СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Система смазки двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа  "Система смазки двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53"

Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц системы охлаждения, смазочной системы, приобрести навыки в разборке, сборке схем подачи, циркуляции масла и охлаждающей жидкости.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Система смазки двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53"»

Практическая работа 

"Система смазки двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53"

 

Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц системы охлаждения, смазочной системы, приобрести навыки в разборке, сборке схем подачи, циркуляции масла и охлаждающей жидкости.

Иллюстративный материал — учебные плакаты.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — блоки цилиндров, агрегаты системы смазки  (маслонасос, центробежный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центробежного фильтра, маслонасоса.

 

1.      Изучить устройство и работу системы смазки двигателя ЗИЛ-130.

 Cистема cмазки двигателя ЗИЛ-130:

а — общая схема; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — маслопровод от насоса к центрифуге; 5 — маслораспределительная камера; 6 — указатель давления масла (мано­метр); 7 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 — полнопоточная центрифуга; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием); 11 — левый магистральный канал; 12 — трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 — трубка слива масла из компрессора; 14 — масляный радиатор; 15 — трубопровод слива масла из радиатора; 16 — зубчатое колесо распределительного вала; 17 — зубчатое колесо коленчатого вала; 18 — канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 — грязеуловительная полость; 20 — поддон; 21 — правый магистральный канал; 22 — маслоприемник; 23 — канал в стойке оси; 24 — полая ось коромысла; 25 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра;

 

2.      Разобрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в следующем порядке:

• посредством съемника снять с верхнего конца вала направляющую муфту;

•  зажать верхнюю секцию насоса в тисках таким образом, чтобы можно было вывернуть болты крепления секций;

•  вывернуть пробку из корпуса нижней секции, извлечь пружину и перепускной клапан;

•  вывернуть пробку редукционного клапана из перегородки промежуточного корпуса, извлечь пружину и редукционный клапан;

•    освободить насос из тисков и снять корпус верхней и нижней секций;

•  продефектировать снятые детали, очистить масляные каналы.

3.   Собрать масляный насос двигателя ЗИЛ-130 в последовательности, обратной его разборке.

4.   Изучить фильтры очистки масла и разобрать фильтр центробежной очистки масла (центрифугу), для чего:

•  отвернуть гайку крепления кожуха на оси;

•  отвернуть пробку в корпусе (на двигателе ЗИЛ-130 вставить бородок в отверстие для фиксации ротора от проворачивания);

•  зажать корпус фильтра в тисках;

•  отвернуть гайку крепления колпака, снять колпак, сетчатый фильтр и вставку;

•  отвернуть гайку крепления ротора на оси, снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор в сборе;

•  вывернуть из корпуса центрифуги пробку перепускного клапана, извлечь пружину и клапан;

•  продефектировать детали, очистить ротор.

5.   Собрать фильтр центробежной очистки масла, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную его разборке.

6.   Изучить устройство смазочной системы двигателя 3M3-53, сравнить ее с аналогичной смазочной системой двигателя ЗИЛ-130.

7.   Разобрать и собрать масляный насос, фильтр центробежной очистки масла, соблюдая ту же последовательность операций, как на двигателе ЗИЛ-130.

Фильтры очистки масла:

а — полнопоточный; б — центрифуга; 1 — пробка сливного отверстия; 2 — сливная трубка; 3 — корпус фильтра; 4 — датчик указателя давления масла; 5 — пружина перепускного клапана; 6 — перепускной клапан; 7 — пружина; 8 — болт сливной трубки; 9 — уплотнение фильтрующего элемента; 10 — крышка; 11 — маслопровод; 12 — фильтрующий элемент; 13 — датчик аварийного снижения давления масла; 14 — привалочная плоскость корпуса; 15 — гайка-барашек; 16 — кожух; 17— сетчатый фильтр; 18 — ось ротора; 19 — колпак ротора; 20, 21 — прокладки; 22 — корпус ротора; 23 — корпус центрифуги; 24 — жиклер; 25 — упорный шарикоподшипник; 26 — стальной отражатель.

 

Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки масла двигателей ЗИЛ-130»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ОПЕРАЦИЙ

ИНСТРУМЕНТ,

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УКАЗАНИЯ

1. РАЗБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

1. СНЯТЬ С ВЕРХНЕГО КОНЦА ПРИВОДНОГО ВАЛА НАПРАВЛЯЮЩУЮ МУФТУ

СЪЕМНИК СПЕЦИАЛЬНЫЙ

 

2. ЗАЖАТЬ ВЕРХНЮЮ СЕКЦИЮ НАСОСА В ТИСКАХ

ТИСКИ

 

 

3. ВЫВЕРНУТЬ БОЛТЫ КРЕПЛЕНИЯ СЕКЦИЙ

КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ

 

