Практическая работа №3. « Разработка заданий по читательской грамотности.»
Выполнила: Гурлёва Галина Геннадьевна.
Первое задание на умение находить и извлекать информацию.
8класс. «Из Устава о наследии престола.»
«Какою злостию надмен был сын наш Алексей! Не раскаянием оное его намерение, но милостию Божию ко всему нашему Отечеству пресеклось. А всё от обычая , что старшему сыну наследство давали. к тому же, один он тогда мужеского полу нашей фамилии был.
Сей недобрый обычай не знаю для чего так был затверждён. Ежели должны мы иметь попечение о целости нашего государства , то за благо рассудили мы сей Устав учинить , дабы всегда было в воле государя – кому хочет , тому и определит наследство , чтобы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имели узду на себе.»
1).О каком традиционном порядке престолонаследия упоминает Пётр?
2). О чём «печётся» заботится) правитель?
Задание 1 на интеграцию и интерпретацию информации.
А). В чём суть вводимого новшества?
Б).Чем Пётр I объясняет необходимость такой меры?
Задание1 на осмысление и оценивание содержания и формы текста.
Предположите , почему петровский Устав о наследии стал поворотным документом в истории династии Романовых?
Как можно оценить , с вашей точки зрения, в отношении назначения себе преемника, такой шаг ПетраI?
Задание2 на умение находить и извлекать информацию.
(Выбор всех правильных ответов).
6класс. «Византийский историк Прокопий Кесарийский о славянах(VIвек)
«Ведь эти народы… не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.…они считают, что один из богов – создатель молнии- именно он есть единый владыка всего,и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных.
Вступая же в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают.
Есть у тех и других единый язык, совершенно варварский.
Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки , и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.»
«Византийский император Маврикий о славянах(VI)век.
«Народы славян… одинаковы и по образу жизни, и по нравам. Свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами , ни повиноваться, особенно в собственной земле.
Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны.
У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в стога.»
Прочитайте два отрывка.
Выберите в списке 3 верных суждения.
1.В одном из источников говорится о том, что у славян существует народовластие.
2.Приводится факт языческих верований у этого народа.
3.В одном из источников дана информация об особом повиновении славян в собственной земле.
4.Достоинствами славян выделяют авторы: выносливость, красоту, доброту, дружелюбие.
5.Главными занятиями славян в VI веке были охота и собирательство.
Задание3 на умение находить и извлекать информацию.
8класс. «Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии.”
«Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства.
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.
Какой предлог самодержавного правления? Не тот , чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра.
Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.
Государь есть источник всякой государственной и гражданской власти.»
Прочитайте документ «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии» и выберите неправильные утверждения, составленные к данному документу.
1). «Главный постулат(положение) «Государь- источник власти»;
2). В соответствии с этим «Наказом», «необходимо повиноваться и Господину и другим властям»;
3). «Власть самодержавная должна распространяться на всё государство»;
4).По мнению ЕкатериныII, мотив её правления – «отсутствие вольности у людей»;
5). «Сим Наказом укрепится слава граждан, государства и государя.»
Задание 2 на интеграцию и интерпретацию информации.
8кл. «Современники об Анне Иоанновне»
Граф Эрнст Миних, сын фельдмаршала:
«Станом была она велика и взрачна. Недостаток в красоте награждаем был благородным и величественным лицерасположением. Она имела большие карие и острые глаза, нос немного продолговатый, приятные уста и хорошие зубы.
Волосы на голове были тёмные, лицо рябоватое и голос сильный и проницательный. сложением тела она была крепка и могла сносить многие удручения.
Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая
(урождённая графиня Шереметева, супруга князя И,А, Долгорукова):
«Престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идёт – всех головою выше и чрезвычайно толста.»
1).Прочитайте описание внешнего облика Анны Иоанновны.
2).Как можно объяснить их значительные различия, если учесть, что оба автора высказываний принадлежали к придворной среде, неоднократно видели императрицу?
3).Следует ли принять во внимание личности и биографии мемуаристов, опыт их общения с императрицей?
Задание 3 на интеграцию и интерпретацию информации.
(Задание на сопоставление)
Статистическая таблица «Протяжённость железных дорог.»
Доля отдельных стран в % | год | 1840 | 1880 | 1900 |
| Протяжённость железных дорог(км) | 8845 | 357395 | 749793 |
| Европа(без России) | 46,3 | 37,9 | 28.4 |
| Великобритания | 27 | 7 | 4 |
| Франция | 4,7 | 6,6 | 4,9 |
| Германия | 6,2 | 9,1 | 6,9 |
| Россия | 0,4 | 5,0 | 5,9 |
| Северная Америка | 51,5 | 45,5 | 45,4 |
| Азия | - | 3,2 | 7,4 |
| Африка | - | 1,3 | 2,2 |
| Австралия | - | 2,1 | 3,2 |
Страны:
1.Франция;
2.Великобритания;
3.Россия;
4.Австралия;
5.Северная Америка;
6.Германия
7.Европа (без России);
8.Африка;
9.Азия;
10класс. Рассмотрите таблицу «Протяжённость железных дорог». Установите правильное соотнесение между утверждениями и странами.
Утверждения:
А).В 1840 году наименьшая протяжённость железных дорог была у России;
Б).Лидер по протяжённости ж/д на 1880год;
В). К началу XX века протяжённость ж/д падает почти в 7раз;
Г). Протяжённость железных дорог к 1900году увеличивается в разы;
Задание2 на осмысление и оценивание содержания и формы текста.
Можно ли сделать вывод о времени начала промышленной революции в России?
Задание с развёрнутым ответом.
1.Рассмотрите карту. «Промышленная революция в Европе»
2. Охарактеризуйте процесс распространения крупной машинной индустрии и промышленной революции в странах Европы. Выделите регионы Европы, где в наибольшей степени были сконцентрированы новые отрасли промышленности. Сделайте вывод.