СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические аспекты формирования режиссерского замысла в социально-культурных событиях.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты формирования режиссерского замысла в социально-культурных событиях.»

Практические аспекты формирования режиссерского замысла.

Неотъемлемая часть постановочного процесса при построении социально-культурного события и зрелища – это создание творческого, режиссерского замысла. Замысел – первоначальный набросок будущего произведения. Две стороны – сюжетная и идейная; гражданское, идейное толкование драматического произведения, пока не реализованное в конкретных формах. Именно режиссёрский замысел является движущей силой для дальнейший работы режиссера по отбору фактически существующего материала о реальных событиях и героях, выразительных средств воплощения. В замысле заложена логика будущего сценария, из которой, как из зерна, вырастает зрелище.

Процесс работы над замыслом театрализованных представлений и праздников осуществляется сценаристом, чаще всего им и является режиссер, или режиссерско-постановочная группа работает в художественно-эстетическом единстве. Разработка замысла сценария и оформление его в виде документа происходят поэтапно.

Во-первых, социально-культурное событие – всегда отклик на социальный заказ, чаще всего государства. На этом этапе работы происходит изучение культурных потребностей и запросов государства, ведь сценарий проектируется и пишется для конкретной аудитории, определенного события. К тому же в качестве социального заказа сценарий должен выступать как система педагогического влияния на аудиторию, формирующего сознание и настроение участников на активную культурно-досуговую деятельность.

Предложенное выше в качестве примера событие, является прямым откликом на государственный заказ, который реализуется в рамках нравственно-патриотического воспитания. На первом этапе изучалась культурная потребность данного заказа, а также возможная содержательная актуальность, материал анализировался для определенной целевой аудитории.

Во-вторых, тема и идея, как фундамент творческой реализации зрелища. Тема – предмет, о котором автор хочет рассказать зрителю, или круг вопросов, которые подлежат обсуждению. Предмет общения должен быть интересен для конкретной аудитории и иметь культурную и воспитательную ценность. Здесь происходит отбор содержания общения. Из многообразия жизненных явлений и связей между ними режиссер отбирает лишь те, которые для данного зрелища наиболее интересны, актуальны, характерны. Этот выбор определяется социальным заказом и мировоззренческой, идейной позицией режиссера по отношению к теме. Наибольшей популярностью в любой аудитории пользуются так называемые вечные темы: любви и ненависти, дружбы и вражды, жизни и смерти, одиночества и единения; борьбы и победы и т. п. Тема раскрывается через поступки героев. Поэтому на данном этапе работы над замыслом постановщик определяет количество и качество персонажей: их характеры, облик, поступки, отношения. Находится такое оптимальное количество персонажей разного качества, которое обеспечит раскрытие идейного содержания будущего события.

И если тема – предмет, то есть проблема, объективно поставленная автором, то идея – мнение режиссера об этом предмете, то есть субъективное отношение к объективно поставленной проблеме. Именно идея определяет то чувство, которое должно зародиться в душе у зрителя. На основе чувства должно сформироваться отношение к увиденному.

Идейно-тематическое содержание в театрализованном представлении регулировалось социальным заказом, а далее разрабатывалось идейная позиция, которая реализует просветительскую и педагогическую функцию.

В-третьих, режиссерско-постановочная группа не может быть бесстрастен к предмету повествования. В искусстве отношение режиссёра к изображаемому объекту принято называть жанром. Жанр – особенности художественного произведения, которые определяются эмоциональным отношением постановщика к поставленной проблеме. Однако в культурно-досуговой деятельности весьма важно, чтобы личное отношение, а соответственно и жанр было созвучно традиционному общественному отношению, соответствовало высоким идеалам морали и нравственности. Жанр социально-культурного события практически сразу ясно определяет атмосферу, отношение, настроение. Также на этом этапе закладывается зерно образа будущей программы.

В-четвертых, работа над композицией, поиск сюжетного хода и образной выразительности. Композиция – соединение элементов художественного произведения или отдельных эпизодов в единое целое, соподчинение его частей по закону гармонии. Выразительными средствами театрализованных зрелищ являются: живое устное слово, музыка, хореография, кино, цирк и многое другое. От того, насколько все элементы композиции будут гармонично сочетаться друг с другом, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие зрелищного события зрителем. Отобранные материалы представляют собой эпизоды, которые требуют соединения в единое повествование. Метод соединения эпизодов в сценарии театрализованного зрелища – монтаж. Приемы творческого монтажа документального и художественного материала различных форм и жанров искусства в целостную композиционно-завершённую форму театрализованного спортивно-художественного представления или праздника.

Композиционная целостность социально-культурного события создавалась с помощью закрытого монтажа, из приемов которого использовались: параллельный, ассоциативный, иллюстративный.

Параллельность - эпизоды проникают один в другой, так как действия идут параллельно, например, одновременное повествование об исторических событиях и современных, которое осуществляют двое ведущих. Прием последовательности характерен тем, что материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого.

Ассоциативный - монтаж на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты.

Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.