4. ВЫВЕРНУТЬ ПРОБКУ ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА ИЗ КОРПУСА НИЖНЕЙ СЕКЦИИ

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ

 

5. ИЗВЛЕЧЬ ПРУЖИНУ И ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН

 

ПРУЖИНА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПОВРЕЖДЕНИЙ ВИТКОВ

6. ВЫВЕРНУТЬ ПРОБКУ РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА ИЗ ПЕРЕГОРОДКИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОРПУСА

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ

 

7. ИЗВЛЕЧЬ ПРУЖИНУ И РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН

 

ПРУЖИНА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПОВРЕЖДЕНИЙ ВИТКОВ

8. ОСВОБОДИТЬ НАСОС ИЗ ТИСКОВ И СНЯТЬ КОРПУСА ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ СЕКЦИЙ

 

ПРОДЕФЕКТИРОВАТЬ СНЯТЫЕ ДЕТАЛИ, ОЧИСТИТЬ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ

2. СБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

1. СОЕДИНИТЬ ВЕРХНИЙ И НИЖНИЙ КОРПУСА СЕКЦИЙ

 

 

2. ЗАВЕРНУТЬ БОЛТЫ КРЕПЛЕНИЯ СЕКЦИЙ

КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 13 ММ

 

3. УСТАНОВИТЬ ПРУЖИНУ И РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН В ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОРПУС

 

 

4. ЗАВЕРНУТЬ ПРОБКУ РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА

5.         УСТАНОВИТЬ В НИЖНИЙ КОРПУС ПРУЖИНУ И ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ

 

6. ЗАВЕРНУТЬ ПРОБКУ ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ

 

3. РАЗБОРКА ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА

1. СНЯТЬ КОЖУХ

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ

 

2. ОТВЕРНУТЬ ПРОБКУ В КОРПУСЕ И ЗАФИКСИРОВАТЬ РОТОР ОТ ПРОВОРАЧИВАНИЯ (НА БОРОДОК)

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ, БОРОДОК

ЗАФИКСИРОВАТЬ РОТОР ПАЛЬЦАМИ СТОПОРОВ

3. ЗАЖАТЬ КОРПУС ФИЛЬТРА В ТИСКАХ

ТИСКИ

 

4. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ КОЛПАКА

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 22 ММ

 

5. СНЯТЬ КОЛПАК, СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР И ВСТАВКУ

 

ОЧИСТИТЬ КОЛПАК И СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР

6. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ РОТОРА НА ОСИ

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 22 ММ

 

7. СНЯТЬ УПОРНУЮ ШАЙБУ, НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТАКАН И РОТОР В СБОРЕ

 

 

8. ВЫВЕРНУТЬ ИЗ КОРПУСА ЦЕНТРИФУГИ ПРОБКУ ПЕ­РЕПУСКНОГО КЛАПАНА

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ

 

9. ИЗВЛЕЧЬ ПРУЖИНУ И КЛАПАН

 

ПРОДЕФЕКТИРОВАТЬ ДЕТАЛИ, ОЧИСТИТЬ РОТОР

4. СБОРКА ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА

1. УСТАНОВИТЬ КЛАПАН В КОРПУС

 

СОВМЕСТИТЬ РИСКУ НА ОСНОВАНИИ РОТОРА С ВЫСТУПАЮЩЕЙ МЕТКОЙ НА ВНЕШНЕЙ ЧАСТИ КОЛПАКА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА (ДОПУСКАЕТСЯ НЕСОВПАДЕНИЕ МЕТОК НЕ БОЛЕЕ 5 ММ)

2. ЗАВЕРНУТЬ ПРОБКИ КЛАПАНОВ

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 27 ММ

 

3. УСТАНОВИТЬ РОТОР В

СБОРЕ, НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТАКАН, УПОРНУЮ ШАЙБУ

 

 

4. УСТАНОВИТЬ СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР И КОЛПАК

 

 

5. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ КОЛПАКА РОТОРА

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 22 ММ

МОМЕНТ ЗАТЯГИВАНИЯ ГАЕК КОЛПАКА РОТОРА И НАРУЖНОГО КОЛПАКА НЕ БОЛЕЕ 30 Н М

6. УСТАНОВИТЬ КОЖУХ, ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ КОЖУХА

КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 13 ММ

ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ НАРУЖНОГО КОЛПАКА ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ СБОРКИ ЦЕНТРИФУГИ ПО ЛЕГКОСТИ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА, ДЛЯ ЧЕГО ОТЖАТЬ ПЛАСТИНУ СТОПОРНОГО УСТРОЙСТВА РОТОРА И ПОВЕРНУТЬ РОТОР НА ОСИ — ОН ДОЛЖЕН ВРАЩАТЬСЯ ЛЕГКО, БЕЗ ЗАЕДАНИЙ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!