДВА КОЛЬЦЕВЫХ ДИСКА МАСЛОСЪЕМНОГО КОЛЬЦА | ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ | РАСШИРИТЕЛИ МАСЛОСЪЕМНОГО КОЛЬЦА СНЯТЬ ВРУЧНУЮ |
2. СБОРКА КШМ И ГРМ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 И ЗИЛ-130 |
1. УСТАНОВИТЬ НА МЕСТО КРЫШКИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ПЕРВОГО И ПЯТОГО ЦИЛИНДРОВ | | ВКЛАДЫШИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СМАЗАТЬ МОТОРНЫМ МАСЛОМ |
2. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКИ (3M3-53), БОЛТЫ (ЗИЛ-130) КРЫШЕК | КЛЮЧИ ТОРЦОВЫЕ 15 ММ (3M3-53), 19 ММ (ЗИЛ-130), КЛЮЧ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ | ГАЙКИ, БОЛТЫ ЗАВЕРНУТЬ СНАЧАЛА ТОРЦОВЫМ КЛЮЧОМ, ОКОНЧАТЕЛЬНО — ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИМ, МОМЕНТ СИЛЫ, Н•М: 3M3-53—100...110 ЗИЛ-130 - 110... 130 |
3. ЗАШПЛИНТОВАТЬ ГАЙКИ | ПРОВОЛОКА 1,8 ММ, ПАССАТИЖИ | |
4. СОЕДИНИТЬ ПОРШЕНЬ С ШАТУНОМ ПОРШНЕВЫМ ПАЛЬЦЕМ | | ПОРШЕНЬ НАГРЕТЬ В ЧИСТОМ МОТОРНОМ МАСЛЕ ДО 60 °С. НА АВТОМОБИЛЕ 3M3-53 ШАТУНЫ ПРАВОГО РЯДА СОЕДИНИТЬ С ПОРШНЯМИ ТАК, ЧТОБЫ ВЫШТАМПОВАННЫЕ НОМЕРА НА СТЕРЖНЯХ ШАТУНОВ И НАДПИСЬ «ПЕРЕД» НА ПОРШНЯХ РАСПОЛАГАЛИСЬ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СТОРОНАХ. ДЛЯ ШАТУНОВ ЛЕВОГО РЯДА НОМЕРА И НАДПИСЬ ДОЛЖНЫ РАСПОЛАГАТЬСЯ С ОДНОЙ СТОРОНЫ. НА АВТОМОБИЛЕ ЗИЛ-130 ШАТУНЫ ПРАВОГО РЯДА СОЕДИНИТЬ С ПОРШНЯМИ ТАК, ЧТОБЫ СТРЕЛКИ НА ДНИЩАХ ПОРШНЕЙ УКАЗЫВАЛИ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СТОРОНЫ СПЕЦИАЛЬНЫМ ВЫСТУПОМ НА СТЕРЖНЯХ ШАТУНОВ, А ДЛЯ ШАТУНОВ ЛЕВОГО РЯДА — В ОДНУ СТОРОНУ; |
5. ВСТАВИТЬ В БОБЫШКИ ПОРШНЯ СТОПОРНЫЕ КОЛЬЦА | КРУГЛОГУБЦЫ | |
6. УСТАНОВИТЬ НА ПОРШЕНЬ ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА | | КОМПРЕССИОННЫЕ КОЛЬЦА СТАВИТЬ ВНУТРЕННЕЙ ВЫТОЧКОЙ ВВЕРХ, ЗАМКИ СМЕСТИТЬ ОДИН ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГОГО НА 180° ДЛЯ 3M3-53 И НА 120° ДЛЯ ЗИЛ-130. ЗАМКИ МАСЛОСЪЕМНОГО КОЛЬЦА РАСПОЛАГАТЬ У КОЛЬЦЕВЫХ ДИСКОВ ПОД УГЛОМ 180°, А У РАДИАЛЬНОГО И ОСЕВОГО РАСШИРИТЕЛЯ — ПОД УГЛОМ 90° К НИМ И С НАПРАВЛЕНИЕМ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СТОРОНЫ |
7. ВСТАВИТЬ ПОРШЕНЬ В ГИЛЬЗУ С НАДПИСЬЮ «ПЕРЕД» К НОСКУ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (3M3-53), СТРЕЛКАМИ К НОСКУ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (ЗИЛ-130) | ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ | ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА ОБЖАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ, ПОРШЕНЬ СМАЗАТЬ МАСЛОМ |
8. УСТАНОВИТЬ НИЖНИЕ ГОЛОВКИ ШАТУНОВ НА ШЕЙКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА | | ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ ВКЛАДЫШИ СМАЗАТЬ МАСЛОМ, ВЫСТУП НА КРЫШКЕ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ НА ОДНОЙ СТОРОНЕ С НОМЕРОМ НА СТЕРЖНЕ ШАТУНА (3M3-53) |
9. ЗАТЯНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ ШАТУННЫХ КРЫШЕК | КЛЮЧИ ГАЕЧНЫЕ 17 ММ (3M3-53), 19 ММ (ЗИЛ-130) | ЗАТЯГИВАТЬ СНАЧАЛА ТОРЦОВЫМ, А ЗАТЕМ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИМ КЛЮЧОМ, МОМЕНТ СИЛЫ, Н • М: 3M3-53— 68...75 ЗИЛ-130 - 70...80 |
10. ЗАВЕРНУТЬ КОНТРГАЙКИ | КЛЮЧИ ГАЕЧНЫЕ 17 ММ (3M3-53), 19 ММ (ЗИЛ-130) | КОНТРГАЙКИ НАВЕРНУТЬ ДО КОНЦА И ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАВЕРНУТЬ НА ОДИН- ДВА ОБОРОТА |
11. УСТАНОВИТЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ С ШЕСТЕРНЕЙ НА МЕСТО | | ШЕСТЕРНИ КОЛЕНЧАТОГО И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛОВ УСТАНОВИТЬ ПО МЕТКАМ |
