СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические аспекты изучения биологических наук

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с учётом рекомендаций ФИПИ по выполнению разных типов заданий, по работе с открытым банком заданий ЕГЭ; с использованием кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии

Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты изучения биологических наук»

Программа по биологии (10-11 класс) по курсу «Практические аспекты изучения биологических наук»

Пояснительная записка:

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Биология», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

Программа разработана с учётом рекомендаций ФИПИ по выполнению разных типов заданий, по работе с открытым банком заданий ЕГЭ; с использованием кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии.

Цель:

Учебный курс «Практические аспекты изучения биологических наук» позволит обучающимся закрепить теоретические знания в ходе лабораторных работ с использованием 3d оборудования гимназии и микроскопического оборудования медико-биологического и фармацевтического факультетов ВГУ, а также приобрести опыт решения биохимических и генетических задач.

Задачи:

  • овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

  • освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;

  • решение генетических и биохимических задач в формате заданий ФИПИ ЕГЭ.

  • воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Данный учебный курс «Практические аспекты изучения биологических наук» включается в единую рабочую программу по предмету «Биология». Запись в электронном журнале осуществляется под единым общим названием «Биология» в соответствии с учебным планом.

Место учебного предмета: находится в формируемой части образовательных отношений. Согласно учебному плану гимназии рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение предмету «Практические аспекты изучения биологических наук» в объеме 2 часа в неделю. Общее количество часов 136: в 10 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе 68 часов (2 часа в неделю).


Содержание курса «Практические аспекты изучения биологических наук»

10 класс (68 часа, 2 часа в неделю)


Разнообразие живой природы

Предклеточные организмы. Вирусы. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и значение вирусов.

Предъядерные организмы (прокариоты) и ядерные организмы (эукариоты), особенности их строения.

Бактерии. Строение, процессы жизнедеятельности, размножение, распространение и значение бактерий в природе и жизни человека (для его здоровья и хозяйственной деятельности). Борьба с болезнетворными бактериями.

Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Съедобные и ядовитые грибы.

Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Растения

Ботаника - наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле.

Классификация растений. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях: вид, род, семейство, класс, отдел. Значение международных названий растений.

Основные группы растений

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, хлорелла). Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли (улотрикс, спирогира), их строение и процессы жизнедеятельности. Размножение водорослей. Красные и бурые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека.

Лишайники. Строение, процессы жизнедеятельности и размножение лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Мохообразные. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Белые (торфяные) мхи. Сфагнум, особенности его строения. Значение мхов. Образование и значение торфа.

Папоротникообразные. Папоротники, их строение и размножение. Хвощи. Плауны. Их строение и размножение.

Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны или ели). Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.


Цветковые растения и их строение

Понятие о растительных тканях (образовательная, покровная, механическая, проводящая, ассимилирующая, запасающая).

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями.

Зоны корня. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Дыхание корня. Удобрения. Значение обработки почв, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Видоизменения корня. Функции корня.

Побег. Понятие о побеге. Разнообразие побегов. Почки листовые и цветочные, их строение и расположение. Развитие побега из почки. Рост побега в длину. Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение. Понятие о стебле. Ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями (кора, камбий, древесина, сердцевина). Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Функции стебля.

Лист. Внешнее строение листа. Листорасположение. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Вегетативное размножение цветковых растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблями, корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка. Разнообразие в строении цветков. Околоцветник (чашечка и венчик). Цветки однополые и обоеполые. Строение тычинки и пестика. Соцветия и их биологическое значение. Опыление (самоопыление и перекрестное опыление при помощи насекомых, ветра). Оплодотворение. Понятие о двойном оплодотворении, открытом С.Г. Навашиным. Образование семян и плодов. Классификация плодов (плоды сухие и сочные; односемянные и многосемянные, простые и сборные).

Семя. Строение семян одно- и двудольных растений. Состав семян. Дыхание семян.

Условия прорастания семян. Время посева и глубина заделки семян. Питание и рост проростка.

