Практическая работа № 5
Тема: «Сбор и систематизация материала для проекта»
Цели работы:
Ознакомить с требованиями для сбора и систематизации материалов индивидуального проекта: обобщение знаний о проекте, содержании и этапах выполнения:
Образовательная: познакомить обучающихся с требованиями сбора и систематизации материалов учебного проекта: создавать условия для развития интереса, познавательной активности, творческих способностей;
Развивающая: привить навыки чёткого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать становлению умения решать поставленные задачи для достижения целей; способствовать формированию навыков по содержанию, оформлению и выполнению проекта;
Воспитательная; способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию; способствовать воспитанию гражданской идентичности через уважение ценностей семьи, внимательности, эстетического вкуса.
Задание 1. Прочитайте текст «А» и заполните таблицу 1.
ТЕКСТ «А»
Основными источниками информации являются:
- книги;
- энциклопедии;
- справочники;
- каталоги;
- журналы;
- проспекты;
- телевидение, радио;
- рекламная деятельность массового характера;
- законодательные и нормативные акты;
- совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей;
- выступления государственных, политических и общественных деятелей;
- публикуемые отчеты;
- интервью руководителей и специалистов;
- узкоспециализированные периодические печатные издания;
- пособия, учебники;
- печатная реклама предприятий;
- запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
- сотрудничество и обмен информацией на интернет-порталах;
- специализированные выставки и ярмарки;
- посещение предприятий;
- общение со специалистами.
Таблица 1 – Систематизируйте источники информации в табличную форму
Источники информации | Виды |
Печатные издания | |
Специальные издания | |
Рекламная продукция | |
Юридические документы | |
Публичные мероприятия | |
Каналы СМИ | |
Интернет - ресурсы | |
Каналы личной коммуникации | |
Задание 2. Прочитайте текст «Б» и заполните таблицу 2.
ТЕКСТ «Б»
Информация - это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков и сигналов.
Предметное содержание информации позволяет уяснить свойства – достоверность и полноту, ценность и актуальность, ясность и понятность.
Информацию можно собирать, хранить, передавать, систематизировать и т.д. Все эти действия называют информационными процессами.
На практике используются следующие основные методы сбора первичной информации:
- наблюдение;
- эксперимент;
- имитация;
- опрос.
Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного и планомерного восприятия исследуемых объектов, результаты которого фиксируются наблюдателем. При этом наблюдателем не устанавливается контактов с исследуемыми объектами и отсутствует контроль над факторами, влияющими на их поведение.
Наблюдение обычно используется в исследованиях поискового характера. Оно позволяет поддерживать стабильные условия и использовать технические средства. Оно может быть скрытым (с применением телекамер, например) и открытым (с непосредственным участием исследователя). В зависимости от преследуемых целей наблюдение может быть свободным и стандартизированным (задаются определенные критерии для исследования).
Достоинства этого метода:
- простота и относительная дешевизна;
- исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователем.
Недостатки этого метода:
- не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов и процессы принятия ими решений;
- большие затраты времени;
- некоторые явления недоступны наблюдателю.
Эксперимент - метод сбора информации о поведении исследуемых объектов в специально созданных условиях, предусматривающий установление контроля над всеми факторами.
Эксперименты, проходящие в искусственной обстановке (тесты товаров, цены, рекламы) называются лабораторными, а осуществляемые в реальных условиях - полевыми. Первые - позволяют контролировать посторонние факторы, вторые - не исключают влияния посторонних факторов.
Полевое исследование позволяет быстро и всесторонне ознакомиться с исследуемым объектом и многими другими условиями.
Достоинства эксперимента:
- объективный характер,
- возможность установления причинно-следственных связей между факторами.
Недостатки эксперимента:
- трудности с организацией контроля над всеми факторами в естественных условиях;
- сложности воспроизведения нормального поведения объекта в лабораторных условиях;
- высокие издержки.
Имитация (имитационное моделирование) представляет собой математическую, графическую или иную модель контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику предприятия.
Имитация как метод сбора информации представляет собой процесс создания модели и ее экспериментальное применение для того, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведение и характеристики.
Имитационное моделирование позволяет всесторонне изучить множество факторов и свойств исследуемого объекта.
Достоинство имитации заключается в том, имитационное моделирование иногда оказывается единственным способом исследования; имитационное моделирование позволяет дать представление о том, какие из свойств объекта являются наиболее существенными.
Недостаток имитации состоят в сложности и трудоемкости создания модели, требует больших временных и стоимостных затрат.
Опрос (анкетирование) - это метод сбора информации путем установления контактов с объектами исследования.
Источником информации при проведении массовых опросов выступает население, не связанное по роду своей деятельности с предметом анализа.
Сплошные опросы обычно применяются при изучении мнения пользователей товаров производственного назначения.
Достоинство анкетирования состоит в практически неограниченной области его возможного применения, позволяющего получить сведения о текущем поведении объекта, его поведении в прошлом и намерениях в будущем.
Недостатки анкетирования заключаются в большой трудоемкости, значительных затратах на проведение опросов, возможном снижении точности полученной информации, связанной с неправильными или искаженными ответами.
Таблица 2 – Систематизируйте полученную информацию в табличную форму
Метод сбора информации | Сущность метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Наблюдение | | | |
Эксперимент | | | |
Имитация | | | |
Опрос | | | |