СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая статья по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству Урала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая статья по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству Урала»

Практическая статья по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству Урала

В законе «Об образовании в РФ» провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе эстетических качеств.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений: реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Концепция модернизации Российского образования особое внимание уделяет подготовке разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры.

Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Ребенок должен приобщиться к ценностям мировой художественной культуры через наиболее близкое к нему искусство. А какое искусство может быть близким? Конечно, искусство малой Родины. Развитие личности всегда происходит в социо-культурном пространстве жизни своего народа, истории, культуры. Приобщение к декоративно- прикладному искусству Урала рассматривается нами как первоначальный этап такого развития.

В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе детскому творчеству (простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа) понятно ребенку. Эмоциональный язык декоративно-прикладного искусства самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинский, Е.А.Флериной, А.П.Усовой и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком родном искусстве того края, где живет человек.

Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с колоритностью росписи по дереву и металлу, подчеркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве.

Смысл занятий по приобщению школьников к декоративно- прикладному искусству заключается в развитии эстетических ценностей у детей, в художественной деятельности и в создании условий для саморазвития и самовыражения ребенка в изобразительном творчестве.

Педагогические условия приобщения детей

к декоративно-прикладному искусству Урала

Для организации процесса приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству Урала необходимо создать педагогические условия:

1. Провести работу по отбору содержания образования регионального компонента в соответствии с целями развития, их возможностями и интересами.

2. Обогатить развивающую среду предметами искусства, наглядными и дидактическими пособиями, продуктами творческой деятельности детей.

3. Способствовать взаимодействию работы студий, кружков, мастерских с учебно-воспитательной работой.

4. Важным моментом в обеспечении психологической поддержки на «пути к творческому успеху» имеет сотворчество взрослого и детей при создании совместных продуктов деятельности по мотивам декоративно-прикладного уральского искусства.

5. Обеспечить эмоциональное благополучие школьников в освоении искусствоведческого материала и в продуктивной деятельности. Одним из важных условий приобщения детей к декоративно-прикладному искусству является создание благоприятной развивающей среды. Учитывая эмоциональность ребенка, место для работы нужно оформить так, чтобы оно внешне привлекало, стимулировало ребенка к творческому саморазвитию.

Набор предлагаемых материалов для художественно-творческой деятельности должен быть разнообразен и достаточен, т. к. ребенок должен иметь возможность выбора необходимого материала для реализации замысла. В методическом комплексе учителя должны быть чертежи, их варианты в усложнении, пооперационные карты, готовые образцы, фотографии коллективных и индивидуальных работ детей.

В классе желательно разместить предметы народного и профессионального декоративно-прикладного искусства Урала: литье из чугуна, гравюру, изделия камнерезного искусства, расписные уральские доски, ложки, изделия из уральского фарфора, вышивку и др. В альбомах могут быть представлены образцы декоративно-прикладного искусства Урала, представленные в музеях страны, для обогащения впечатлений дошкольников, уточнения их представлений об уральских промыслах.

Содержание занятий следует обогатить использованием мультимедийных презентаций. В классе необходимо выбрать место, куда можно было бы поместить детские работы, выполненные на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Урала. Желательно придумать название выставочному месту: «Музей уральских промыслов», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Урал – земля золотая», «Уральские чародеи – умельцы» и др. Помимо выставки детских работ, следует организовать «рабочий центр» или «мини – мастерскую», где могут находиться вариативные поделки, отличающиеся особенностями модели, сборки или разнообразием использованных в работе материалов, динамические образцы.

  1. Таким образом, развивающая среда должна быть вариативной, соответствовать опыту детей и побуждать их к проявлению творчества и самостоятельности.

Организация художественной деятельности детей предполагает использование разнообразных форм организации, способствующих творческому саморазвитию школьников: самостоятельные работы детей, из которых можно составить единую целостную композицию. Данную форму организации детской деятельности можно использовать на занятиях по темам: «В страну озер и рудных скал», «Мы – уральцы», «Уральский букет», «Оружейных дел мастера», «Диво – дивное», «Обрядовая уральская кукла», «Пасхальные писанки на Урале».

  1. Работа в парах, при которой каждая пара выполняет часть общей работы, рекомендуется применить на занятиях «Малахитчики», «Берестяной туесок», «Укрась колыбельку».

  2. Работа в мини-группах, при которой каждая мини-группа выполняет часть общей работы или вариант работы можно использовать на занятиях: «Урал – земля золотая», «Музыка в камне»

  3. Коллективная работа, когда каждый ребенок выполняет самостоятельную часть общей работы, лучше предлагать детям на занятиях: «Салон ювелирных изделий», «Самоцветные россыпи Урала», «Секреты Хозяйки Медной горы».

  4. Работа по конвейеру, при которой каждый ребенок выполняет одну операцию общей творческой работы, а результат его работы будет являться началом работы сверстника (как наиболее сложная форма организации детей), может быть применена на занятии «Камень, заговори», «Бусы на Новогоднюю елку».