Растение - целостный организм. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Многообразие цветковых и их классификация. Класс двудольных растений. Семейства: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные. Класс однодольных растений. Семейства: злаки, лилейные. Отличительные признаки растений основных семейств, их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие цветковых и других растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.


Животные

Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.

Подцарство Одноклеточные или простейшие. Общая характеристика одноклеточных. Тип Саркомастигофоры.

Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Строение, процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, выделение, размножение).

Класс Жгутиковые. Зеленая эвглена - одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Тип Инфузории. Инфузория-туфелька. Особенности строения. Органеллы, осуществляющие основные процессы жизнедеятельности. Особенности размножения.

Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

Малярный паразит - возбудитель малярии. Цикл его развития. Меры борьбы с малярией и ликвидация малярии как массового заболевания.

Подцарство Многоклеточные.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Гидра как пресноводный полип.

Среда обитания. Внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, дифференцировка клеток). Процессы жизнедеятельности. Возникновение нервной системы, ее строение. Понятие о рефлексе. Размножение (вегетативное и половое). Морские кишечнополостные (гидроидные полипы, сцифоидные медузы, коралловые полипы). Экология и значение морских кишечнополостных.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа.

Класс Ресничные черви. Белая планария - представитель свободноживущих ресничных червей. Среда обитания. Внешнее строение. Двусторонняя (билатеральная) симметрия.

Появление органов, выполняющих функции питания, размножения, выделения. Особенности нервной системы. Размножение. Регенерация.

Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни. Цикл развития и смена хозяев. Меры предупреждения заражения.

Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни. Цикл развития и смена хозяев.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Класс Круглые черви. Человеческая аскарида. Внешнее строение. Полость тела. Пищеварительная, выделительная и половая системы, размножение и развитие. Особенности дыхания и обмена веществ в связи с паразитическим образом жизни. Вред аскарид. Меры предупреждения заражения. Острица. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Класс Малощетинковые. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее строение. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Особенности нервной системы. Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Регенерация. Значение дождевых червей в почвообразовании. Класс Многощетинковые. Класс Пиявки.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Класс Брюхоногие. Большой прудовик.

Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности. Морские и наземные брюхоногие моллюски, их экология и значение.

Класс Двустворчатые. Беззубка. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение.

Процессы жизнедеятельности. Морские двустворчатые, их экология и значение.

Класс Головоногие (осьминоги, кальмары).

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа.

Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Системы органов (пищеварительная, выделительная, кровеносная, дыхательная, нервная, половая). Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Экология и значение ракообразных.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Клещи, особенности строения и процессов жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Меры защиты человека от клещей. Значение и роль паукообразных в природе.

Класс Насекомые. Майский жук. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности. Размножение. Особенности развития. Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые (капустная белянка, тутовый шелкопряд). Двукрылые (комары, комнатная муха). Перепончатокрылые (медоносная пчела, муравьи, наездники).

Понятие о насекомых с общественным образом жизни. Инстинкты. Отряды насекомых с неполным превращением. Прямокрылые (перелетная саранча). Полужесткокрылые (клопы).

Роль насекомых в природе, их практическое значение. Биологический метод борьбы с насекомыми - вредителями сельскохозяйственных растений. Отрасли хозяйства, связанные с использованием насекомых (шелководство, пчеловодство). Сохранение видового разнообразия насекомых.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Систематика хордовых. Подтип Бесчерепные.

Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Хорда. Пищеварительная, выделительная, кровеносная, дыхательная, нервная и половая системы. Сходство с позвоночными и беспозвоночными животными.

Подтип Черепные (Позвоночные).

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, выделительная, кровеносная, дыхательная и половая системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб: хрящевые (акулы и скаты), костно-хрящевые (осетровые), кистеперые (латимерия), костистые или лучеперые (сельдеобразные, карпообразные). Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охрана.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Отряд бесхвостые. Лягушка прудовая. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Размножение и развитие. Многообразие земноводных: отряд хвостатые, отряд бесхвостые, их экология и значение. Происхождение земноводных. Охрана.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Отряд чешуйчатые. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения.

Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд черепахи. Отряд чешуйчатые. Змеи, особенности строения и процессов жизнедеятельности. Отряд крокодилы. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся. Охрана.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки, перелеты. Происхождение птиц. Многообразие птиц: бескилевые или бегающие (страусы, эму, казуары), плавающие (пингвины), летающие или килевые. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Экологические группы птиц. Птицы-хищники. Птицы леса. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Птицы парков, садов, лугов и полей. Роль птиц в природе и в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Птицы Красной книги.

Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Внутреннее строение. Системы органов. Процессы жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие млекопитающих. Первозвери (яйцекладущие). Сумчатые. Плацентарные. Отряды млекопитающих. Рукокрылые. Грызуны. Хищные. Ластоногие.

Китообразные. Копытные (парнокопытные и непарнокопытные). Парнокопытные: особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан.

Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Хоботные. Приматы. Обезьяны. Происхождение млекопитающих. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих. Охрана млекопитающих.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Практические аспекты изучения биологических наук» 10 кл.

(углубленный уровень) (2 часа в неделю)


темы

Учебные единицы


Кол-во часов в примерной прогр.

Кол-во часов в рабочей прогр.

1

ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Разнообразие живой природы.



4



4

2

Растения.

2

2

3

Основные группы растений.

16

16

4

Цветковые растения и их строение.

16

16

5

Животные.

30

30


Итого:

34

34




Содержание курса «Практические аспекты изучения биологических дисциплин»

11 класс (68 часов, 2 часа в неделю)



Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Общий обзор организма человека (органы и системы органов). Строение и функции тканей (эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной) организма человека.

Опорно-двигательная система, ее значение. Строение скелета человека. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Состав, строение и рост костей. Мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц тела человека. Нервная регуляция деятельности мышц. Рефлекс, рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Эритроциты, их строение и функции. Малокровие. Лейкоциты, их строение и функции. Тромбоциты. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Понятие об инфекциях и эпидемиях. Иммунитет и его формы. Борьба с эпидемиями.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены), их строение. Большой и малый круги кровообращения, их строение и работа.

Сердечный цикл. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях (клетках). Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Понятие о нервной и гуморальной регуляции дыхания. Гигиена органов дыхания.

Пищеварение, его значение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварение в полости рта. Работы И.П. Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания. Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины, их значение для организма. Понятие о гиповитаминозах и гипервитаминозах.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ассимиляция и диссимиляция - стороны единого процесса обмена веществ.

Выделение. Органы мочевыделительной системы, их строение. Функции почек.

Строение нефрона. Образование мочи. Первичная и вторичная моча. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий. Понятие о вегетативной нервной системе.

Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органов слуха. Гигиена слуха.. Понятие об анализаторах.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Гигиена физического и умственного труда. Сон, его значение и гигиена. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции для жизнедеятельности организма. Понятие о гормонах. Гормоны поджелудочной железы, надпочечников. Роль гормональной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Половые железы и половые клетки.

Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.


Происхождение человека

Ч. Дарвин о животном происхождении человека. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека.

Движущие силы антропогенеза. Значение общественной жизни в эволюции человека.

Развитие членораздельной речи и сознания. Роль факторов социальных (труд, общественная жизнь, сознание, речь, воспитание, образование) и биологических (наследственная изменчивость, естественный отбор) в эволюции человека.

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек). Древние люди (неандертальцы). Люди современного типа (кроманьонцы). Человеческие расы, единство их происхождения.


НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ

Эволюционное учение

Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений о неизменности и “изначальной целесообразности” природы. Труды К. Линнея по систематике. Зарождение эволюционных идей. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции органического мира. Первые русские эволюционисты.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Движущие силы (факторы) эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы естественного отбора. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений.

Популяция и вид как биологические системы. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Результаты эволюции. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

Многообразие видов. Видообразование и его типы. Микроэволюция. Макроэволюция.

Значение теории эволюции для развития естествознания и формирования биологического мышления. Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.


Развитие органического мира. Доказательства эволюции органического мира

Доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические (гомология и аналогия; рудименты и атавизмы; переходные формы); сравнительно-эмбриологические (сходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития; биогенетический закон и современные представления о нем); сравнительно-палеонтологические (ископаемые переходные формы, филогенетические ряды). Деление истории Земли на эры и периоды.

