СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний по теме «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Ход урока

Форма урока - урок-семинар. Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинаре (освещение теоретического вопроса), проектно-исследовательскую работу по энной теме (дополнительно подготовленный материал) и за практическое задание, выполненное на уроке.

Конечный результат семинара - орфографическая и пунктуационная грамотность. В процессе подготовки к семинару учащиеся делятся на группы, которым предлагаются дифференцированные задания. Учитель консультирует учащихся, помогает в выборе литературы и т.д.

Вопросы к семинару:

1.  Вопрос о месте причастия в системе частей речи. Мнения ученых-лингвистов о причастии. |Роль причастий в тексте.

2.  Причастный оборот. Место причастного оборота в предложении. Интонация предложений с причастным оборотом.

3.  Ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи.

4.  Система правил и орфограмм причастия (сводная таблица орфограмм, опорных сигналов, кем и т.п.).

Рекомендуемая литература:

1.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь лингвистических терминов. - М., 1985

2.  Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологический словарь. - М., 1975

3.  Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Глагол. Причастие. -М., 19874.  Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1979

5.  Волина В. Веселая грамматика. -М., 1995

6.  Иванов В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М., 1990

7.  Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. - СПб, 1997

I. Эпиграф к уроку:

«Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (В.Даль)

1. Выступления групп - сообщения учащихся.

2.  Практические задания. Лингвистический эксперимент: сравните тексты без причастий и с причастиями. Сопоставьте с авторским текстом.

Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, (идущие  полоса- ми), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льется отвеяв сильно. Он всегда приближается с (надвигающимся) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Свергающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими (сияющими  слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (К.Паустовский)

3.  Употребление причастий и причастных оборотов. Анализ текста и его редакторская правка. Объяснение орфограмм.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в поль щихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на пр щих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».

 - В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?

4.  Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении причастий. Редакторская правка.

Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (Нарушение видовременных отношений.)

Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения.)

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. (Нарушение в выборе действительного причастия с возвратным значением вместо страдательного.)

5.  Орфоэпическое задание. Расставьте ударения и их варианты в причастиях: озлобленный ободрённый, обобщенный, раскрепленный, разлученный, позолоченный, повторенный, повторен, повторена, повторены.

II. После подведения итогов семинара учащиеся выполняют тестовые задания

  1. Какое словосочетание соответствует схеме «причастие + существительное»?

 

1 вариант

2 вариант

лаявшая собака

дремучий лес

волнистые волосы

дремлющий]эебенок

крикливый ребенок

шершавые руки

солнечное утро

старший брат

 

 

  1. Найдите словосочетание «причастие +существительное»

 

1 вариант

2 вариант

слышащийся шорох.

обидевшийся человек

слышавший шорох

обидевший друга

построенный дом

растаявший снег

движущийся обоз

встретившиеся друзья

3.В каком причастии суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-?

 

1 вариант

2 вариант

'ПИШ...ЩИЙ человек

бор...щиеся спортсмены

се... щийся дождик

шепч...щиеся соседки

ПеН...ЩИЙСЯ ПОТОК

стро. . . щийся стадион

кол... щийся предмет

скач...щие кони

4.В каком причастии суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-?

 

Е                                1 вариант

2 вариант

леч...щий врач

вер... щий всему

 служ. . . щий чиновник

терп...щий боль

тревож...щий щепот

КЛ...ЩИЙ бумагу

колыш...ийся камыш

стел... щийся туман

5.В каком причастии суффикс -ЕМ-?

 

 

1 вариант

 

2 вариант

колебл...мый

 

ЧИТа  .МЫИ

 

СЛЫШ...МЫЙ

ВИД...МЫИ

МНОЖ...МЫЙ

ДВИЖ...МЫИ

6.В каком слове -Н-?

 

                               1 вариант

2 вариант

отправле...ые

засея...ая

отправлены

засея...а

собра...ые

связа...ая

ДЛИ...ЫЙ

пусты... ый

7..Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

 

1 вариант

2 вариант

(не)отправленное письмо

(не)проверенная работа

(не)отправленное мною

(не)проверенная учителем

(не)выполненное задание

(не)скошена трава

(не)замечена ошибка

(не)прочитанная книга

8. Какое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (запятые не поставлены)?

1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.

2. Расчищенная дорожка вела к морю.

3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

4.  На пожелтевшей траве лежали опавшие уже давно листья.

Домашнее задание: Упр. 204. Ответить на вопрос: что изменилось с введением в текст опре-делений, выраженных причастиями и причастными оборотами?

