СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Практическая стилистика русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Практическая стилистика русского языка»»





Программа прикладногокурса

по предмету «Русский язык»



«Практическая стилистика русского языка»

в 11 «Ә» классе

(общественно-гуманитарное направление)









Учитель Б. С. Оспанова



село Касык




Пояснительная записка


Прикладной курс «Практическая стилистика русского языка» предназначен для углубленной подготовки учащихся десятого класса в той области русского языка, которая связана с типами и стилями речи.

Составление программы по стилистике современного русского языка обусловлено не только стремлением к повышению грамотности устной и письменной речи учащихся, но и необходимостью формирования коммуникативных навыков, необходимых выпускникам в различных речевых ситуациях. Наша методическая концепция преподавания русского языка как неродного основана на лингводидактических принципах и отражает требования Государственного общеобразовательного стандарта.

В программу включены темы, расширяющие и углубляющие общеязыковую компетентность учащихся, определяющие взаимосвязь языкового, умственного и речевого развития детей.

Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.

Курс рекомендуется для проведения в 10 классе и предполагает активное обращение к тем лингвистическим знаниям и навыкам, которые были сформированы в основной школе.

Для работы над текстом старшеклассникам понадобятся знания из различных разделов лингвистики: фонетическая характеристика текста, учет семантики лексических единиц, специфика используемых грамматических форм воспринимаются и оцениваются в качестве строительного материала, необходимого для работы над текстом.

Тексты, в зависимости от стиля, в разной степени отражают индивидуальный почерк автора, но в его организации обязательно прослеживаются общие закономерности, которые должны быть прочно усвоены учениками. А значит, умение «определиться с жанром» правильно отобрать языковые средства и продумать структуру предложений – те основные этапы создания текста, которые должны быть усвоены учащимися. Конструирование различных по стилю и жанру текстов – работа творческая, но этап ученичества себя оправдывает: именно на этом этапе формируется языковая и речевая компетенция выпускников.


Цель прикладного курса практической стилистики русского языка заключается в ознакомлении учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах.

Учащиеся должны уметь создавать тексты различных стилей и жанров, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Учащиеся должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Также целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.


Задачи курса сводятся к следующему:

  • - овладение учащимися теоретическими знаниями в области стилистики;

  • - формирование навыков и умений определения стилей по различным критериям;

  • - формирование и развитие навыков стилистического анализа текста;

  • - привитие практических навыков создания текстов разных стилей и жанров;

- повышение уровня культуры русской речи учащихся, совершенствование коммуникативных навыков


Структура курса подчинена принципу: от теории к практике; сначала обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях стилей, используемых в русском языке, типах речи, затем организуется практическая работа по закреплению изученного материала.


Курс рассчитан на 34 часа и ориентирован на тех выпускников, которые связывают свое дальнейшее профессиональное обучение с гуманитарным направлением.


Требования к уровню подготовки учащихся: Должны уметь:

  • владеть стилистическими нормами, уметь оценивать различные тексты с точки зрения соблюдения в них стилистических норм;

  • исправлять стилистические ошибки, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;

  • уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;

  • активно владеть коммуникативно-значимыми жанрами различных стилей

Иметь представление:

  • о природе стилистических ошибок; нахождении их в текстах


Должны знать:

  • языковые средства, характерные для различных стилей, уметь правильно их выбирать и употреблять в создании текстов;

  • терминологию различных стилей;

  • жанры речевых произведений, понятия «стилистическая норма», «шаблон», «стандартизация текста» и другие.


Для реализации программы используются различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств связано с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста.

В практической работе с использованием различных стилей речи для развития умений учащихся по самостоятельному построению текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста (написание сочинения-рассуждения).

В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам.

При отборе дидактического материала учитывается принцип коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.

Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является составление текста, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование, написание сочинения-рассуждения.




Содержание программы дополнительного

курса по русскому языку «Практическая стилистика русского языка»

Введение (2ч.)

Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков. Принципиальные отличия различных стилей речи.

Что такое текст? Исследование связей предложений в тексте (3часа)

Текст это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях. Важную роль в тексте играет интонация.

Основные черты: связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью разных языковых средств, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность. эмоциональность изложения, соблюдение единообразия в оформлении, регламентированность речи.

Стили текста: публицистический стиль (особенности, жанры, сферы употребления) (3 часа)

Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Это язык и мыслей, и чувств. Владение им позволяет логически изложить свои мысли, так как выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Стили текста: художественный стиль (особенности, жанры, сферы употребления) (3 часа)

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений.

На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления.

Исследование типов речи текста (3 часа)

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий.

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.


Тема и основная мысль текста. Практическая работа (2 часа)

Тема   текста  - это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

О с н о в н а я   м ы с л ь   текста – это то, к чему призывает автор, чему учит, ради чего произведение написано. Основная мысль текста может быть выражена в его заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Определение идеи произведения наводит читателя на вопросы:

Какие мысли и чувства вызывает у вас текст?

Каким настроением проникнут автор?

Какое впечатление произвёл на вас текст?

Как автор относится к тому, о чем он написал?



