1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | |
Тема урока | «Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда». |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый/углубленный |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность; потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях; стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы с использованием физических знаний |
Метапредметные познавательные выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; коммуникативные сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций публично представлять результаты выполненного проекта регулятивные |
Предметные характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон Архимеда при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение; объяснять физические явления, процессы и свойства тел, решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины; проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений (выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело) |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): выталкивающая(архимедова)сила, давление, объем погруженной части, плотность жидкости. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы). Урок по физике в 7 классе «Выталкивающая (архимедова)сила. Закон Архимеда». Урок освоения новых знаний. Демонстрационный эксперимент с ведерком Архимеда. Оборудование для выполнения практического задания по группам- 4 набора. Интерактивные задания, тесты (используется интерактивная доска и медиапроектор) . Фоторяд. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть каждого из вас! ЗАДАНИЕ В ВИДЕ РЕБУСА Сегодня мы наш урок начнем с ребуса: П= С Как вы думаете, почему я задала этот ребус? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Давайте попробуем вспомнить: Какие силы мы уже знаем? Задание на соответствие (для каждой картинки выбрать силу) Сила тяжести Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Сила реакции опоры 1 4 2 3 5 Ответ: 1- вес тела 2- сила реакции опоры 3 -сила трения 4 - сила упругости 5- сила тяжести |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Выход на тему и целеполагание Цель: создав проблемную ситуацию, выйти на тему урока и, по ключевым словам, определить цели урока. Какое физическое понятие объединяет все эти задания? СИЛА Запишем его в тетрадь, как начальное слово темы урока. А чтобы узнать какая сила, решите кроссворд, и тема станет известна! Действие силы на единицу площади поверхности… Прибор для измерения атмосферного давления….. Сила направлена … С глубиной давление жидкости… 1) | | | | Д | А | В | Л | Е | Н | И | Е | | | | 2) | | | Б | А | Р | О | М | Е | Т | Р | | | | | 3) | В | В | Е | Р | Х | | | | | | | | | | 4) | У | В | Е | Л | И | Ч | И | В | А | Е | Т | С | Я | | 5) | | | | | М | А | Н | О | М | Е | Т | Р | | | 6) | | | | В | Е | С | | | | | | | | | 7) | | | | | Д | И | Н | А | М | О | М | Е | Т | Р | 8) | | | | П | А | С | К | А | Л | Ь | | | | | Прибор для измерения давления… …это сила, с которой тело действует на опору или подвес.. Прибор для измерения силы…. Единица измерения давления… Назовите ключевое слово. Проверьте свои ответы в рабочих листах. Записываем тему урока: Сила Архимеда. Надо сформулировать задачи урока. - Перед вами на экране - ключевые слова. Используя их, назовите цели сегодняшнего урока: ТЫ узнаешь, от чего зависит Архимедова сила, убедишься в существовании этой силы ТЫ проверишь на опыте действие силы Архимеда ТЫ сможешь объяснить причины возникновения силы. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
1.Работа с инструкцией «Правила ТБ при выполнении лабораторных работ по физике» Новый материал: 2. Прием «Яркое пятно» Цель : используя рассказ о «Мертвом море», создать проблемную ситуацию Постановка проблемы: Ребята, я хочу вам рассказать об удивительном море. В нем невозможно утонуть. Человеческое дело без особых проблем удерживается на поверхности. На море можно спокойно лежать и читать книгу, не боясь укуса медузы или нападения акул. Любители поплавать в море будут крайне огорчены. Плавать в этом море крайне неудобно, практически невозможно. Ощущение, как будто на теле надето большое количество надувных жилетов. Может быть, кто-то знает, как оно называется? Почему в этом море невозможно утонуть? (Действует выталкивающая сила) Эту силу впервые рассчитал древнегреческий ученый Архимед. Поэтому ее называют Архимедовой. 3.Прием «Инсерт» . Читают текст, помечают, размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы. Записывают. Цель: промаркировать текст параграфа, определив для себя значимость информации: + - знаю - - новое ! – прошу помощи Откройте учебник, параграф 30, стр. 70. Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы а) определение силы Архимеда и запишите в тетрадь. б) причины возникновения силы Архимеда. Почему возникает сила Архимеда? Предлагаю посмотреть видеофрагмент об Архимеде и его открытии. 4.Эксперимент с ведерком Архимеда. Вывод: сила, выталкивающая тело, целиком погруженное в жидкость, равна весу жидкости в объеме этого тела. Силу, выталкивающую тело из жидкости, называют архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Обучающиеся записывают формулы для расчета Архимедовой силы, формулируют закон Архимеда. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
5.Прием «Примени правило на практике» А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей. Делим класс на группы. Каждой группе дано свое задание : выяснить от чего зависит сила Архимеда. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу. |