В программе рекомендуется в ходе занятий использовать синтез регионального художественного слова и музыки (народных песен, попевок, инструментальной музыки).

Особенно значимым для активизации творческой художественной деятельности дошкольников является включение в содержание занятий традиционных для уральских праздников хороводов, подвижных игр, развлечений.

Педагогическое общение, взаимодействие с детьми должно быть активизирующим и обогащающим мотивы их деятельности, изменяющимся по содержанию в зависимости от степени самостоятельности.

Важным моментом в организации работы по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала является организация занятий, имеющих комплексный характер (табл.1).













Табл. 1 Структура занятия по приобщению к декоративно-прикладному искусству Урала









































Занятия искусствоведческого и творческого характера желательно чередовать с проведением дидактических игр, выставок, экскурсий, конкурсов, предусматривающих совместную деятельность детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности школьников, как в условиях образовательного учреждения, так и в условиях семейного воспитания.

Программой предполагается организация мероприятий, проводимых совместно с семьей школьников. Например, конкурс чтецов стихотворений об Урале «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал». Работа сувенирного цеха и конкурс сказов об уральских произведениях декоративно-прикладного искусства «История красивой и нужной вещи» предусматривают совместное творчество ребенка и родителей и представление семейного творческого результата в конце учебного года.

Перспективный план педагогических мероприятий

Одной из основных задач нашей работы является разработать перспективный план по приобщению детей к декоративно- прикладному искусству Урала.

Табл. 2 Перспективный план образовательных ситуаций

№п\п

месяц

Формы работы

Цели

1

Сентябрь


Оценка эстетической развитости личности детей

Определить эстетическую развитость детей (Через наблюдения, беседы с детьми и др.).

2

Октябрь

Первый блок занятий «Урал – земля золотая»

Совместная деятельность учителя и детей: создание макета «Поэма уральских гор»

Способствовать расширению знаний о природе родного края, формированию кооперативных умений при выполнении коллективной работы (макета)


3


Занятие-экспедиция «Мы – уральцы»

Актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно- прикладного искусства Урала.


4


Занятие - виртуальное путешествие «В страну озер и рудных скал»

Расширять представления детей о природе Урала при рассматривании занимательных географических карт. Учить подбирать на музыкальных инструментах звуки, похожие на звуки леса (капли дождя, шелест листьев, пение птиц, журчание ручейка и др.). Учить использовать цвет как средство выразительности для изображения уральской природы. Развивать эстетическую эмпатию.


5


Игра-драматизация «Урал – земля золотая»

Развивать эстетическую эмпатию и рефлексию у детей при восприятии и воспроизведении содержания легенды в игре.


6

Ноябрь

Второй блок занятий «Мастера земли уральской»

Совместная деятельность учителя и детей: посещение музея декоративно-прикладного искусства Урала

Расширять эстетические представления детей о произведениях декоративно-прикладного искусства Урала как эстетической ценности. Способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона. Развивать у детей эстетическую эмпатию при восприятии произведений искусства.

7


Дидактическая игра «Откуда пришел предмет?»

Способствовать формированию эстетических представлений о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую рефлексию при восприятии искусства.


8


Занятие «Камень, заговори»

Расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности. Развивать эстетическую эмпатию школьников при восприятии произведений ювелирного искусства.


9


Занятие «Музыка в камне»

Расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии музыкального произведения и выполнении творческой работы. Продолжать учить использовать цвет как средство выразительности для передачи эстетических чувств.


10

Декабрь

Занятие «Салон ювелирных изделий»

Расширять эстетические представления у школьников об искусстве уральских мастеров – ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства, эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности. Способствовать творческому саморазвитию при работе с «подсобными» материалами.


11


Занятие «Малахитчики»

Расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой при выполнении объемной модели.


12


Совместная деятельность учителя и детей: разгадывание кроссворда «Самоцветные россыпи Урала»

Уточнить эстетические представления детей о камнерезном искусстве Урала.


13


Занятие «Бусы»

Расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой.


14

Январь

Совместная деятельность учителя и детей: литературная викторина «Уральские сказы»

Закреплять знания детей об уральских сказах. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной деятельности

15


Совместная деятельность учителя и детей: разгадывание кроссворда «Уральские слова»

Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала.

16


Занятие «Каслинские кудесники»

Расширять эстетические представления детей об искусстве чугунного литья как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики. Способствовать творческому саморазвитию детей.


17


Дидактическая игра «Исправь ошибку мастера»

Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала


18

Февраль

Занятие «Оружейных дел мастера»

Расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении аппликации на силуэте доспехов. Способствовать творческому саморазвитию детей.


19


Занятие «Тайна булата»

Расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении творческой работы в технике «граттаж». Способствовать творческому саморазвитию детей.


20


Занятие «Берестяной туесок»

Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по бересте как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении и украшении поделки. Воспитывать умение детей работать в парах. Развивать эстетическую рефлексию.


21


Дидактическая игра «Составь уральский букет»

Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства уральской росписи.


