Практическая работа № 5
Решение экспериментальных задач по теме:
«Важнейшие неметаллы и их соединения»
Рабочее место № ___
Цель работы: доказать наличие определённых ионов в водных растворах солей.
Оборудование (проверить наличие): чистые пробирки (4 шт.), держатель для пробирок, спиртовка, спички.
Реактивы (проверить наличие): растворы сульфата аммония, хлорида меди (II), нитрата серебра, (орто-) фосфата натрия, хлорида бария, гидроксида натрия или калия, серной кислоты.
Техника безопасности |
| Кислоты и щёлочи — едкие вещества! Их попадание на кожу может привести к химическому ожогу. |
| Соединения меди и бария - очень токсичны и могут вызвать тяжёлое отравление или раздражение кожи рук! |
Избегайте попадания реактивов на рабочие поверхности! |
Ход работы
Задание 1. Качественное определение сульфата аммония
Используя выданные растворы веществ, докажите опытным путём состав сульфата аммония.
чистые .сульфатаммония.К содержимому первой пробирки добавьте равное кол-во щёлочи (гидроксида натрия или калия), затем в отверстие пробирки внесите влажную индикаторную бумагу. Что наблюдаете?При необходимости нагрейте пробирку в пламени спиртовки.апишите уравнение реакции к данному опыту, составьте полное и сокращённое ионное уравнение, отметьте признаки реакции.Наблюдение (признаки реакции): ...
(NH4)2SO4 + NaOH → . . .+ . . . + . . .
Полное ионное уравнение: ...
Сокращённое ионное уравнение:...
второйдобавьте 5-7 капель алорида бария. Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции к данному опыту, составьте полное и сокращённое ионное уравнение, отметьте признаки реакции.Наблюдение (признаки реакции): ...
(NH4)2SO4 + BaCl2 → . . .+ . . .
Полное ионное уравнение: ...
Сокращённое ионное уравнение:...
Задание 2. Качественная реакция на фосфат-анион (-PO4 3-)
Используя выданные растворы веществ, проведите реакцию, которой соответствует следующее сокращённое ионное уравнение:
PO4 3- + 3Ag+ → Ag3PO4↓
Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Отметьте признаки реакции.
Подсказка: для осуществления данной реакции необходимо взять растворимый фосфат какого-нибудь металла и растворимую соль серебра.
Задание 3. Получение сульфата меди (II)
Используя выданные растворы веществ, осуществите следующие превращения:
CuCl2 → Cu(OH)2 → СuSO4
Запишите уравнения реакций в молекулярном виде. Отметьте признаки реакций. Для второй реакции составьте полное и сокращённое ионное уравнение.
-
CuCl2 + . . . → Cu(OH)2↓ + . . .
Наблюдение: ...
-
Cu(OH)2 + . . . → СuSO4 + . . .
Полное ионное уравнение:
Сокращённое ионное уравнение:
Наблюдение: ...
После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!