СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по БЖС: Способы и приёмы оставления судна.Практическая работа Спусковые и посадочные устройства.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оставление гибнущего судна может осуществляться:

1. на спасательных шлюпках и надувных плотах,

2.переходом на борт подошедшего судна-спасателя,

 3.эвакуации на - борт вертолета-спасателя и

4. путем прыжка в воду.

Каждый из этих спосо­бов имеет свои особенности, знание которых поможет сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Каждое спусковое устройство со всеми относящимися к нему спусковыми и подъемными механизмами должно, согласно Конвенции SOLAS-74, обеспечивать безопасный спуск обслуживаемых спусковым устройством спасательных средств, либо дежурной шлюпки с их полным снаряжением, полным количеством людей , или без людей при дифференте до 10° и крене до 20° на любой борт.

 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по БЖС: Способы и приёмы оставления судна.Практическая работа Спусковые и посадочные устройства.»


Практическая работа № 46.

Способы и приёмы оставления судна.

Практическая работа № 47.

Спусковые и посадочные устройства.


____________________________________________________________________________________

Цель работы:

Изучить и знать:

1. Порядок использования спасательных средств спасения.

2. Способы и приёмы оставления судна.

3. Спусковые и посадочные устройства.


Время выполнения работы 4 часа.

Материальное обеспечение:

1. Экскурсия на т/х «М. КРУТОВ»Тема: Характеристики и устройство современных спасательных средств.

2. Мультимедийные оборудование по спасательным средствам.

3.Шлюпка ЯЛ-6

4. Методическое пособие по теме


Ход выполнения лабораторной работы:

1. Ознакомиться с расположением индивидуальных спасательных средств и

оборудованием спасательных шлюпок и плотов на борту судна т/х «КРУТОВ»

2. Способы и приёмы оставления судна.

3. Спусковые и посадочные устройства.

3. В табличном формате дать характеристику


Контрольные вопросы:

1. Приёмы оставления судна

2. Какие меры предосторожности следует предпринять при управлении спасательной шлюпкой при сильном волнении моря?

3. Какие действия необходимо предпринимать спасающимся на шлюпке или плоту для скорейшего их обнаружения?

4. Порядок использования спускового устройства

5. Назвать спусковые и посадочные устройства средств спасения


Используемая литература :

1.Тюрин С.А. " Судовые спасательные средства".Издательство: ГМА им. Макарова Место издат.: СПб Г год: 2004

2. В.Г. Гурьев, Начальная морская подготовка, Издательство «Колос» Москва 2009г.

3. Витченко А.Г. Морское дело. М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1984-288с.


ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Ход выполнения лабораторной работы:

1. Ознакомиться с расположением индивидуальных спасательных средств и

оборудованием спасательных шлюпок и плотов на борту судна т/х «КРУТОВ»

2. Способы и приёмы оставления судна.

3. Спусковые и посадочные устройства.

3. В табличном формате дать характеристику




Теоретическая часть практического занятия №1

Способы и приёмы оставления судна.


Оставление гибнущего судна может осуществляться:

1. на спасательных шлюпках и надувных плотах,

2.переходом на борт подошедшего судна-спасателя,

3.эвакуации на - борт вертолета-спасателя и

4. путем прыжка в воду.

Каждый из этих спосо­бов имеет свои особенности, знание которых поможет сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

При оставлении судна на спасательных шлюпках и плотах нужно, по возможно­сти, погрузить в них дополнительные запасы воды и пищи, теплую одежду, средства связи и сигнализации.

Плоты с наветренного борта лучше перетащить на подветренный и подгото­вить их к спуску или сбрасыванию. Если этого не сделать, то плоты, спущенные на воду с подветренного борта, будут прибиваться к тонущему судну, что очень рискованно.

Командирам шлюпок и плотов необхо­димо обеспечить порядок при посадке в них членов экипажа и пассажиров, изъ­ять колющие, режущие и тяжелые пред­меты.

Перед спуском на воду капитаном даются указания командирам шлюпок и плотов по совместным действиям после оставления судна.

Особенности оставления судна на спа­сательных шлюпках. Спуск шлюпок сле­дует производить во впадины между волнами, а крепление спусковых уст­ройств отсоединять в момент подъема шлюпки волной. При этом нужно обес­печить одновременную отцепку носового и кормового тросов.

Если судно находится боком к волне, в шлюпки следует садиться с подветрен­ного борта. Шлюпки наветренного борта спускать, а в крайнем случае сбрасывать без людей.

При крене судна шлюпки с выходя­щего из воды борта нужно успеть спу­стить до возрастания крена сверх преде­ла, при котором спуск будет еще воз­можен. Если этот момент упущен, шлюп­ки с этого борта спускать или сбрасывать без людей.

После спуска шлюпки на воду принять с судна с помощью спасательных шкен­телей, трапов, скатов и рукавов членов экипажа и пассажиров, которые не спу­стились в шлюпку, в том числе и тех, кто обеспечивал спуск.