22

Март

Занятие «Укрась колыбельку»

Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать развитию эстетической рефлексии при оценке собственной поделки. Воспитывать умение детей работать в парах.


23


Занятие «Уральский букет»

Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по металлу как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении творческой работы.


24


Дидактическая игра «Разгадай тайну знака»

Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства росписи по дереву.


25


Занятие «Уральская обрядовая кукла»

Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать развитию эстетической эмпатии при выполнении обрядовой куклы

26

Апрель

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую рефлексию при восприятии произведений искусства.


27


Занятие «Пасхальные писанки на Урале»

Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать творческому саморазвитию при составлении узора в украшении пасхального яйца.


28


Занятие «Диво – дивное»

Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по дереву как эстетической ценности, совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении «Семейного древа жизни». Развивать эстетическую эмпатию у детей при подборе символов уральской росписи. Третий блок занятий «Тайны малахитовой шкатулки»


29

Май

Третий блок занятий «Тайны малахитовой шкатулки»

Третий блок занятий «Тайны малахитовой шкатулки». Конкурс чтецов стихотворений об Урале «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал»

Способствовать развитию эстетической эмпатии при воспроизведении произведений литературно-художественных произведений.

30


Занятие «Работа сувенирного цеха»

Способствовать творческому саморазвитию школьников в совместной художественной деятельности детей и родителей по мотивам искусства.


31


Конкурс сказов об уральских произведениях декоративно- прикладного искусства «История красивой и нужной вещи»

Способствовать творческому саморазвитию школьников в литературно- художественной деятельности по мотивам искусства. Развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности.




Примеры занятий по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству Урала.

Тема: «Мы – уральцы»

Задачи: актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала: каслинским литьем, златоустовской гравюрой, камнерезным искусством, росписью на металле, по дереву и бересте, вышивкой, ткачеством.

Материалы и оборудование: иллюстрации, фотоэкспозиции, мультимедийное сопровождение к занятию, записи уральских народных песен.

Методические рекомендации к проведению занятия. Учитель беседует с детьми о том, что они понимают под выражением «малая родина», затем предлагает детям совершить виртуальное путешествие по Уралу и посетить несколько станций. Первая станция Традиционная, на которой дети знакомятся с праздниками, которые всегда считались народными и праздновались на Урале: Рождество Христово и Новый год, Масленицу, Троицу, Праздники урожая. На станциях детям предлагается поучаствовать в народных играх, состязаниях, распространенных на Урале. Вторая станция «Народные умельцы», на которой дети знакомятся с народными уральскими промыслами. Третья станция «Урал – мастеровой», на которой детей знакомят с профессиональным искусством Урала. После занятия в самостоятельной деятельности детям предлагается отразить в рисунках то, что особенно запомнилось из путешествия по Уралу.

Тема: «Салон ювелирных изделий»

Задачи: расширять эстетические представления у школьников об искусстве уральских мастеров – ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства, эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности. Способствовать творческому саморазвитию при работе с «подсобными» материалами.

Материалы и оборудование: пластилин, шаблоны в форме украшений, фольга, бусины, бисер, цветная бумага, проволока, клей ПВА, бумага «под мрамор» «под малахит», «под агат» и др., ножницы, линейки, простые карандаши.

Методические рекомендации к проведению занятия. Учитель предлагает детям рассмотреть малахитовую шкатулку и ювелирные украшения из уральских самоцветов, побеседовать о материалах, из которых сделаны произведения искусства. Затем дети вместе с учителем составляют алгоритм выполнения работы из подсобного материала, повторяют правила композиции при украшении ювелирных изделий, заполнения формы основы, технические приемы работы с подсобными материалами и пластилином. Каждый из детей выбирает по желанию силуэт ювелирного украшения, выполняет работу, наряжает куклу. В конце занятия учитель проводит рефлексию с детьми по результатам творческой работы школьников.

Тема: «Уральская кукла – берегиня»

Задачи: расширить представления детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Упражнять в работе с тканью.

Материалы и оборудование: лоскутки ткани, куклы – обереги, выполненные воспитателем.

Методические рекомендации к проведению занятия. Учитель демонстрирует разных кукол и поясняет, что на Урале изготавливались разные тряпичные куклы: обрядовые, куклы – обереги, игровые куклы, сувенирные куклы. Учитель рассказывает детям о традиции на Урале изготавливать кукол, которые должны были охранять дом от разных болезней (кукол – оберегов). Такая кукла изготавливалась перед рождением младенца в доме, укладывалась в детскую колыбельку, выполнялась без ножниц и иголки (ее нельзя было уколоть), сворачивалась просто их лоскутков. Кукла – берегиня «обогревала» колыбельку для малыша. У куклы не было лица, так как она не должна была быть слишком похожа на человека. Воспитатель объясняет детям, что в каждом виде тряпичной куклы есть своя манера выполнения, «память пальцев», которая передается из поколения в поколение и демонстрирует детям приемы скручивания и сворачивания лоскутков. Затем предлагает детям свернуть из лоскутков куколку – берегиню. В конце занятия дети рассматривают кукол.







11