Тема и микротемы. (Общее и различия. Деление текста на абзацы. Практическая работа) (3 часа)

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

1) содержание текста;

2) тема текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

5) позиция автора текста.

Любой текст делится на абзацы. Абзац - это микротема текста. Абзац потому и называют микротемой текста, что он в миниатюре повторяет логическую структуру из завязки (зачин абзаца), развития мысли и развязки (концовка абзаца).

Пять составляющих сочинений-рассуждений (3 часа)

Алгоритм написания сочинения-рассуждения


1. Формулировка проблемы (вопросы, задачи) исходного текста

  1. Комментарии (пояснения, толкование, рассуждение) к сформулированной проблеме исходного текста

  2. Отражение позиции автора (ответ учащегося на поставленный им же вопрос, и его отношение к поставленной им же проблеме) исходного текста

  3. Собственное мнение по отношению к позиции автора

  4. Аргументация (доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров) своей позиции учащимся с использованием реальных фактов, статистики, конкретных примеров из жизни, из художественных произведений, мнение известных выдающихся людей. цитат из авторитетных источников.

Творческая работа (создание собственного текста) (3 часа)

Учащиеся четко должны представлять, что их работа – это цельное. связное речевое произведение или текст, который должен члениться на абзацы, совпадающие с 5-ю составляющими текста. Между абзацами должны быть логические переходы. А внутри их –различные средства связи предложений.

Формулировка проблем исходного текста (2 часа)

Проблема — вопрос, который интересует автора текста. Часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Рекомендуется сосредоточится на проблеме, которая находится в центре внимания автора.

Авторская позиция (2 часа)

Позиция автора — отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Авторская позиция может выражаться прямо или косвенно. Позиция автора может быть отражена через обращение к авторским аргументам.

Аргументация собственного мнения по проблеме (2 часа)

Аргумент — суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Аргументы приводятся на основе читательского и жизненного опыта. Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Типы ошибок (2 часа)

Необходимо знать типы ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, фактические, логические.













Календарно-тематическое планирование

курса «Практическая стилистика русского языка »

10 класс


Тема занятия

К-во

час.

Срок

Методы, приемы

1-2

Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса.

Принципиальные отличия различных стилей речи

1


1


Лекция.


Беседа

3-4-5

Что такое текст? Исследование связей предложений в тексте

Текстовая организация устного и письменного общения. Типологическая характеристика текстов (повествование, описание, рассуждение).

Способы связи предложений в тексте (связь цепная, параллельная, смешанная). Система текстов человеческой культуры.

1


1



1


Лекция.

Беседа.


Сопоставление текстов.


6-7-8

Стили текста: публицистический стиль (особенности, жанры, сферы употребления)

Жанровое многообразие публицистического стиля. Характерные языковые и речевые средства (особенности лексики и фразеологии, морфологического и синтаксического строя речи).

Анализ языка репортажей, интервью, агитационных выступлений.

1


1




1


Составление опорного конспекта

Сопоставление текстов.


Практическая работа

9-10-11

Стили текста: художественный стиль (особенности, жанры, сферы употребления)

Сфера употребления, эстетическая функция речи. Образная конкретизация как основное свойство художественной речи.

1

1

1


Составление опорного конспекта.

Анализ текстов.

Моделирование текстов

12-13-14

Исследование типов речи текста Описание 

Повествование

Рассуждение

1

1

1


Анализ текстов.

Сопоставление текстов.

15-16-

17

Тема и основная мысль текста. Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

1

1

1


Анализ текстов.

Работа со словарями

Создание собственного текста

18-


19-

20

Тема и микротемы. Общее и различия.

Смысловая целостность текста

Деление текста на абзацы.

Практическая работа

1

1


1


Анализ текстов.

Работа со словарями

Моделирование текстов по инструкции

21-22-23

Пять составляющих сочинений-рассуждений Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Практическая работа

1

1

1


Моделирование текстов по инструкции.

24-


25-

26

Творческая работа. Подготовка к творческой работе -выбор тем

Самостоятельная работа

Анализ работ РНО

1

1


1


Создание собственного текста.

Работа над ошибками

27-28

Формулировка проблем исходного текста Проблема — вопрос, который интересует автора текста.

Практическая работа с анализом

1


1


практикум

29-30

Авторская позиция Позиция автора — отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет

1

1


беседа

31-32

Аргументация собственного мнения по проблеме

Аргумент

1

1


практикум

Создание собств. текста.

33-


34

Типы ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, фактические, логические.

Анализ типов ошибок. Практика

1


1


Лекция


Практика



ЛИТЕРАТУРА:

Для учащихся

  1. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подго­товки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА­ГА, Азбука-классика, 2005.

  2. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф­ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

  3. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.


Для учителя

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  2. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Вол­гоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..

  3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

  4. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

  5. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

  6. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003..


Интернет-ресурсы: http://4ege.ru/

http://philology.ru/

http://slovo.dn.ua/

http://pycckoeslovo.ru/


Рассмотрено на заседании __ ____ 2016г. Протокол №1

Руководитель МО: Б.С. Оспанова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!