СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа " значение ухода за химической посудой .Проверка лабораторной посуды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  практической работе описаны приемы ухода за лабораторной посудой. даны задания для студентов выполняя которые они приобретают практические навыки при работе в лаборатории

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа " значение ухода за химической посудой .Проверка лабораторной посуды"»

Урок № 7 Практическое занятие № 2 по теме: « ЗНАЧЕНИЕ УХОДА ЗА ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ. ПРОВЕРКА ЛАБОРАТОРНОЙ ПОСУДЫ.»

Преподаватель : Скульбедина Надежда Анатольевна

Цель работы –.Выяснить значение ухода за химической поосудой, Освоить различные методы мытья и сушки химической посуды.Научиться готовить моющие растворы, продолжать формирование профессиональных и общих компетенций: Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы

Тип урока : практическое занятие .

Место проведения: химическая лаборатория для занятий

Время выполнения: 2 академических часа.

Оборудование: химическая посуда. Реактивы для приготовления моющих растворов. Материально-техническое обеспечение: Методические рекомендации по теме; Серная кислота, бихромат калия, дистиллированная вода, соляная кислота, перекись водорода, ПАВ. Посуда химическая общего назначения.

Ход урока:

1.Орг.момент

2. Новый материал

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Перед выполнением химического анализа лабораторная посуда должна быть тщательно вымыта. Стеклянная посуда считается чистой, если не ней нет

видимых на глаз загрязнений и при стекании воды по внешней поверхности посуды на ее внутренней поверхности не просматриваются отдельные капли.

Мытье химической посуды должно приводить к удалению загрязнений и обезжириванию ее внутренней поверхности. Мытье водой эффективно лишь в отношении загрязняющих веществ, способных растворяться в ней (причем горячая вода обычно лучше отмывает, чем холодная).

Существуют механические, физические и химические методы очистки и мытья посуды. При использовании механических и физических методов загрязнения удаляются соответственно механическим воздействием (ершами, щетками) или воздействием особых физических условий (высокой температуры, ультразвука), с учетом свойств загрязняющих веществ.

Химические методы основаны на способности определенных веществ вступать в реакции с загрязнениями, тем самым разрушая и облегчая их удаление при дальнейшем мытье с водой. Одним из лучших моющих реагентов является хромовая смесь, представляющая собой раствор дихромата калия K2Cr2O7 в концентрированной серной кислоте Н24. Хромовая смесь является средством многократного использования и считается непригодной, если она изменила свой цвет с оранжево-красного на зеленый вследствие восстановления Cr (VI) до Cr (III). Хромовую смесь хранят в стеклянной банке с притертой стеклянной пробкой. Работают с хромой смесью и хранят ее в вытяжном шкафу. При мытье посуды хромовой смесью ее наливают в со-

суд до ⅓ – ¼ его объема и оставляют на некоторое время.

По окончании обработки хромовую смесь сливают обратно в склянку, в которой она хранится. Очищаемый сосуд несколько раз промывают водопроводной водой, а затем ополаскивают 2–3 раза дистиллированной водой.

Хромовую смесь никогда не выливают в раковину!

Обращение с хромовой смесью требует особой осторожно. Для очистки и мытья посуды применяют также следующие средства:

- сода – карбонат натрия (Na2CO3), растворы различной концентрации;

- фосфат натрия (Na3PO4), обычно 10%-й раствор;

- перманганат калия (KMnO4), 5%-й раствор с добавлением кислоты (H2SO4) или щелочи (NaОН);

- растворы мыла или других поверхностно-активных веществ (ПАВ).

Если для мытья применялись щелочные растворы, то после промывания водой посуду следует ополоснуть 3–5%-ным раствором соляной кислоты HCl.

Обработанную химическими средствами посуду необходимо тщательно промыть водопроводной водой и 2–3 раза ополоснуть дистиллированной водой!

Качество мытья проверяют, как описано выше.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ :

Ход выполнения работы:

1. Приготовить смесь Комаровского, состоящая из равных объемов 6 н. раствора HCI и 5--6%-ного раствора перекиси водорода. Эта смесь действует очень энергично, особенно при небольшом подогревании, при этом она не влияет па стекло, чего нельзя сказать о хромовой смеси или подкисленном растворе марганцовокислого калия. Вместо соляной кислоты можно пользоваться и уксусной. Для мытья смесь наливают в слегка подогретую посуду (мерную посуду нагревать нельзя) или же подогревают смесь до 30--40° С. Обмывают стенки посуды смесью, затем выливают ее в ту же посуду, в которой она хранилась, для повторного использования. После этого посуду моют водой, как обычно.

2. Приготовить перманганат калия (KMnO4), 5%-й раствор.

3. Помыть бюретку смешанным методом.

Процесс мытья бюретки очень кропотливый и трудоемкий. Сначала бюретку, если это необходимо, тщательно протирают ершом, на ручку которого надета резиновая трубка, чтобы не царапать стекло бюретки. Затем вынимают кран, стирают с него и с муфты крана вазелин или другую смазку, которыми всегда смазывают кран. Хорошо очищенный кран вставляют в муфту и прикрепляют резиновым кольцом, чтобы во время мытья он не выпал и не разбился. После этого бюретку, в зависимости от загрязнения, моют кислотой, растворами щелочей, насыщенным раствором марганцевокислого калия, подкисленным серной кислотой или хромовой смесью. Эту операцию повторяют по нескольку раз, сливая и вновь наливая в бюретку моющий раствор. В отдельных случаях можно влить раствор в бюретку, закрепленную в штативе, подставив под бюретку стакан на тот случай, если кран начнет протекать. Затем бюретку промывают водопроводной водой и ополаскивают несколько раз дистиллированной водой, прочищают кран и муфту фильтровальной бумагой, смазывают их тонким слоем вазелина или другой смазкой и вставляют кран в муфту. В хорошо вымытой бюретке мениск всегда имеет правильную вогнутую поверхность и на стенках не образуются капли.

4. Провести сушку химической посуды горячим и холодным способом.

5.Составить отчет

6.Сделать выводы и ответить на контрольные вопросы

7. Привести в порядок рабочее место.

Содержание отчета

1) тема и цель работы

2) задание, оснащение

3) заполненная таблица


Название операции

Ход операции

Вывод, ошибки











5) ответы на контрольные вопросы

6) выводы

Контрольные вопросы

1) Виды мытья химической посуды

2) Какие растворы применяются для химического метода мытья посуды

3) Как приготовить хромовую смесь.

4) Виды сушки химической посуды. 5) Техника безопасности при работе с кислотами и щелочами. 6) В каких случаях моют посуду физическим методом, химическим и механическим. 7)Как проверяют качество мытья посуды?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!