12. ЗАВЕРНУТЬ БОЛТЫ КРЕПЛЕНИЯ ФЛАНЦА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ | |
13.УСТАНОВИТЬ МАСЛООТРАЖАТЕЛЬ | | |
14.УСТАНОВИТЬ КРЫШКУ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ШЕСТЕРЕН НА МЕСТО | | |
15.ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ | |
16. УСТАНОВИТЬ ПРОКЛАДКИ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ | | ПРОКЛАДКИ НАТЕРЕТЬ ГРАФИТНЫМ ПОРОШКОМ |
17.УСТАНОВИТЬ НА МЕСТО ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ | | ГАЙКИ (3M3-53), БОЛТЫ |
18. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКИ (3M3-53), БОЛТЫ (ЗИЛ-130) КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВОК | КЛЮЧ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ | (ЗИЛ-130) ЗАТЯГИВАТЬ РАВНОМЕРНО В ДВА ПРИЕМА В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ СИЛЫ ПРИ ЗАТЯГИВАНИИ, НМ: 3M3-53 — 73...78 ЗИЛ-130 - 70...90 |
19.УСТАНОВИТЬ ТОЛКАТЕЛИ | | |
20.УСТАНОВИТЬ ШТАНГИ ТОЛКАТЕЛЕЙ | | |
21. УСТАНОВИТЬ ОСИ КОРОМЫСЕЛ В СБОРЕ | | |
22. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ ОСЕЙ КОРОМЫСЕЛ | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 17 ММ | |
3. РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ БОЙКАМИ КОРОМЫСЕЛ И ТОРЦАМИ СТЕРЖНЕЙ КЛАПАНОВ НА ДВИГАТЕЛЯХ 3M3-53 И ЗИЛ-130 |
1. УСТАНОВИТЬ ПОРШЕНЬ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ВМТ КОНЦА ТАКТА СЖАТИЯ | | ТАКТ СЖАТИЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ВЫТАЛКИВАНИЮ ПРОБКИ, УСТАНОВЛЕННОЙ ВМЕСТО СВЕЧИ. ОБА КОРОМЫСЛА ДОЛЖНЫ СВОБОДНО ПОКАЧИВАТЬСЯ НА ОСИ В ПРЕДЕЛАХ ЗАЗОРА |
2. ПОВЕРНУТЬ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 3M3-53 — ДО СОВМЕЩЕНИЯ ВЫЕМКИ НА ШКИВЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА С ВЫСТУПОМ УКАЗАТЕЛЯ; ЗИЛ-130 — ДО СОВМЕЩЕНИЯ ОТВЕРСТИЯ НА ШКИВЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА С МЕТКОЙ ВМТ НА ШКАЛЕ УКАЗАТЕЛЯ УСТАНОВКИ МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ | | |
3. ОТРЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНЫ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА, ДЛЯ ЧЕГО: ОТВЕРНУТЬ КЛЮЧОМ КОНТРГАЙКУ РЕГУЛИРОВОЧНОГО БОЛТА; ПОВОРАЧИВАЯ БОЛТ ОТВЕРТКОЙ, УСТАНОВИТЬ ЗАЗОР ПО ЩУПУ; ЗАВЕРНУТЬ КОНТРГАЙКУ РЕГУЛИРОВОЧНОГО БОЛТА | ОТВЕРТКА, ЩУП, КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 14 ММ | ДВИГАТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОЛОДНЫМ. ДЛЯ ВСЕХ КЛАПАНОВ ЗАЗОРЫ РАВНЫ 0,25...0,30 ММ |
4. ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ЗАЗОР В ОСТАЛЬНЫХ ЦИЛИНДРАХ | | ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ПОРЯДКУ ЗАЖИГАНИЯ — ПЕРВЫЙ, ПЯТЫЙ, ЧЕТВЕРТЫЙ, ВТОРОЙ, ШЕСТОЙ, ТРЕТИЙ, СЕДЬМОЙ, ВОСЬМОЙ. ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ЦИЛИНДРА К ЦИЛИНДРУ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ПОВОРАЧИВАТЬ НА 90° |
5.УСТАНОВИТЬ КРЫШКИ КОРОМЫСЕЛ | | |
6. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКИ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШЕК КОРОМЫСЕЛ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 17 ММ | |
7.УСТАНОВИТЬ ПРОКЛАДКИ ПОД ВСАСЫВАЮЩИЙ КОЛЛЕКТОР | | |
8.УСТАНОВИТЬ ВСАСЫВАЮЩИЙ КОЛЛЕКТОР | | |
9. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКИ (3M3-53) И БОЛТЫ (ЗИЛ-130) КРЕПЛЕНИЯ ВСАСЫВАЮЩЕГО КОЛЛЕКТОРА | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ | ГАЙКИ ИЛИ БОЛТЫ ЗАТЯГИВАТЬ КРЕСТ-НАКРЕСТ (МОМЕНТ СИЛЫ 15... 20 Н М) |