ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 39
ТЕМА: Виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение. Действия командира спасательного средства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №40
Действия при нахождении в спасательном средстве.
_____________________________________________________________________________________
Цель работы:
1. Коллективные спасательные средства на судах
2. Индивидуальные спасательные средства.
3. Действия командира спасательного средства.
4. Действия экипажа при нахождении в спасательном средстве.
Время выполнения работы 2 часа.
Материальное обеспечение:
1.Экскурсия на т/х М.Крутов Тема: «Действий в чрезвычайных ситуациях»
2. Мультимедийные средства :Спасательные средства на морских судах
3. Методическое пособие по теме.
Ход выполнения лабораторной работы:
1. Ознакомиться с спасательными средствами судна т/х «КРУТОВ»
2. Виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение. Действия командира спасательного средства.
3.Действия при нахождении в спасательном средстве.
4. Задание: В схематичном или табличном формате дать техническую характеристику спасательным средствам, а также их плавучести и остойчивости.
5.Задание: Заполнить таблицу: Действия в спасательном средстве с целью сохранения жизни:
Контрольные вопросы:
1 Какие спасательные средства относятся к индивидуальным?
2. Дать характеристику индивидуальное спасательное средство с водоизмещающим наполнителем
3. Как выглядит спасательный жилет и чем он оборудован
4. Назначение гидротермокостюма и теплозащитное средство,их отличие
5. Назначение спасательные шлюпки и надувного спасательного плота их отличие
6.Какие спасательные средства относятся к коллективным?
7.Каким снабжением комплектуется спасательная шлюпка?
8.Каковы конструктивные особенности и оборудование спасательной шлюпки?
9.Что входит в состав снабжения спасательного плота?
10.Что входит в состав снабжения спасательного плота?
Используемые источники:
1. В.Г. Гурьев Начальная морская подготовка Колос Москва 2009г.
2. Е.Г. Фрид Устройство судна. – Л.: Судостроение, 1989.
3. Тюрин С.А. " Судовые спасательные средства".Издательство: ГМА им. Макарова Место издат.: СПб Год: 2004
4. Витченко А.Г. Морское дело: [Учеб. пособие для сред. и мореход. шк.] / М. Лег. и пищ. пром-сть 1984 М. Лег. и пищ. пром-сть 1984
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Ознакомиться с спасательными средствами судна т/х «КРУТОВ»
2. Виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение. Действия командира спасательного средства.
3.Действия при нахождении в спасательном средстве.
4. Задание: В схематичном или табличном формате дать техническую характеристику спасательным средствам, а также их плавучести и остойчивости.
5.Задание: Заполнить таблицу: Действия в спасательном средстве с целью сохранения жизни:
Теоретическая часть практического занятия №1
Виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение. Действия командира спасательного средства.
Виды коллективных и индивидуальных спасательных средств
-Индивидуальные с водоизмещяющим наполнителем(надувные)
- спасательные средства(коллективные,пассивные)
-активные(спускаемые)
-открытые(шлюпки моторные)
-закрытые(капсулы)
Сбрасываемая шлюпка (Дежурные шлюпки (resque boat) являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течение не более 5 мин.
Спасательные плоты На российских грузовых судах при-меняются в основном два типа: ПСН-6 и ПСН-10, т.е. шести- и десятиместные. По способу спуска они могут быть сбрасываемые и спускаемые. Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18 м и выдерживал нахождение на плаву в течение 30 сут при любых морских условиях. Спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м как с поднятым тентом, так и без него. Его можно буксировать со ско-ростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей.
Спасательные приборы- это, по существу, упрощенный вариант жестких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и днище, но они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закрепленные к-судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д.
Плот-каюта представляет собой техническую разработку спасательного отсека, вмещающего весь экипаж судна, сочлененного с судном и отсоединяемого изнутри от гибнущего судна.
Индивидуальные спасательные средства.
Спасательные круги Спасательный круг должен иметь спасательный леер и спасательный линь длиной около 30 м, а на каждой стороне — не менее четырех световозвращающих полос. Иметь маркировку, товарный знак. Количество спасательных кругов зависит от длины судна.Так, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, а на грузовых от 8 до 14 шт.
Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. На пассажирском судне должно быть 10% детских жилетов от общего количества пассажиров. Спасательный жилет для взрослых должен быть снабжен огнем с источником энергии на 8 ч и свистком.
Гидротермокостюм - защитный костюм из водонепроницаемого материала, предназначен-ный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде. Он должен закрывать все тело человека, кроме лица. Руки также должны быть закрыты. Гидротермокостюм должен обеспечивать защиту от холода так, чтобы внутренняя температура тела человека не снизилась более чем на 2 °С после пребывания в циркулирующей воде с температурой +5°С в течение 6 ч.
Теплозащитное средство Теплозащитное средство должно позволять надеть его на воздухе и снять в воде не более чем за 2 мин. Предназначено для обогрева людей в спасательном средстве
Действия командира спасательного средства.
- внимательный осмотр средства (нет ли повреждений);
- размещение людей с выделением лучшего места для раненых;
- оказание первой помощи пострадавшим;
-изъятие у всех без исключения колющих и режущих предметов (особенно на надувных плотах и шлюпках);
- организацию постоянного наружного наблюдения и дежурства внутри спасательного средства;
- осушение спасательного средства и одежды.
В холодную погоду рекомендуется отжать мокрую одежду, проветрить спасательное средство и удалить из него воду после того, как люди согреются, а температура повысится.
В жаркую погоду следует проветривать закрытые шлюпки и плоты.
Задание: В схематичном или табличном формате дать техническую характеристику спасательным средствам, а также их плавучести и остойчивости.
№пп | Спасательные средства | Характеристика |
| Коллективные средства. |
| Сбрасываемая шлюпка | |
| Спасательные плоты | |
| Спасательные приборы | |
| Плот-каюта | |
| Индивидуальные спасательные средства. |
| Спасательные круги | |
| Спасательные жилеты | |
| Гидротермокостюм | |
| Теплозащитное средство | |
Теоретическая часть практического занятия №2
Действия при нахождении в спасательном средстве.
Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего командира и следовать инструкциям по сохранению жизни
действия в спасательном средстве с целью сохранения жизни:
выставить наблюдателя;
выдать медикаменты от морской болезни и гигиенические пакеты;
оказать первую помощь пострадавшим;
выставить вахту и распределить обязанности;
подготовить и использовать оборудование для обнаружения, включая радиосредства;
обеспечить защиту от зноя, холода, и сырости;
установить норму питания и расхода воды
Задание: Заполнить таблицу: Действия в спасательном средстве с целью сохранения жизни:
№пп | Спасательные средства | Характеристика |
1. | действия в спасательном средстве с целью сохранения жизни: | |
2. | Подготовка к штормовой погоде: | |
3. | Дождевая вода | |
4. | Воду и пищу выдавать | |
5. | Суточная норма воды | |
6. | Суточная норма пищи | |