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

Урок усвоения новых знаний по теме «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Ход урока

Форма урока - урок-семинар. Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинаре (освещение теоретического вопроса), проектно-исследовательскую работу по энной теме (дополнительно подготовленный материал) и за практическое задание, выполненное на уроке.

Конечный результат семинара - орфографическая и пунктуационная грамотность. В процессе подготовки к семинару учащиеся делятся на группы, которым предлагаются дифференцированные задания. Учитель консультирует учащихся, помогает в выборе литературы и т.д.

Вопросы к семинару:

1. Вопрос о месте причастия в системе частей речи. Мнения ученых-лингвистов о причастии. |Роль причастий в тексте.

2. Причастный оборот. Место причастного оборота в предложении. Интонация предложений с причастным оборотом.

3. Ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи.

4. Система правил и орфограмм причастия (сводная таблица орфограмм, опорных сигналов, кем и т.п.).

Рекомендуемая литература:

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь лингвистических терминов. - М., 1985

2. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологический словарь. - М., 1975

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Глагол. Причастие. -М., 19874. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1979

5. Волина В. Веселая грамматика. -М., 1995

6. Иванов В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М., 1990

7. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. - СПб, 1997

I. Эпиграф к уроку:

«Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (В.Даль)

1. Выступления групп - сообщения учащихся.

2. Практические задания. Лингвистический эксперимент: сравните тексты без причастий и с причастиями. Сопоставьте с авторским текстом.

Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, (идущие полоса- ми), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льется отвеяв сильно. Он всегда приближается с (надвигающимся) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Свергающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими (сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (К.Паустовский)

3. Употребление причастий и причастных оборотов. Анализ текста и его редакторская правка. Объяснение орфограмм.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в поль щихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на пр щих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».

- В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?

4. Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении причастий. Редакторская правка.

Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (Нарушение видовременных отношений.)

Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения.)

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. (Нарушение в выборе действительного причастия с возвратным значением вместо страдательного.)

5. Орфоэпическое задание. Расставьте ударения и их варианты в причастиях: озлобленный ободрённый, обобщенный, раскрепленный, разлученный, позолоченный, повторенный, повторен, повторена, повторены.

II. После подведения итогов семинара учащиеся выполняют тестовые задания

  1. Какое словосочетание соответствует схеме «причастие + существительное»?


1 вариант

2 вариант

лаявшая собака

дремучий лес

волнистые волосы

дремлющий]эебенок

крикливый ребенок

шершавые руки

солнечное утро

старший брат



  1. Найдите словосочетание «причастие +существительное»


1 вариант

2 вариант

слышащийся шорох.

обидевшийся человек

слышавший шорох

обидевший друга

построенный дом

растаявший снег

движущийся обоз

встретившиеся друзья

3.В каком причастии суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-?


1 вариант

2 вариант

'ПИШ...ЩИЙ человек

бор...щиеся спортсмены

се... щийся дождик

шепч...щиеся соседки

ПеН...ЩИЙСЯ ПОТОК

стро. . . щийся стадион

кол... щийся предмет

скач...щие кони

4.В каком причастии суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-?


Е 1 вариант

2 вариант

леч...щий врач

вер... щий всему

служ. . . щий чиновник

терп...щий боль

тревож...щий щепот

КЛ...ЩИЙ бумагу

колыш...ийся камыш

стел... щийся туман

5.В каком причастии суффикс -ЕМ-?



1 вариант


2 вариант

колебл...мый


ЧИТа .МЫИ


СЛЫШ...МЫЙ

ВИД...МЫИ

МНОЖ...МЫЙ

ДВИЖ...МЫИ

6.В каком слове -Н-?


1 вариант

2 вариант

отправле...ые

засея...ая

отправлены

засея...а

собра...ые

связа...ая

ДЛИ...ЫЙ

пусты... ый

7..Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?


1 вариант

2 вариант

(не)отправленное письмо

(не)проверенная работа

(не)отправленное мною

(не)проверенная учителем

(не)выполненное задание

(не)скошена трава

(не)замечена ошибка

(не)прочитанная книга

8. Какое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (запятые не поставлены)?

1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.

2. Расчищенная дорожка вела к морю.

3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

4. На пожелтевшей траве лежали опавшие уже давно листья.

Домашнее задание: Упр. 204. Ответить на вопрос: что изменилось с введением в текст опре-делений, выраженных причастиями и причастными оборотами?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!