Задание первой группе Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел калориметра, нить. Определить архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела. № опыта | Вещество, цилиндр | Плотность вещества | Вес тела в воздухе P, Н | Вес тела в воде P1, H | Выталкивающая сила Fa = P1 – P, H | 1 | алюминий | | | | | 2 | медь | | | | | Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила _________________ от плотности тела Задание второй группе. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Определите архимедову силу, действующую на каждое тело. Сравните эти силы. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела. № опыта | Объем тела, куб.см | Вес тела в воздухе P, Н | Вес тела в жидкости P1, Н | Выталкивающая сила Fa = P – P1, Н | 1 | | | | | 2 | | | | | Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила ________________ объема тела Задание третьей группе. Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр. Определите архимедовы силы, действующие на тело в пресной воде, соленой воде и масле. Чем отличаются эти силы? Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в разных жидкостях? Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости. № опыта | Вес тела в воздухе | Жидкость | Вес тела в жидкости | Выталкивающая сила Fa = P – P1, H | 1 | | Вода | | | 2 | | Масло | | | Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила ________________ от плотности жидкости Задание четвертой группе. Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела. Высота столба жидкости, см | Вес тела воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Выталкивающая сила Fa = P – P1, Н | 55 | | | | 15 | | | | Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила _______________ от глубины погружения Задание пятой группе. Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра. Поочередно опуская фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела. Форма тела | Вес тела в воздухе | Вес тела в воде P1, Н | Выталкивающая сила Fa = P – P1, H | шар | | | | куб | | | | Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила _____________ от формы тела А сейчас каждая группа расскажет о своих результатах. Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учитель на доске в виде таблицы. Архимедова сила | Зависит от | Не зависит от | Объёма погруженной части тела | Плотности тела | Плотности жидкости | Формы тела | | Глубины погружения | |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Проверь себя! Выполните задания теста. 1.Действует ли архимедова сила на тела, находящиеся в воздухе? 1) Нет, она действует только в воде 2) Да, так как воздух — газ 3) Нет, ведь тела всё время находятся в воздухе 4) Среди ответов нет верного 2. Архимедова сила зависит от: 1) глубины погружения тела в жидкость 2) объёма тела 3) нет правильного ответа 3. На какое из тел действует самая маленькая сила Архимеда? 1)№1 2)№2 3)№3 4)№4 4.Тело плавает в некоторой жидкости. Как изменится сила Архимеда, если это тело поместить в жидкость, плотность которой вдвое больше? 1)Увеличится в 2 раза. 2)Уменьшится в 2 раза. 3)Не изменится ОТВЕТЫ: 2;2;4;1 |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
В Средиземном море, у берегов Египта, водится удивительная рыба «фагак». Приближение опасности заставляет «фагака» быстро заглатывать воду. При этом в пищеводе рыбы происходит бурное разложение продуктов питания с выделением значительного количества газов. Газы заполняют не только действующую полость пищевода, но и имеющийся при ней вырост. В результате тело «фагака» сильно раздувается, и он быстро всплывает на поверхность водоема. Здесь он плавает, повиснув вверх брюхом, пока выделившиеся в его организме газы не улетучатся. После этого он снова опускается на дно. Как использует силу Архимеда «фагак»? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на плавающий в керосине деревянный брусок, если брусок переместить из керосина в воду? Ответ поясните. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
З АДАНИЕ: ВОЗДУШНЫЕ «ШАРЫ СЧАСТЬЯ» «Шары желаний», или небесные фонарики – объёмные бумажные конструкции с огоньком внутри, летающие по принципу воздушного шара Для изготовления небесных фонариков традиционно натуральные рисовая бумага и каркас из бамбука. Топливный элемент крепится на верёвке со специальной негорючей пропиткой, вместо традиционной медной улучшает лётные качества и делает его полностью биоразлагаемым. Стоит заметить, что бумажный корпус китайских летающих фонариков пропитан восковым раствором, что не даёт ему загореться при попадании открытого огня (такая бумага обугливается, но не горит). Это делает запуск менее опасным. Вопрос 1: Выберите верный ответ. А. Архимедова сила, действующая на фонарик, в процессе горения топливного элемента уменьшается, поэтому шар взлетает. В. Средняя плотность фонарика с горячим воздухом внутри меньше плотности воздуха снаружи, поэтому фонарик поднимается. С. Небесный фонарик будет подниматься вверх бесконечно долго. Д. Поднявшись на большую высоту, небесный фонарик, изготовленный из биоразлагаемого материала, разлагается в воздухе. Ответ: ______В______________________________________________________ |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
1. Определите объем стальной плиты, полностью погруженной в воду, если на нее действует выталкивающая сила 35 Н. 2. Тело объемом 4 дм3 имеет массу 4 кг. Утонет ли тело в бензине? 3. Металлический цилиндр подвесили на пружине и полностью погрузили в воду. При этом растяжение пружины уменьшилось в 1,5 раза. Рассчитайте плотность металла. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! На тело, погруженное в ____________ или ________, действует сила _________________, направленная вертикально_________ и равна __________жидкости, вытесненной телом. Сила Архимеда зависит от ________жидкости, от ___ ____________погруженной части тела, не зависит от ______________. Проверим результаты на слайде презентации. БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Закончите фразу: 1) Сегодня на уроке я научился(ась)…. 2) Было интересно узнать … 3) Было трудно … |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1.Предложить разноуровневое задание по учебнику: 1. Первый уровень: § 42-43; вопросы, упр. 19№1; упр. 20№1 2. Второй уровень: § 42-43; вопросы, упр. 19№1-2; задание с.1-3 с.126 3. Третий уровень: § 42-43,упр 19№1-2; задание с.1-3 с.12; упр. 20№1-2 2. Сделать презентацию о древнегреческом ученом Архимеде: -кратко биографические сведения; -рассказать о его открытиях. Презентация выполняется в редакторе презентаций и должна содержать не более 5 слайдов, учитывая титульный. При проверке необходимо использовать три критерия оценивания: 1. Содержательная корректность 2. Грамотность письменной речи (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок). 3. Работа в редакторе презентаций (оформление титульного слайда и наличие заголовка на каждом слайде, использование |