СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические инструменты повышения финансовой грамотности населения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический опыт, наработанный в ходе реализации инициатив в области финансового просвещения, осуществляемых в Российской Федерации, а также программ повышения финансовой грамотности, реализуемых в различных зарубежных странах и на уровне наднациональных организаций.

Просмотр содержимого документа
«Практические инструменты повышения финансовой грамотности населения.»

Пряникова Т.С.,

учитель информатики МКОУ «СШ №11»

Практические инструменты повышения финансовой грамотности населения.

Практический опыт, наработанный в ходе реализации инициатив в области финансового просвещения, осуществляемых в Российской Федерации, а также программ повышения финансовой грамотности, реализуемых в различных зарубежных странах и на уровне наднациональных организаций, свидетельствует о том, что для обеспечения эффективности осуществляемых мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения, следует руководствоваться следующими базовыми подходами и принципами:

а) необходимо обеспечить комплексный подход в области финансового просвещения, который предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, – начиная с навыков планирования бюджета домохозяйств, до умения оценивать и принимать обоснованные решения по выбору финансовых продуктов и услуг в различных секторах финансового рынка (банковском, страховом, фондовом, пенсионном и т.д.);
б)  при организации образовательных инициатив и мероприятий следует делать акцент на решении конкретных практических проблем домохозяйств;
в) мероприятия в рамках программ повышения финансовой грамотности должны проводиться с обязательным учетом различных целевых аудиторий граждан: учащихся, тех, кто впервые приступает к работе, безработных, молодежи, граждан, осуществляющих привлечение кредитов, пенсионеров, военнослужащих, участников «народных» IPO, граждан, столкнувшихся с серьезными финансовыми проблемами, т.е. быть четко позиционированы и иметь выраженный адресный характер;
г) следует делать акцент на повышении осознания гражданами необходимости повышения своей финансовой грамотности;
д) соединение финансовой и юридической грамотности является важным фактором эффективности образовательных программ;
е) важнейшим фактором успеха является подготовка преподавательского состава – «обучение учителей» - повышение квалификации тех, кто ведет  программы обучения
ж) необходимо активно использовать обратную связь с обучаемыми, мероприятия программ финансового просвещения должны оцениваться на предмет их эффективности;
з) следует постоянно осуществлять аудит и мониторинг качества инструментов и материалов, используемых в программах и мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности;
и) необходимо обеспечивать контроль за соблюдением непредвзятого и объективного характера образовательных инициатив, осуществляемых со стороны частного сектора.

В рамках Основных направлений ФСФР России предполагает использовать примерно следующий перечень практических инструментов, направленных на повышение финансовой грамотности населения:

1. Медийную программу, которая включает, в том числе:

  • участие в создании и работе единого информационного штаба,  определяющего направленность государственной информационной политики на финансовом рынке;

  • работу по повышению квалификации журналистов и сотрудников СМИ, освещающих вопросы, связанные с финансовым рынком;

  • разъяснительную работу по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка, направленную на повышение осведомленности и подготовки государственных служащих в данной области;

  • осуществление мониторинга и контроля рекламы в сфере компетенции ФСФР России;

  • участие в подготовке текстов, графиков, мультимедиа для теле- и радио- передач, посвященных, вопросам повышения финансовой грамотности и образованию в сфере инвестирования средств на финансовых рынках;

  • подготовку текстов, графиков, мультимедиа для размещения на различных Интернет ресурсах;

  • подготовку информационных и образовательных материалов, предназначенных для публикации в печатных СМИ и т. д.

2. Административную программу, которая включает, в том числе:

  • организацию и поддержание информационного ресурса в сети Интернет, посвященного вопросам повышения инвестиционной и финансовой грамотности населения, аккумулирующего данные по участникам этой деятельности;

  • аудит существующих, организация и наполнение содержанием новых образовательных Интернет ресурсов, специализирующихся на проблеме повышения финансовой грамотности населения;

  • участие в создании сети региональных Центров финансового просвещения с объединением сил региональных властей, бизнеса и средств массовой информации;

  • мониторинг рынка на предмет выявления организаций, осуществляющих незаконное привлечение средств граждан, организаций, нарушающих права инвесторов иными способами, организация мероприятий направленных на предотвращение подобной деятельности;

  • участие в организации и поддержании постоянно действующей системы мониторинга уровня финансовой грамотности населения, оценки эффективности мер государственной политики по повышению этого уровня и анализа реальной степени вовлеченности населения в инвестиционные процессы;

  • участие в организации постоянно действующей системы социологического мониторинга групп риска;

  • организация регулярных программ повышения квалификации в области финансового рынка для государственных служащих и участие в таких программах;

  • координация усилий саморегулируемых организаций и отдельных общественных и частных организаций, осуществляющих мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения, оказание им методической помощи, аудит проводимых ими программ.

3. Участие в межведомственной программе изменения стандартов образования, в том числе:

  • подготовка рекомендаций по включению тех или иных вопросов, связанных с функционированием финансового рынка и его институтов в учебные планы школ и высших учебных заведений, рекомендаций по подготовке методических и учебных материалов и пособий;

  • участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в пересмотре федерального государственного стандарта высшего образования в области экономических и юридических дисциплин в соответствии с учетом необходимости углубленного изучения финансовых вопросов по современным мировым методикам в сфере компетенции ФСФР России;

  • участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в создании федерального государственного образовательного стандарта финансового просвещения населения в сфере компетенции ФСФР России;

  • участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций в мероприятиях, направленных на повышение квалификации преподавательского состава средней и высшей школы по вопросам сферы компетенции ФСФР России, а также в разработке в методических и образовательных материалов и т.п.

4. Прямую разъяснительную работу, которая включает, в том числе:

  • организацию и проведение «круглых столов», выездных обучающих семинаров различного формата и для различных аудиторий, подготовку методических материалов для таких семинаров, а также раздаточных информационно-обучающих материалов для слушателей;

  • организацию «горячей линии» для населения по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка и его институтов, оперативная юридическая и финансовая консультация населения по вопросам их взаимодействия с финансовыми организациями;

  • подготовку оперативной информации для размещении на различных Интернет-ресурсах, необходимой для принятия населением инвестиционных решений на финансовом рынке, а также информации, способствующей предотвращению финансовых потерь граждан, связанных с различными видами злоупотреблений на финансовом рынке;

  • организацию специальных выпусков информационных и обучающих брошюр, бюллетеней;

  • подготовку различных интерактивных материалов, игр, викторин, инвестиционных калькуляторов и т.п. для размещения на Интернет-ресурсах;

  • проведение различных тематических мероприятий, посвященных тем или иным вопросам, связанным с финансовым рынком – конкурсов, тематических недель и т.п.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа повышения финансовой грамотности.

  2. О финансовой грамотности. http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

  3. Методические материалы по повышению финансовой грамотности населения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!