Практическая работа 4.
«Решение задач по генетике».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии;
научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы
наследственности, научиться определять характер наследования.
Оборудование: карточки с алгоритмом решения генетических задач
Первый вариант
Ход работы
1.Моногибридное скрещивание с полным доминированием
Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
2. Моногибридное скрещивание с неполным доминированием
При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании чёрных кур и черных петухов – чёрными. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство пёстрых кур?
3.Анализирующее скрещивание.
Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?
4. Наследование групп крови.
В деревне умер мельник. Похоронив отца, Наследство поделили три брата-молодца: Взял старший братец мельницу, второй прибрал осла, А кот достался младшему - кота взял младший брат. По закону ли поделили наследство братья, ведь многие соседи считали, что не все братья были родными сыновьями мельника? Можно ли на основании групп крови считать братьев сыновьями мельника? Группы крови таковы: мельник – JАJО, его жена – JАJВ, первый сын – j0j0, второй сын – JАJА, третий сын – JВJО.
5. Наследование, сцепленное с полом.
Могут ли дети мужчины, страдающего гемофилией и женщины без аномалий (отец которой был болен гемофилией) быть здоровыми?
6. Вывод:
-Какие генетические закономерности вы использовали при решении задач?Практическая работа 4.
«Решение задач по генетике».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии;
научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы
наследственности, научиться определять характер наследования.
Оборудование: карточки с алгоритмом решения генетических задач
Второй вариант
Ход работы
1.Моногибридное скрещивание с полным доминированием
Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определить потомство по генотипу и фенотипу, если чёрный мех доминирует над серым.
2. Моногибридное скрещивание с неполным доминированием
При скрещивании гомозиготных красных (доминантный признак) и белых коров получаются телята с чалой окраской. Каких телят и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания красного быка с чалой коровой?
3.Анализирующее скрещивание.
Фокстерьеры, гомозиготные по рецессивным алелем определенного гена, слепые от рождения. Пара производителей с нормальным фенотипом дала семь щенков, из которых пять имели нормальный фенотип, а двое оказались слепыми. Установите генотипы родителей и их потомков.
4. Наследование групп крови.
У Белоснежки вторая группа крови, а у Принца – третья. Какова вероятность рождения наследника с первой группой крови, в каком случае это возможно?
5. Наследование, сцепленное с полом
У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?
6. Вывод:
-Какие генетические закономерности вы использовали при решении задач?Практическая работа 4.
«Решение задач по генетике».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии;
научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы
наследственности, научиться определять характер наследования.
Оборудование: карточки с алгоритмом решения генетических задач
Третий вариант
Ход работы
1.Моногибридное скрещивание с полным доминированием
Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?
2. Моногибридное скрещивание с неполным доминированием
У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?
3.Анализирующее скрещивание.
При скрещивании мух дрозофил с длинными крыльями получены длиннокрылые и короткокрылые потомки. Какой из признаков определяется доминантным геном? Каковы генотипы родителей?
4. Наследование групп крови.
Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?
5. Наследование, сцепленное с полом
Гемофилия у человека обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. У здоровых родителей родился один здоровый сын и три здоровых дочери, а один сын оказался гемофиликом. Какова вероятность рождения детей-гемофиликов у дочерей, если они выйдут замуж за здоровых мужчин?
6. Вывод:
-Какие генетические закономерности вы использовали при решении задач?Практическая работа 4.
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии;
научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы
наследственности, научиться определять характер наследования.
Оборудование: карточки с алгоритмом решения генетических задач
Четвертый вариант
Ход работы
1.Моногибридное скрещивание с полным доминированием
У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?
2. Моногибридное скрещивание с неполным доминированием
При скрещивании между собой растений редиса с овальными корнеплодами получено 66 растений с округлыми, 141 - с овальными и 72 с длинными корнеплодами. Как осуществляется наследование формы корнеплода у редиса? Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными и округлыми корнеплодами?
3.Анализирующее скрещивание.
Женщина с нерыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет рыжие, а отец нерыжие волосы. От этого брака родился мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы всех упомянутых лиц.
4. Наследование групп крови.
У матери первая группа крови, у отца - четвертая. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
5. Наследование, сцепленное с полом
У Курочки Рябы сцепленный с полом ген D определяет черную окраску, а ген d – рябую. Скрестили черную курочку с рябым петухом. Каковы генотипы родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых курочек?
6. Вывод:
-Какие генетические закономерности вы использовали при решении задач?
Практическая работа 4.
«Решение задач по генетике».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии;
научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы
наследственности, научиться определять характер наследования.
Оборудование: карточки с алгоритмом решения генетических задач
Пятый вариант
Ход работы
1.Моногибридное скрещивание с полным доминированием
Способность лучше владеть правой рукой у человека доминирует над леворукостью. Женщина-правша, у которой отец был левша, вышла замуж за мужчину-правшу. Можно ли ожидать, что их дети будут левшами? Родословная мужчины по этому признаку не известна.
2. Моногибридное скрещивание с неполным доминированием
Скрестили длинноухих овец с безухим бараном. В первом поколении все ягнята были короткоухие. Определить генотипы родителей и потомства. Каких ягнят и в каком соотношении можно ожидать во втором поколении.
3.Анализирующее скрещивание.
Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?
4. Наследование групп крови.
Родители имеют II и III группы крови, а их сын – I группу. Определите генотипы крови родителей и ребёнка. Возможно ли переливание крови родителей их ребёнку?
5. Наследование, сцепленное с полом
Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак, рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка Карлсона тоже сладкоежка, а мама нет. Запишите генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, какова вероятность, что они были бы сладкоежками? Решите два варианта задачи: папа любит сладкое и не любит.
6. Вывод:
-Какие генетические закономерности вы использовали при решении задач?Практическая работа 4.
«Решение задач по генетике».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии;
научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы
наследственности, научиться определять характер наследования.
Оборудование: карточки с алгоритмом решения генетических задач
Шестой вариант
Ход работы
1.Моногибридное скрещивание с полным доминированием
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
2. Моногибридное скрещивание с неполным доминированием
У ночной красавицы красная окраска цветка неполно доминирует над белой. В результате скрещивания гомозиготного красного растения (АА) с белым (а) всё потомство оказывается с розовыми цветками. Составьте схему скрещивания для получения F1 и F2. Каково будет расщепление в F2 по признаку окраски?
3.Анализирующее скрещивание.
При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?
4. Наследование групп крови.
У Мальчика-с-пальчик группа крови JАJВ, его матушка имеет группу крови JАJО. Какую группу крови может иметь отец?
5. Наследование, сцепленное с полом
У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?
6. Вывод:
-Какие генетические закономерности вы использовали при решении задач?