Методика выполнения экспериментов
Практическая работа
Решение экспериментальных задач по теме
«Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны»
СПИРТЫ
Опыт 1. Получение уксусного альдегида
окислением этилового спирта оксидом меди (II)
Реактивы: этанол, медная проволока Cu, спиртовка, спички, держатель.
Оборудование: пробирка, держатель, стеклянная палочка, мерная пробирка, весы.
Налейте в пробирку 1 мл этанола. Нагрейте медную проволоку в пламени спиртовки до образования на её поверхности чёрного налёта оксида меди (II) CuO. Раскалённую докрасна проволоку опустите в пробирку с этанолом. Эту операцию повторите несколько раз. Уксусный альдегид в небольшой концентрации пахнет яблоками.
Опыт 2. Получение уксусного альдегида
окислением этилового спирта дихроматом калия
Реактивы: этанол, дихромат калия K2Cr2O7, раствор серной кислоты H2SO4.
Оборудование: пробирка, стеклянная палочка, мерная пробирка, весы.
В пробирку насыпьте 0,5 г K2Cr2O7, прилейте 2 мл раствора H2SO4 и постепенно при встряхивании 2 мл этанола. Происходит разогревание смеси и изменение её окраски.
Опыт 3. Йодоформная проба
Реактивы: этанол, раствор Люголя (раствор I2 в KI), раствор гидроксида натрия NaOH, вода.
Оборудование: пробирка, спиртовка, спички, держатель, стеклянная палочка, стеклянная трубка.
В пробирку налейте 3 капли этанола. Добавим раствор Люголя (раствор I2 в KI). Добавляйте по каплям щёлочь NaOH. Постепенно раствор светлеет. Продолжайте добавлять NaOH. Через некоторое время появляется желтоватый осадок йодоформа. Нагреем пробирку с йодоформом. Раствор становится прозрачным. При охлаждении в воде вновь появляется осадок йодоформа.
Опыт 4. Обнаружение гликольного фрагмента в глицерине (получение глицерата меди (II))
Реактивы: глицерин, раствор гидроксида натрия NaOH, раствор сульфата меди (II) CuSO4. Оборудование: пробирка.
В пробирку налейте 1 мл CuSO4 и немного раствора NaOH до образования голубого осадка гидроксида меди (II) Cu(OH)2. К полученному осадку добавьте по каплям глицерин. Смесь взболтайте. Происходит растворение осадка и изменение окраски.
ФЕНОЛЫ
Опыт 5. Качественная реакция на фенолы
Реактивы: водный раствор фенола, раствор хлорида железа (III) FeCl3. Оборудование: пробирка.
В пробирку налейте 1 мл водного раствора фенола. Добавьте немного раствора FeCl3. Происходит изменение окраски.
АЛЬДЕГИДЫ
Опыт 6. Реакция «серебряного зеркала»
Реактивы: водный раствор альдегида, раствор нитрата серебра AgNO3, раствор гидроксида натрия NaOH, водный раствор аммиака NH3⦁Н2О. Оборудование: пробирка, спиртовка, спички, держатель.
В пробирку налейте 1 мл водного раствора фенола. Добавьте немного раствора FeCl3. Происходит изменение окраски.
а) Получение реактива Толленса
Приготавливается непосредственно перед применением из растворов AgNO3, NaOH и NH3⦁Н2О. 1 мл раствора AgNO3 смешивают с 1 мл NaOH; выпавший осадок оксида серебра растворяют, осторожно добавляя несколько капель раствора NH3⦁Н2О. Формула реактива Толленса: [Ag(NH3)2]OH
б) Получение зеркальной поверхности
В пробирку налейте 2 мл реактива Толленса, 1 мл раствора альдегида, осторожно нагрейте на спиртовке. Поверхность пробирки покрывается ровным слоем серебра.
Опыт 7. Окисление альдегида гидроксидом меди (II)
Реактивы: водный раствор альдегида, раствор сульфата меди CuSO4 (II), раствор гидроксида натрия NaOH.
Оборудование: пробирка, спиртовка, спички, держатель.
В пробирку налейте 1 мл CuSO4 и немного раствора NaOH до образования голубого осадка гидроксида меди (II) Cu(OH)2. К полученному осадку добавьте по каплям раствор альдегида. Смесь взболтайте. Осторожно нагрейте на спиртовке. Происходит изменение окраски осадка.
Опыт 8. Определение органических веществ
Задача. В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы фенола, альдегида, этанола. Определите в каких пробирках находятся эти вещества.
Оформление
Практическая работа № 4
Решение экспериментальных задач по теме
«Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны»
Цель работы: …………………………………
Ход работы
№ опыта | Название опыта | Что делаю | Что наблюдаю | Уравнение реакции |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | Задача | | | |
Вывод: в результате проделанной работы я узнал (а)……, научился (лась)…….