Главные направления эволюции органического мира и пути их достижения.

Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, их соотношения.

Возникновение жизни на Земле. Определения понятия “жизнь”. Гипотеза А.И. Опарина о происхождении жизни. Абиогенный синтез органических соединений. Ранние этапы развития жизни на Земле. Развитие органического мира в архейскую и протерозойскую эры.

Возникновение прокариот и эукариот. Дивергенция по типу питания: автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Развитие жизни от одноклеточных к многоклеточным формам. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Развитие наземных организмов в палеозойскую эру. Псилофиты. Мхи. Расцвет папоротникообразных и его причины. Появление голосеменных. Кистеперые рыбы как предки земноводных. Появление и расцвет древних земноводных. Появление пресмыкающихся. Развитие органического мира в мезозойскую эру. Господство голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся, его причины. Развитие органического мира в кайнозойскую эру. Господство покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих. Появление человекообразных обезьян и человека.

Основы экологии. Основы учения о биосфере.

Предмет, задачи и методы экологии. Использование современных методов исследования и вычислительной техники в экологии. Прогнозирование и моделирование в экологии.

Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

Приспособленность организмов к основным абиотическим факторам. Биотические факторы: внутривидовые и межвидовые отношения (хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз).

Понятие об оптимуме. Ограничивающие факторы. Комплексное воздействие факторов на организм. Понятие об экологической нише. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Экологическая характеристика вида. Понятие о популяции как экологической единице вида и ее структуре: численности, плотности, возрастном и половом составе. Факторы, вызывающие изменение численности популяции. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Сообщества и их структура (пространственная - особенности размещения организмов; видовая - состав видов и их количественные соотношения; экологическая - соотношения между продуцентами, консументами, редуцентами). Связь между растениями, животными, микроорганизмами и неживой природой в сообществах. Растительное сообщество: надземная и подземная ярусность, сезонные изменения сообщества. Понятие об экосистеме (биогеоценозе). Пищевые связи в экосистеме. Сети (цепи) питания. Использование и превращение энергии в цепях питания. Понятие об экологической пирамиде и ее структурных уровнях. Смена экосистем (биогеоценозов). Агроценозы (агроэкосистемы). Понятие о продуктивности. Пути повышения продуктивности агроценозов.

Понятие о биосфере, ее структура и границы. Понятие о живом веществе и биомассе.

Функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере и живом веществе. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Биогенная миграция атомов. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.

Понятие о “ноосфере” - “сфере разума”. Биосфера, научно-технический прогресс и здоровье человека. Проблемы охраны окружающей среды. Межгосударственные организации и программы по охране природы. Красные книги, принципы их создания.



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Практические аспекты изучения биологических наук» 11 кл.

(углубленный уровень) (2 часа в неделю)



раздела

Учебные единицы


Кол-во часов в примерной прогр.

Кол-во часов в рабочей прогр.

1

Человек и его здоровье.

46

46









2

НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ

22

22


Развитие органического мира. Доказательства эволюции органического мира. Эволюционное учение.

11

11


Основы экологии. Основы учения о биосфере.

11

11


Итого:

68

68




ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

  • отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:
  • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;

  • понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:
  • понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:
  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской и проектной деятельности.

Трудовое воспитание:
  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:
  • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

  • осознание экологических проблем и путей их решения;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия
  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Исследовательские действия:

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия Общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической

проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.



Предметные результаты


  • характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками;

  • приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С. Г. Навашин) и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие наук о растениях;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, органы растений, система органов растения: корень, побег почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон, раздражимость) в соответствии с поставленной задачей и в контексте заданий ЕГЭ;

  • описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;

  • различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;

  • характеризовать уровни организации растительного организма, части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;

  • сравнивать растительные ткани; узнавать и уметь зарисовать морфолого-анатомические особенности вегетативных и генеративных органов растений;

  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

  • характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);

  • выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;

  • классифицировать растения и их части по разным основаниям;

  • объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и в жизни человека; биологическое и хозяйственное значение видоизменённых побегов; хозяйственное значение вегетативного размножения;

  • использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

  • создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.


  • характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);

  • приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте заданий ЕГЭ;

  • выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений;

  • определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки;

  • выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

  • выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, лишайников;

  • проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе сравнения;

  • описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;

  • выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений;

  • характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли;



характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками и техникой;

• характеризовать принципы классификации животных, вид как основную систематическую категорию, основные систематические группы животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви; членистоногие, моллюски, хордовые);

• приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский, К. И. Скрябин) и зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) учёных в развитие наук о животных;

• применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология, экология животных, этология, палеозоология, систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид, животная клетка, животная ткань, орган животного, системы органов животного, животный организм, питание, дыхание, рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение, размножение, партеногенез, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте заданий ЕГЭ;

• раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;

• сравнивать животные ткани и органы животных между собой;

• описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение, рост, размножение и развитие;

• характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп: движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение;

• выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых систематических групп;

• различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; простейших — по изображениям;

• выявлять признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых и млекопитающих;

• выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

• сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на основе сравнения;

• классифицировать животных на основании особенностей строения;

• описывать усложнение организации животных в ходе эволюции животного мира на Земле;

• выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение экологических факторов для животных;

• выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи питания;

• устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями в природных сообществах;

• характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности распространения животных по планете;

• раскрывать роль животных в природных сообществах;

• понимать причины и знать меры охраны животного мира Земли;


• характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;

• объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас;

• приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;

• применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте заданий ЕГЭ;

• проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;

• сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;

• различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;

• характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека;

• выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;

• применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;

• объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;

• характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека; виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна; структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных результатов;

• различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека; объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека;

• выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

• решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения;

• называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;

• использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей;

• владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях;















Календарно-тематическое планирование.

«Практические аспекты изучения биологических наук»

10 класс 2 часа в неделю; 68 ч.

Календарные сроки

Раздел. Тема урока.

Количество часов

Форма проведения занятия



По плану

По факту

Использование электронных и дистанционных технологий

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания




ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА


68






Разнообразие живой природы: вирусы, бактерии

2



помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Разнообразие живой природы: грибы, лишайники.

2


3D №3(Т)

помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Растения: систематика, история изучения. Основные группы растений: водоросли-низшие и высшие растения.

4

Тестирование

3D №1(Б)

помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Основные группы растений: водоросли.

4


3D №4(Т) Строение зеленых одноклеточных водорослей

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Основные группы растений: споровые.

4

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Основные группы растений: голосеменные.

4






Цветковые растения и их строение: растительные ткани.

4

Тестирование

Изучение препаратов под микроскопом

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Цветковые растения и их строение: корень

2


Изучение препаратов под микроскопом

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Цветковые растения и их строение: побег.

4


Изучение препаратов под микроскопом

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Цветковые растения и их строение: генеративные органы.

4

Тестирование

Изучение препаратов под микроскопом

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Классы покрытосеменных растений.

4


3D №2(Б)

помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Животные. Тип Простейшие.

2

Тестирование

Изучение препаратов под микроскопом

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Тип Кишечнополостные.

2



помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Тип Плоские черви.

2

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Тип Круглые черви.

2


помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Тип Кольчатые черви.

2

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Тип Моллюски.

2






Тип Членистоногие.

4

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Тип Хордовые. Класс Ланцетник.

2



помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Тип Хордовые. Класс Рыбы.

2

Тестирование


воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Тип Хордовые. Класс Земноводные. Класс Рептилии.

4






Тип Хордовые. Класс Птицы.

2

Тестирование


помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.

4

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Итого

68 часов

































Календарно-тематическое планирование.

«Практические аспекты изучения биологических наук»

11 класс 2 часа в неделю; 68 ч.



Календарные сроки

Раздел. Тема урока.

