Просмотр содержимого документа
«Практическая работа " Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах»
Ресурс 24. Практическая работа
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам.
Сравнение хозяйственной деятельности человека
в разных природных зонах
Цель работы: формирование умения читать, сопоставлять и анализировать тематические карты; формирование умений выявлять и объяснять причины природной зональности на Земле, прогнозировать изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.
Рекомендации
Задания
1. Сопоставить и проанализировать карты атласа: «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны Земли», «Атмосфера. Сезонность выпадения осадков».
2. Установить взаимосвязь между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.
3. Заполнить таблицу «Характеристика природных зон Земли», используя различные источники информации.
Примерная форма таблицы:
Характеристика природных зон Земли
Название природной зоны | Географический пояс | ГП на карте мира (материки, о-ва) | Климатические условия | Характеристика растительности |
Экваториальные леса | Экваториальный | Африка, ЮжнаяАмерика, БольшиеЗондскиео-ва | Круглый годочень жарко,очень многодождей | Леса - джунгли:густые деревья |
Саванны | | | | |
Пустыни | | | | |
Жестколистные леса и кустарники | | | | |
| | | | |
Высотная поясность | | | | |
4. Сравнить виды хозяйственной деятельности человека в природной зоне степей и тундры (тайги и пустыни).
Перед выполнением работы проводится повторение и закрепление опорных и основных понятий темы. Выполнение практической работы строится на основе чтения текста параграфа раздела «Природные зоны» и анализа тематических карт. По ходу работы заполняется таблица. При построении таблицы в тетради обращается внимание на то, что в характеристике природы определяются только особенности растительности, так как «наиболее отчётливо географическая зональность проявляется в изменении растительности. Поэтому природные зоны чаще всего называют по преобладающему типу растительности».
По окончании работы учащиеся делают вывод о выявленных закономерностях.
Примерные выводы:
- природные зоны сменяют друг друга с севера на юг, т.е. подчиняются закону широтной зональности;
- главная причина изменения природных зон - изменение климатических условий (соотношения тепла и влаги);
- тип преобладающей растительности зависит от климатических условий;
- в горах происходит смена высотных поясов от подножия к вершине (вертикальная зональность, или высотная поясность);
- количество высотных поясов в горах зависит от географического положения гор (чем ближе к экватору, тем больше) и их высоты
Дома учащиеся должны провести сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах на основе дополнительных источников информации и дополнить характеристику природных зон.