Спасание экипажа может происходить одним из двух возможных способов: неорганизованное спасание (паника) и

организованное спасание. Основная причина паники – это опасения о нехватке времени и спасательных средств для спасения.
Посадка в спасательные средства должна происходить организованно. При этом в первую очередь нужно спасать женщин, раненных, детей, стариков. При посадке в шлюпку один из помощников капитана согласно расписанию по шлюпочной тревоге берет с собой карты данного района, судовой журнал и портфель с судовыми документами, паспортами и дипломами членов экипажа.
После посадки в шлюпку она спускается на воду с работающим двигателем, и когда коснется воды, быстро и одновременно выкладываются шлюп-тали, выдергивается клевант фалиня и шлюпка отходит от борта. Капитан в любом случае покидает судно последним.
Действия, предпринимаемые при нахождении в воде.
Находясь в воде нельзя активно двигаться, кричать, размахивать руками. Всякие движения увеличивают отдачу тепла из тела человека, уменьшают шансы на выживание. Необходимо сохранять спокойствие и, в случае нахождения в воде более одного человека, прижаться друг к другу, образовав кольцо, и сохраняя неподвижность. Появление озноба, болей в конечностях не рекомендуется уменьшать интенсивным движением. Неподвижность в воде может сохранить тепло в теле и этим увеличить срок выживаемости в два раза.
Действия, предпринимаемые на спасательных шлюпках и плотах.
Коллективное спасение на спасательном средстве имеет свои положительные и отрицательные аспекты. К положительному аспекту можно отнести взаимопомощь, поддержание ослабевших, больных. К отрицательным аспектам можно отнести вопросы, связанные с психологической совместимостью членов коллектива. Ответственная обязанность поддержания в коллективе обстановки доброжелательности, сотрудничества в вопросе спасения жизней принадлежит командиру спасательного средства.

Задание: Заполнить таблицу и дать характеристику спосабам оставления судна.


Классифиция способов оставления судна

Х арактеристика способов оставления судна

1.

путем прыжка в воду.


2.

переходом на борт подошедшего судна-спасателя,


3.

эвакуации на - борт вертолета-спасателя


4.

на спасательных шлюпках и надувных плотах,



Теоретическая часть практического занятия №2

Спусковые и посадочные устройства.


Каждое спусковое устройство со всеми относящимися к нему спусковыми и подъемными механизмами должно, согласно Конвенции SOLAS-74, обеспечивать безопасный спуск обслуживаемых спусковым устройством спасательных средств, либо дежурной шлюпки с их полным снаряжением, полным количеством людей , или без людей при дифференте до 10° и крене до 20° на любой борт.


Спусковые устройства спасательных средств и дежурных шлюпок должны срабатывать от сил гравитации, т.е. независимых от судового источника энергии.

Требования к спусковым механизмам. Механизм должен быть устроен так, чтобы он мог приводиться в действие одним человеком с места, расположенного на палубе судна. Тормоза лебедки должны обладать достаточной прочностью.

Спусковое устройство с лопарями и лебедкой должно, оставаться работоспособным в условиях обледенения. Произвести посадку людей в спасательное средство на грузовом судне не более чем за 3 мин.

Для подъема каждого спасательного средства и дежурной шлюпки должен быть предусмотрен эффективный ручной привод. Рукоятки или маховики ручного привода не должны вращаться под действием движущихся частей лебедки при спуске или подъеме их с помощью механического привода.

Спуск методом свободного всплытия.
Если для спуска спасательного средства требуется спусковое устройство и, кроме того, предусматривается их свободное всплытие, разобщение спасательного средства с судном при свободном всплытии с места его установки должно осуществляться автоматически.

Спуск методом свободного падения.  быть таким, чтобы находящиеся в спасательном средстве люди не подвергались воздействию чрезмерных перегрузок во время спуска; должно представлять собой конструкцию, имеющую угол наклона и длину, достаточные для обеспечения надежного спуска спасательного средства при дифференте на нос 10 и крене 20 на любой борт, Разобщающее устройство должно быть защищено от случайного использования. Должна меться возможность испытания разобщающего устройства без спуска спасательного средства.

Спуск и посадка с помощью скатов. Скаты должны устанавливаться одним человеком в месте посадки. Скат должен быть таким, чтобы его можно было использовать при сильном ветре и волнении.

Спусковые устройства для спасательных плотов. Особенностью таких устройств является то, что к ним в основном применимы требования, предъявляемые к спусковым устройствам для шлюпок за некоторыми исключениями. Например, исключается требование относительно использования силы тяжести для вываливания устройства, т.е. для этой цели используется механический привод. Также на спусковые устройства для спасательных плотов не распространяется требование посадки в плоты в месте их установки, как это требуется для спасательной шлюпки. Исключается требование подъема нагруженного плота.

Посадочные штормтрапы. 
Для них должны быть предусмотрены поручни для безопасного прохода людей с палубы к штормтрапу и наоборот.
Балясины штормтрапа должны быть изготовлены из древесины твердых пород без сучков или каких либо неровностей гладко обработаны и не иметь острых кромок и сколов либо быть изготовлены из другого подходящего материала, обладающего равноценными свойствами. быть длиной не менее 480 мм, шириной не менее 115 мм и толщиной не менее 25 мм без учета нескользящей поверхности или покрытия; быть расположены на равном расстоянии друг от друга, которое должно быть не менее 300 мм и не более 380 мм, и закреплены так, чтобы сохранять горизонтальное положение.


Задание: Заполнить таблицу и дать характеристику спусковых и посадочных устройств

№пп

Спусковые и посадочные устройства

Характеристика спусковых и посадочных устройств

1.

Спуск методом свободного всплытия.


2.

Спусковые устройства с лопарями и лебедкой.

 


3.

Спуск методом свободного падения.  


4.

Спусковые устройства для спасательных плотов.


5.

Посадочные штормтрапы.