Практическая работа №9
Решение задач по теме «Цепи и сети питания»
Цель: познакомиться со сложными пищевыми взаимодействиями между организмами; сформировать представление о пищевых цепях в природных биогеоценозах.
Вариант 1
1-2 балла.
1. Расположите последовательно звенья пищевой цепи водоема: а) ряска, рдест; б) окунь, серая цапля; в) плотва, карась.
3-4 балла.
2. Определите правильно составленную схему пастбищной цепи питания
а) ястреб → дрозд → гусеницы → листья;
б) листья → гусеницы→ дрозд → ястреб;
в) ястреб → дрозд → листья → гусеницы ;
г) тля→ листья → божья коровка→ паук →скворец;
д) листья → тля → божья коровка → паук →скворец → ястреб.
5-6 баллов.
3. Определите функциональную роль следующих организмов: олень, жук-навозник, хлорелла, дизентерийная амеба, ель, дятел, волк, подосиновик, гнилостные бактерии, белый медведь, белка, тля.
Консументы I порядка_______________________________
Консументы II порядка______________________________
Консументы III порядка_____________________________
7-8 баллов.
4. Составьте три схемы цепи питания. Все они должны начинаться растениями или мертвыми органическими остатками. Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором- муха, в третьем- дикий кабан. Все схемы должны заканчиваться человеком.
9-10 баллов.
5. Согласно изображенной цепи питания
Отмершие остатки водных организмов → микроорганизмы →донные одноклеточные → дафнии → зеленые водоросли → плотва→ щука
предположите, как отразится на жизни водоема выпадение каждого из звеньев цепи.
Практическая работа №9
Решение задач по теме «Цепи и сети питания»
Цель: познакомиться со сложными пищевыми взаимодействиями между организмами; сформировать представление о пищевых цепях в природных биогеоценозах.
Вариант 2
1-2 балла.
1. Расположите последовательно звенья пищевой цепи смешанного леса: а) косуля, заяц-русак; б) волк, куница; в) жук- могильщик; г) листья зеленых растений.
3-4 балла.
2. Определите правильно составленную схему пастбищной цепи питания:
а) леопард → газель → трава;
б) клевер → заяц → орел → лягушка;
в) перегной → дождевой червь → землеройка → горностай;
г) трава → зеленый кузнечик → лягушка→ уж;
д) мышь полевая → семена злаков → ястреб
5-6 баллов
3. Определите функциональную роль следующих организмов: белый медведь, белка, тля, серая крыса, тигр, паук-крестовик, волк, кролик, домовая мышь, бабочка, гусеница, лисица, колорадский жук, кузнечик.
Консументы I порядка_______________________________
Консументы II порядка______________________________
Консументы III порядка_____________________________
7-8 баллов
4. Составьте три схемы цепи питания. Все они должны начинаться растениями или мертвыми органическими остатками. Промежуточным звеном в первом случае должен быть заяц, во втором- окунь, в третьем- щука. Все схемы должны заканчиваться человеком.
9-10 баллов.
5. Как отразится на жизни биоценоза выпадение каждого из пяти компонентов предложенной пищевой цепи
Остатки отмерших → почвенные → высшие → мышь- → ушастая сова
животных микроорганизмы злаковые растения полевка