Количество часов

Форма проведения урока



По плану

По факту

Использование электронных и дистанционных технологий

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания




Человек и его здоровье


46






Общий план строения организма человека. Ткани. Рефлекторная регуляция. Эврика № 36, 37, 38, 39, 73.

4


Эврика № 36, 37, 38, 39, 73.

помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Опорно-двигательный аппарат. Эврика № 15, 16, 52, 53, 55, 54, 56, 34, 50, 51, 48, 49.

4


Эврика № 15, 16, 52, 53, 55, 54, 56, 34, 50, 51, 48, 49.

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Внутренняя среда организма. Эврика № 6, 7, 23, 30, 31, 9, 10, 11, 61.

4

Тестирование

Эврика № 6, 7, 23, 30, 31, 9, 10, 11, 61.

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Кровеносная и лимфатическая система. Эврика № 1, 18, 20, 19, 17, 58, 59.

4


Эврика № 1, 18, 20, 19, 17, 58, 59.

помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Дыхательная система. Эврика № 4, 43, 44, 5, 70, 71.

4


Эврика № 4, 43, 44, 5, 70, 71.




Пищеварительная система. Эврика № 8, 2, 21, 22, 24,12, 64.

4

Тестирование

Эврика № 8, 2, 21, 22, 24,12, 64.

владение учеником информации и умение ею пользоваться



Обмен веществ и энергии. Эврика № 57, 60, 66.

2


Эврика № 57, 60, 66.

помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. Эврика № 32, 33, 63, 13, 28, 29.

4

Тестирование

. Эврика № 32, 33, 63, 13, 28, 29.

владение учеником информации и умение ею пользоваться



Нервная система. Эврика № 3, 14. 35, 62, 65, 40.

4


Эврика № 3, 14. 35, 62, 65, 40.

владение учеником информации и умение ею пользоваться



Анализаторы. Органы чувств. Эврика № 45, 46, 47, 72.

4


Эврика № 45, 46, 47, 72.

воспитывать аккуратность, последовательность и осознанность в практической и исследовательской работе



Высшая нервная деятельность.

2

Тестирование


помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Эндокринная система. Эврика № 26, 27. Индивидуальное развитие организма.

4


Эврика № 26, 27




Обобщающее занятие по разделу: «Человек и его здоровье».

2

Итоговое тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ

Эволюционное учение

22

12






Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Синтетическая теория эволюции.

2



помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Вид и его критерии.

2

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Популяции.

2






Борьба за существование. Естественный отбор.

2

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Микроэволюция. Макроэволюция, ее доказательства. Направления эволюции.

2






Обобщающее занятие по разделу: «Эволюционное учение».

2

Итоговое тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Развитие органического мира

4






Гипотезы происхождения жизни. Этапы развития жизни на Земле.

2



помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Доказательства эволюции органического мира.

2

Тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Основы экологии

6






Среда обитания организмов и ее факторы. Типы экологических взаимодействий.

2

Тестирование


помощь в развитии познавательных интересов учащихся



Экологические сообщества (био- и агроценозы). Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии.

2

Тестирование

Эврика «Экология» №24

воспитывать аккуратность,  последовательность  и осознанность в практической и исследовательской работе



Обобщающее занятие по разделу: «Основы экологии».

2

Итоговое тестирование


владение учеником информации и умение ею пользоваться



Итого

68







Оценочные материалы.


1. Оценка устного ответа учащихся.

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,

устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей

с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,

устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры

устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,

необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных

правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном

материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное

несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "1":

нет ответа

2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,

обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно

выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует

расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что

позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения

опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были

допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не

принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при

работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной

части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники

безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка "1" ставится, если отсутствует лабораторная работа.

3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если отсутствует работа.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

в оформлении и решении нет ошибок, задача решена.

Отметка «4»:

в оформлении и решении нет существенных ошибок, но есть неточности, задача решена.

Отметка «3»:

в оформлении есть неточности, допущена существенная ошибка в расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в оформлении, логическом рассуждении и решении.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!