СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа Типы речи. Рассуждение. Основные виды текста-рассуждения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа Типы речи. Рассуждение. Основные виды текста-рассуждения»

Практическая работа

Типы речи. Рассуждение. Основные виды текста-рассуждения


Вариант 1


    1. Определите тип текста (рассуждение, описание, повествование)


А) Каждый, кому довелось путешествовать по морю, наверняка видел небольших дельфинов, весело резвящихся в струях воды под самым носом судна. Это скорее всего были афалины, представители подотряда зубатых китов.

Размеры афалины по китовым меркам невелики: длина тела редко превышает 4 м, а вес –– 200––300 кг. Мелких заострённых зубов у неё довольно много –– 100––120 штук. Мозг очень крупный, по объёму даже больший, чем у человека, со значительным количеством извилин. Всё это говорит о высоких умственных способностях дельфина.


Ответ: ________________________


Б) В океанариумах – цирках для морских зверей можно часто встретить дельфинов.

Почему же эти морские звери так полюбились дрессировщикам? Главная причина в том, что у дельфинов общительный нрав и высокий интеллект. Они довольно легко переносят неволю, очень хорошо поддаются дрессировке, обучаются всяческим трюкам: по сигналу вылетают из воды, находят и приносят предметы, берут рыбу из рук.


Ответ: __________________________


В) Отдохнув на огромных валунах, расположенных около берега, Татьяна Владимировна с детьми отправилась в обратный путь. Вдали показались несколько темных точек. Они постепенно приближались, вскоре стало видно, что это стайка дельфинов.  Они подплыли совсем близко и на некоторое время остановились. Затем два дельфина отделились от группы, не спеша подплыли к Татьяне Владимировне, на миг остановились. И вдруг – резко взмыли вверх, затем, погрузившись в воду, приблизились к Татьяне Владимировне и ее детям.


Ответ: ___________________________


    1. Изучите таблицу «Основные виды текста-рассуждения» и вставьте пропущенные слова в предложения, данные ниже.



Рассуждение-доказательство


Рассуждение-объяснение

Рассуждение-размышление

Главная цель

Утверждение или опровержение тезиса


Объяснение, токование какого-либо явления или понятия

Поставить вопросы на жизнен важные темы и дать на них ответы

Область применения

Сфера науки (математика, физика, информатика, русский язык и т.д.)


Научно-популярная литература, энциклопедии, словари, учебники

Публицистические и художественные тексты

Языковые особенности

Вводные слова:
во-первых, во-вторых, например, таким образом, следовательно и т.д.

Речевые обороты:
Предположим, что…
Об этом свидетельствует…

Это позволяет сделать вывод…

Вводные слова:
например, таким образом, следовательно и т.д.

Речевые обороты:
Это зависит от …

Это объясняется тем. что…

Слова, устанавливающие логические связи:

потому что, вот почему. при этом и т.д.


Вводные слова:
по-моему, на мой взгляд, очевидно, как мне кажется.

Речевые обороты:

Я могу с уверенностью сказать, что…

Я полагаю, что …

Попытаемся разобраться …

Я согласен с тем, что …




  • В художественных текстах используется ______________________________________

  • ___________________________________ используется в точных науках: математике,

    физике и т.д.

  • Предполагает утверждение или опровержение тезиса _______________________

  • На страницах школьных учебников, в статьях энциклопедий применяется _________________________________________

  • _____________________________________ содержит в себе систему вопросов и

    ответов на жизненно важные темы.


  1. Найдите в своих учебниках и выпишите 3 небольших текста разных видов:

  • рассуждение-объяснение;

  • рассуждение-размышление;

  • рассуждение-доказательство.















Практическая работа

Типы речи. Рассуждение. Основные виды текста-рассуждения


Вариант 2


  1. Определите тип текста (рассуждение, описание, повествование)

А) Вчера я встретил маленького, шустрого зверька. Это была белочка.

Белочка очень привлекательна внешне. У неё густая огненно-бурая шерсть, тёмные кисточки на острых ушках и пушистый хвост. Её мордочку украшают смышлёные чёрные глазки.

Симпатичная белочка заворожила меня своим удивительным видом.

Ответ: _____________________________________

Б) Однажды я гулял по парку. Мне навстречу выбежал зверёк. Я стал за ним наблюдать.

Да это же белка! Я стал тихонько, чтобы не спугнуть, следовать за ней. Он, заметив мои движения, прыгнула на дерево. Тогда я достал фотоаппарат и стал её фотографировать. И вдруг что-то упало мне на голову. Это ветка, на которой сидела белка, обломилась. А где же белка? Она сидит около моих ног и смотрит на меня не шевелясь. Я тоже стою как вкопанный. Оба испугались. Посмотрев пристально друг на друга, мы разошлись в разные стороны: я спокойно, а белка стремительно.

Ответ: ________________________________


В) Многие животные мне нравятся, но больше всех меня впечатляют белки.

Во-первых, меня привлекает их внешность. Во-вторых, их «перелёты» с дерева на дерево. Всегда удивляюсь их умению «рулить» хвостом. Хвост белки особенно завораживает. Бывает же такая красота! В-третьих, люблю наблюдать за тем, как она грызёт орешки. Сразу видно, что это её любимое лакомство.

Забавно наблюдать за белкой, поэтому каждое воскресенье хожу в парк, в котором живёт мой любимый зверёк.


Ответ: ________________________________


  1. Изучите таблицу «Основные виды текста-рассуждения» и вставьте пропущенные слова в предложения, данные ниже.



Рассуждение-доказательство


Рассуждение-объяснение

Рассуждение-размышление

Главная цель

Утверждение или опровержение тезиса


Объяснение, токование какого-либо явления или понятия

Поставить вопросы на жизнен важные темы и дать на них ответы

Область применения

Сфера науки (математика, физика, информатика, русский язык и т.д.)


Научно-популярная литература, энциклопедии, словари, учебники

Публицистические и художественные тексты

Языковые особенности

Вводные слова:
во-первых, во-вторых, например, таким образом, следовательно и т.д.

Речевые обороты:
Предположим, что…
Об этом свидетельствует…

Это позволяет сделать вывод…

Вводные слова:
например, таким образом, следовательно и т.д.

Речевые обороты:
Это зависит от …

Это объясняется тем. что…

Слова, устанавливающие логические связи:

потому что, вот почему. при этом и т.д.


Вводные слова:
по-моему, на мой взгляд, очевидно, как мне кажется.

Речевые обороты:

Я могу с уверенностью сказать, что…

Я полагаю, что …

Попытаемся разобраться …

Я согласен с тем, что …




  • На страницах школьных учебников, в статьях энциклопедий применяется _________

  • __________________________ содержит в себе систему вопросов и ответов на жизненно важные темы.

  • В художественных текстах используется _____________________________________

  • ________________________ используется в точных науках: математике, физике и т.д.

  • Предполагает утверждение или опровержение тезиса ____________________________


  1. Найдите в своих учебниках и выпишите 3 небольших текста разных видов:

  • рассуждение-объяснение;

  • рассуждение-размышление;

  • рассуждение-доказательство.