СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая реализация доктрины «русский донбасс» в образовательно-воспитательном процессе гоу «донецкая школа-интернат №1»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая реализация доктрины «русский донбасс» в образовательно-воспитательном процессе гоу «донецкая школа-интернат №1»»

Волкова Ольга Николаевна,

Директор, учитель истории

ГОУ «Донецкая школа-интернат №1»

Специалист высшей категории,

«Учитель-методист»,

ДНР, г. Донецк, ул. Коммунаров, дом 12

Тел. 071-318-97-96



ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДОКТРИНЫ «РУССКИЙ ДОНБАСС» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГОУ «ДОНЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»

Аннотация. В статье раскрывается реализация Доктрины «Русский Донбасс» в образовательно-воспитательном процессе Государственного общеобразовательного учреждения «Донецкая школа‒интернат №1». Рассматриваются мероприятия, проводимые в рамках Доктрины и их значение для воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: доктрина, мир, язык, воспитание, образование, Донбасс, ученики, культура.




Народ Донбасса неотрывно связан с историей России и ее исторической части – Новороссии – и триединого русского народа с момента появления на территории района славянского населения в V – VII вв. до создания и утверждения ДНР и ЛНР в 2014 году.

Трагические события последних лет актуализировали проблему преодоления геополитических ошибок прошлого, необходимость переосмысления программ развития нашего региона. Народ Донбасса, переживающий трудный период своей истории, сделал окончательный выбор: его будущее – только с Россией. Этот выбор – объективный, исторически аргументированный, рациональный, безальтернативный. Общность исторической судьбы народа Донбасса определяется его принадлежностью к Русскому миру – уникальному феномену мировой цивилизации. Этническое, религиозное и языковое разнообразие характерно для подавляющего большинства современных государств. Но их успешное функционирование обеспечивается наличием объединяющих ценностей, идеалов, верований, норм, которые являются следствием культурно‒исторического развития народов, основой самоидентификации, фундаментом мировоззрения.

В целях сохранения и развития русской культуры в Донбассе, Указом Главы Донецкой Народной Республики № 28 от 04.02.2021 года в Донецкой Народной Республике 2021 год объявлен Годом русской культуры.

Доктрина «Русский Донбасс» активно внедряется в процессе образования ДНР и ЛНР, включая в себя как образование в содержательном плане, точно так же и воспитательные его аспекты, связанные с идеями любви к Родине, патриотизма. Современные дети, уже через 15‒20 лет вступят в управление нашей большой страной, нашим большим миром, и этому поколению необходимо будет выводить нашу цивилизацию из тех проблем и сложностей, в которые мы сейчас объективно вошли.

Практическое применение доктрины «Русский Донбасс» уже нашло своё отражение на базе ГОУ «Донецкая школа-интернат №1».

Каждый семестр в школе-интернате проходят Дни русской культуры. В этом году дети были задействованы в театральных постановках. Они самостоятельно ставили на школьной сцене отрывки из произведений русских классиков: Пушкина, Крылова, Достоевского. Дети прониклись творчеством, выдвигали свои идеи, участвовали в разработке сценария.

Учителями школы-интерната были проведены несколько уроков по данной теме: в третьем классе на тему «Расцветай, мой край, талантами», а в шестом – «Национальные традиции – богатство русской культуры».

Обучающиеся начальной школы провели параллель между народами России и ДНР, выделив сходство гимнов двух государств, а также подготовили сообщения об известных людях Донбасса, читали посвященные им стихотворения. Ученики шестых классов ознакомились с понятиями «культура», «традиции» и «обычаи», вспомнив наиболее популярные государственные и христианские праздники, провели викторину о быте и промысле русского народа, не забыв и о семейных традициях.

В школе‒интернате есть кружок народного творчества, участники которого принимают участие в различных мероприятиях, посвященных различным значимым датам. Так во время празднования Международного дня защиты детей, дети вместе с преподавателями организовали и приняли участие в этнофестивале, где выступили с танцевальными номерами, а также представили свои варианты кукол-мотанок, которые сделали собственными руками.

Учителя школы‒интерната привлекают детей к различным видам общественной деятельности, чтобы они могли как можно шире раскрыть свои способности. Детям нравится, когда их таланты замечают, хвалят и поэтому стараются еще больше участвовать во всех мероприятия

Школа ‒ интернат активно сотрудничает с Донецкой республиканской библиотекой для детей им С.М. Кирова, часто посещают мероприятия по данной тематике. В рамках Года русской культуры в Донбассе в школьной библиотеке была проведена интерактивная программа «Добро пожаловать в Лукоморье». Вместе с героями сказок А.С. Пушкина, дети активно отгадывали волшебные загадки от Шамаханской царицы, танцевали веселый танец вместе с Бабой-Ягой, играли на сказочных, музыкальных инструментах, слушали русские народные песни.

