СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Составление уравнений реакций окисления-восстановления, подбор коэффициентов в них"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная практическая работа позволяет закрепить базовые знания студентов о составлении уравнений ОВР методом электронного баланса

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Составление уравнений реакций окисления-восстановления, подбор коэффициентов в них"»

Практическая работа

Составление уравнений реакций окисления–восстановления, Подбор коэффициентов в них


Цель работы: составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определение окислителя, восстановителя (ОК03, ОК05)

Задачи работы: закрепить знания по составлению уравнений ОВР методом электронного баланса.

Пояснения к работе:

В результате изучения химии на базовом уровне студент должен:

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

уметь:

- определять: степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Оснащение занятия:

1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.-2-е изд; стер.-М.: Издательский центр «Академия»,-2016.-с.97;

2. Раздаточный материал.


Задания: Познакомьтесь с теоретическим материалом по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Выполните нижеприведенные задания.

  1. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-окислителя:

Вариант 1

Вариант 2

NH3, CO, SO2, KMnO4, Сl2, HNO2

H2S, SiO, P2O3, H2SO4, H2SO3, N2


  1. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только восстановительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-восстановителя:

Вариант 1

Вариант 2

H2S, HMnO4, Mg, Al2O3, KNO3

H2SO3, NH3 , SiO2, P2O5, Fe


  1. Подберите коэффициенты в следующих уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:


  1. вариант

  1. NH3 + O2 → NO + H2O

  2. PH3 + Cl2 →  PCl3 + HCl

  3. CuO + NH3 →  Cu + N2 + H2O

  4. Zn + H2SO4 → ZnSO4+ H2S + 4H2O

  5. KMnO4 + Na2SO3 + H2SO→ MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O


  1. вариант

  1. P + N2O→  N2 + P2O5

  2. Н2S + Cl2 → S + HCl

  3. HCl + MnO2 → Cl2 + MnCl2 + H2O

  4. Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 +NO + H2O

  5. H2S + KMnO4 + H2SO→  MnSO4 + S + K2SO4 + H2O


Предварительная подготовка. Краткие теоретические сведения по теме

«Окислительно-восстановительные реакции»


Степень окисления элемента - это условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что молекула состоит только их ионов.

Реакции, в ходе которых происходит изменение степени окисления элементов, называются окислительно-восстановительными.

 Например: Zn + H2SO4= ZnSO4 + H2

                        Zn0 – 2e = Zn+2   процесс окисления;  Zn0 - восстановитель

                       2H+1 + 2e = H20    процесс восстановления; Н+ - окислитель

Металлический цинк Отдает электроны, Окисляется, а сам является Восстановителем (восстановитель – это тот, кто электроны отдает).

Катионы водорода Взяли электроны, Восстановились, а сами являются  Окислителями.

Соединение, содержащее элемент в высшей степени окисления, может быть только окислителем (например: KMnO4).

Соединение, содержащее элемент в низшей степени окисления, может быть только восстановителем (например: H2S).

Соединение, содержащее элемент в промежуточной степени окисления, может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от его роли в конкретной химической реакции (например: H2SO3).

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

методом электронного баланса

Алгоритм составления уравнений

Напишем уравнение реакции между алюминием и кислородом и определим степени окисления элементов

Al0 + O20 = Al2+3 O3-2

Чтобы получить степень окисления +3, атом алюминия должен отдать 3 электрона. Молекула кислорода, чтобы превратиться в кислородные атомы со степенью окисления -2, должна принять 4 электрона:

 Al0 - 3e = Al+3       4 восст-ль, ок-ся

O20 + 4e = 2O-2     3 ок-ль, восст-ся

 Чтобы количество отданных и принятых электронов выровнялось, первое уравнение надо умножить на 4, а второе – на 3. Для этого достаточно переместить числа отданных и принятых электронов против верхней и нижней строчки так, как показано на схеме вверху.

Если теперь в уравнении перед восстановителем (Al) мы поставим найденный нами коэффициент 4, а перед окислителем (O2) – найденный нами коэффициент 3, то количество отданных и принятых электронов выравнивается и становится равным 12.

Электронный баланс достигнут. Видно, что перед продуктом реакции Al2O3 необходим коэффициент 2. Теперь уравнение окислительно-восстановительной реакции уравнено: 4Al + 3O2 = 2Al2O3

Все преимущества метода электронного баланса проявляются в более сложных случаях:

KMnO4 + KCl + H2SO4 = Cl2 + MnSO4 + K2SO4 +H2O


Электронный баланс: Mn+7 + 5e = Mn+2        2 ок-ль, восст-ся

2Cl-1  - 2e = Cl2          5 восст-ль, ок-ся


2KMnO4 + 10KCl + 8H2SO4 = 5Cl2 + 2MnSO4 + 6K2SO4+8H2O



Требования к содержанию и оформлению отчёта по практической работе

Запишите в журнал лабораторно-практических занятий:

1.Наименование работы и её цель

2.Ход работы: решение задач оформить в соответствии с образцом.

3.Письменно ответить на задания контрольных вопросов для самопроверки.


Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Высшая степень окисления элемента определяется:

а) по номеру периода б) по номеру группы

в) по порядковому номеру г) по подгруппе

2. Степень окисления восстановителя в окислительно-восстановительной реакции:

а) повышается б) понижается

в) остается без изменения г) сначала повышается, затем понижается

3. Схема, отражающая процесс окисления:

а) S0 → S-2 б) S+6 → S+4

в) S+4→ S+6 г) S+6 → S-2

4. Укажите вещество, в котором атом углерод имеет наибольшую степень окисления:

а) CО2 б) CH4

в) СО г) СаС2

5. Степень окисления атома азота в ионе аммония NH4+:

а) – 3 б) - 4

в) +3 г) + 4


Список литературы и Интернет - источников

  1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.-2-е изд; стер.-М.: Издательский центр «Академия»,-2016.-с.94

  2. Окислительно-восстановительные реакции [Электронный ресурс]/http://chemege.ru/.- Режим доступа: http://chemege.ru/materials/ovr/- свободный.-Загл. с экрана






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя