Практическая работа
"Система смазки двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53"
Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц системы охлаждения, смазочной системы, приобрести навыки в разборке, сборке схем подачи, циркуляции масла и охлаждающей жидкости.
Иллюстративный материал — учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — блоки цилиндров, агрегаты системы смазки (маслонасос, центробежный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центробежного фильтра, маслонасоса.
1. Изучить устройство и работу системы смазки двигателя ЗИЛ-130.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/23/s_5bcf6474f3b4f/976549_1.jpeg)
Cистема cмазки двигателя ЗИЛ-130:
а — общая схема; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — маслопровод от насоса к центрифуге; 5 — маслораспределительная камера; 6 — указатель давления масла (манометр); 7 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 — полнопоточная центрифуга; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием); 11 — левый магистральный канал; 12 — трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 — трубка слива масла из компрессора; 14 — масляный радиатор; 15 — трубопровод слива масла из радиатора; 16 — зубчатое колесо распределительного вала; 17 — зубчатое колесо коленчатого вала; 18 — канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 — грязеуловительная полость; 20 — поддон; 21 — правый магистральный канал; 22 — маслоприемник; 23 — канал в стойке оси; 24 — полая ось коромысла; 25 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра;
2. Разобрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в следующем порядке:
• посредством съемника снять с верхнего конца вала направляющую муфту;
• зажать верхнюю секцию насоса в тисках таким образом, чтобы можно было вывернуть болты крепления секций;
• вывернуть пробку из корпуса нижней секции, извлечь пружину и перепускной клапан;
• вывернуть пробку редукционного клапана из перегородки промежуточного корпуса, извлечь пружину и редукционный клапан;
• освободить насос из тисков и снять корпус верхней и нижней секций;
• продефектировать снятые детали, очистить масляные каналы.
3. Собрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в последовательности, обратной его разборке.
4. Изучить фильтры очистки масла и разобрать фильтр центробежной очистки масла (центрифугу), для чего:
• отвернуть гайку крепления кожуха на оси;
• отвернуть пробку в корпусе (на двигателе ЗИЛ-130 вставить бородок в отверстие для фиксации ротора от проворачивания);
• зажать корпус фильтра в тисках;
• отвернуть гайку крепления колпака, снять колпак, сетчатый фильтр и вставку;
• отвернуть гайку крепления ротора на оси, снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор в сборе;
• вывернуть из корпуса центрифуги пробку перепускного клапана, извлечь пружину и клапан;
• продефектировать детали, очистить ротор.
5. Собрать фильтр центробежной очистки масла, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную его разборке.
6. Изучить устройство смазочной системы двигателя 3M3-53, сравнить ее с аналогичной смазочной системой двигателя ЗИЛ-130.
7. Разобрать и собрать масляный насос, фильтр центробежной очистки масла, соблюдая ту же последовательность операций, как на двигателе ЗИЛ-130.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/23/s_5bcf6474f3b4f/976549_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/23/s_5bcf6474f3b4f/976549_3.jpeg)
Фильтры очистки масла:
а — полнопоточный; б — центрифуга; 1 — пробка сливного отверстия; 2 — сливная трубка; 3 — корпус фильтра; 4 — датчик указателя давления масла; 5 — пружина перепускного клапана; 6 — перепускной клапан; 7 — пружина; 8 — болт сливной трубки; 9 — уплотнение фильтрующего элемента; 10 — крышка; 11 — маслопровод; 12 — фильтрующий элемент; 13 — датчик аварийного снижения давления масла; 14 — привалочная плоскость корпуса; 15 — гайка-барашек; 16 — кожух; 17— сетчатый фильтр; 18 — ось ротора; 19 — колпак ротора; 20, 21 — прокладки; 22 — корпус ротора; 23 — корпус центрифуги; 24 — жиклер; 25 — упорный шарикоподшипник; 26 — стальной отражатель.
Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки масла двигателей ЗИЛ-130»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ | ИНСТРУМЕНТ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ | ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УКАЗАНИЯ |
1. РАЗБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130 |
1. СНЯТЬ С ВЕРХНЕГО КОНЦА ПРИВОДНОГО ВАЛА НАПРАВЛЯЮЩУЮ МУФТУ | СЪЕМНИК СПЕЦИАЛЬНЫЙ | |
2. ЗАЖАТЬ ВЕРХНЮЮ СЕКЦИЮ НАСОСА В ТИСКАХ | ТИСКИ | |
3. ВЫВЕРНУТЬ БОЛТЫ КРЕПЛЕНИЯ СЕКЦИЙ | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ | |
4. ВЫВЕРНУТЬ ПРОБКУ ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА ИЗ КОРПУСА НИЖНЕЙ СЕКЦИИ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ | |
5. ИЗВЛЕЧЬ ПРУЖИНУ И ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН | | ПРУЖИНА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПОВРЕЖДЕНИЙ ВИТКОВ |
6. ВЫВЕРНУТЬ ПРОБКУ РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА ИЗ ПЕРЕГОРОДКИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОРПУСА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ | |
7. ИЗВЛЕЧЬ ПРУЖИНУ И РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН | | ПРУЖИНА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПОВРЕЖДЕНИЙ ВИТКОВ |
8. ОСВОБОДИТЬ НАСОС ИЗ ТИСКОВ И СНЯТЬ КОРПУСА ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ СЕКЦИЙ | | ПРОДЕФЕКТИРОВАТЬ СНЯТЫЕ ДЕТАЛИ, ОЧИСТИТЬ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ |
2. СБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130 |
1. СОЕДИНИТЬ ВЕРХНИЙ И НИЖНИЙ КОРПУСА СЕКЦИЙ | | |
2. ЗАВЕРНУТЬ БОЛТЫ КРЕПЛЕНИЯ СЕКЦИЙ | КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ | |
3. УСТАНОВИТЬ ПРУЖИНУ И РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН В ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОРПУС | | |
4. ЗАВЕРНУТЬ ПРОБКУ РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА 5. УСТАНОВИТЬ В НИЖНИЙ КОРПУС ПРУЖИНУ И ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ | |
6. ЗАВЕРНУТЬ ПРОБКУ ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ | |
3. РАЗБОРКА ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА |
1. СНЯТЬ КОЖУХ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ | |
2. ОТВЕРНУТЬ ПРОБКУ В КОРПУСЕ И ЗАФИКСИРОВАТЬ РОТОР ОТ ПРОВОРАЧИВАНИЯ (НА БОРОДОК) | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ, БОРОДОК | ЗАФИКСИРОВАТЬ РОТОР ПАЛЬЦАМИ СТОПОРОВ |
3. ЗАЖАТЬ КОРПУС ФИЛЬТРА В ТИСКАХ | ТИСКИ | |
4. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ КОЛПАКА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 22 ММ | |
5. СНЯТЬ КОЛПАК, СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР И ВСТАВКУ | | ОЧИСТИТЬ КОЛПАК И СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР |
6. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ РОТОРА НА ОСИ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 22 ММ | |
7. СНЯТЬ УПОРНУЮ ШАЙБУ, НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТАКАН И РОТОР В СБОРЕ | | |
8. ВЫВЕРНУТЬ ИЗ КОРПУСА ЦЕНТРИФУГИ ПРОБКУ ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ | |
9. ИЗВЛЕЧЬ ПРУЖИНУ И КЛАПАН | | ПРОДЕФЕКТИРОВАТЬ ДЕТАЛИ, ОЧИСТИТЬ РОТОР |
4. СБОРКА ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА |
1. УСТАНОВИТЬ КЛАПАН В КОРПУС | | СОВМЕСТИТЬ РИСКУ НА ОСНОВАНИИ РОТОРА С ВЫСТУПАЮЩЕЙ МЕТКОЙ НА ВНЕШНЕЙ ЧАСТИ КОЛПАКА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА (ДОПУСКАЕТСЯ НЕСОВПАДЕНИЕ МЕТОК НЕ БОЛЕЕ 5 ММ) |
2. ЗАВЕРНУТЬ ПРОБКИ КЛАПАНОВ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ | |
3. УСТАНОВИТЬ РОТОР В СБОРЕ, НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТАКАН, УПОРНУЮ ШАЙБУ | | |
4. УСТАНОВИТЬ СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР И КОЛПАК | | |
5. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ КОЛПАКА РОТОРА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 22 ММ | МОМЕНТ ЗАТЯГИВАНИЯ ГАЕК КОЛПАКА РОТОРА И НАРУЖНОГО КОЛПАКА НЕ БОЛЕЕ 30 Н М |
6. УСТАНОВИТЬ КОЖУХ, ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ КОЖУХА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ | ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ НАРУЖНОГО КОЛПАКА ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ СБОРКИ ЦЕНТРИФУГИ ПО ЛЕГКОСТИ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА, ДЛЯ ЧЕГО ОТЖАТЬ ПЛАСТИНУ СТОПОРНОГО УСТРОЙСТВА РОТОРА И ПОВЕРНУТЬ РОТОР НА ОСИ — ОН ДОЛЖЕН ВРАЩАТЬСЯ ЛЕГКО, БЕЗ ЗАЕДАНИЙ |