В канун учебного года в школе‒интернате был проведен единый урок, он назывался «Россыпь талантов народных». Его целью стало: развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, укоренённого в духовных и культурных традициях народа ДНР.

Школьникам рассказали о выдающихся выходцах Донбасса, в частности о Герое ДНР певце Иосифе Кобзоне, художнике Архипе Куинжи, художественном руководителе Донецкого театра оперы и балета Вадиме Писареве.

Форма проведения первого урока предусматривала включение школьников в различные виды деятельности: познавательную (информирование о Годе русской культуры, его значимости; формирование системных представлений об Отечестве – России, Донецкой Народной Республике, о известных выходцах Донбасса), игровую, художественно-творческую и другие.

В Доктрине «Русский Донбасс» главное место отводится русскому языку. Главный языковой тезис формулируется таким образом: русский язык выступает в качестве основы русской ментальности жителей Донбасса.

Основополагающим принципом государственной языковой политики Республик Донбасса, как и государственной языковой политики Российской Федерации, должно быть сохранение и развитие русского языка, русской культуры и русскоязычного образовательного и информационного пространства. Государство должно поддерживать все меры, направленные на распространение, развитие и изучение русского языка.

В школе‒интернате идет постоянная работа по сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности.

В школе представлена тематическая выставка историко-патриотической направленности «Культурное наследие Донецкого края». Посредством которой обучающиеся, педагоги и гости школы-интерната могут познакомится с самыми знаменитыми культурными ценностями, которые имеют огромное историческое значение и делают наш край особенно уникальным, а также с величайшими деятелями культуры Донецкого края, прославившие Донбасс на весь мир. Донецкий край богат на культурные, исторические достопримечательности. Главные из них представлены на школьной выставке.

Целями таких мероприятий является: вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка; мотивировать интерес учащихся к изучению русского языка, русской литературы и культуры, формировать языковую личность учащегося с высоким уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции.

В рамках Доктрины в Донбассе стартовал Всероссийский проект «Киноуроки в школах России». Он заключается в создании детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, распространению традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

Задача проекта — единство многонационального Русского мира, который распространён по всей территории нашей земли: а это не только русский язык, это наши ценности, это наши установки и опора на корни. Это понимание той силы, которую мы сейчас должны проявлять и это, естественно, стремление в будущее.

Это не просто фильмы, но целая система воспитания, которая работает, и которая уже нашла отклик в сердцах педагогов.

Школа‒интернат активно включилась в проект. Киноуроки встраиваются в систему воспитания школы-интерната.

Важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих воспитательных социальных практик, организованных в классах школы. На каждое понятие или качество, разбираемое на киноуроке, выполняется социальный проект, направленный на закрепление этого понятия и применение его на практике.

На этапе освоения педагогом и обучающимися основ системы воспитания Проекта рекомендуется следующий режим проведения социальных практик.

Первое полугодие:

1. 1-3 месяц – школьный уровень выполнения социальных практик (внутри класса). Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога.

2. 4-5 месяц – школьный уровень выполнения социальных практик (укрупнение до участия нескольких классов или всех классов школы; направленность общественно полезного дела – семья, школа). Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением специалистов НКО, общественных организаций, объединений.

Второе полугодие:

3. 6 месяц и далее – внешкольный уровень выполнения социальных практик.

Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением специалистов НКО, общественных организаций, объединений, администрации МО.

Опыт системной реализации социальных практик, накопленный детьми в период обучения в школе, продолжает свой алгоритм действия в модели развития сознательного поведения в течение всей жизни.

Включение киноуроков в программу года культуры России формирует созидательную картину будущего в направлении развития цивилизации, подтверждая практической деятельностью успехи развития в науке, культуре, искусстве и других областях деятельности человека.

Для школьного образования доктрина «Русский Донбасс» это своего рода идеологический фундамент, в котором по сути изложено всё то, что у каждого из нас в голове, в душе и в сердце. Ее практическое применение станет фундаментом воспитания настоящего человека. Человека, который будет строить новый мир, который будет обладать теми человеческими качествами, которые будут соответствовать тем вызовам, которые существуют. Это обычные человеческие качества, которые могут объединить всех живущих на нашей планете: добро, честность, ответственность, мужество, справедливость, совесть и, конечно же, любовь.

«Русский Донбасс» – это общественная идеология, то есть признание обществом важности сохранения русской культуры, родного языка и наших духовных ценностей в целом.


Список источников


  1. Доктрина «Русский Донбасс» [Электронный ресурс] режим доступа: https://russian-center.ru/wp-content/uploads/2021/01/Doktrina_Russkii-_Donbass.pdf

  2. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КИНОУРОКИ» в ГОУ «Донецкая школа-интернат No1» на 2021-2022 учебный год [Электронный ресурс] режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1m7zh6anii4qbXFsA5W98DtrYi48S4qmu/view