Практические приемы преодоления трудностей чтения
Ковалева Елена Викторовна
учитель – логопед
МБОУ «СКШИ VIII вида»
г. Чернушка
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.
Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать? Конечно, каждый учитель по-своему старается решить проблему совершенствования навыка чтения.
Я использую в своей работе систему практических приемов Натальи Пятибратовой. В моей методике «Читаем с радостью» есть свои принципы:
полилингвистический подход: работа на уровне слога, слова, предложения, и текста на каждом занятии (Л.С.Цветкова «Нейропсихология письма, счета, чтения». «Необходимо начать работу от понимания – и воздействовать на сенсомоторный акт. Через семантический выйти на сенсомоторный акт);
установка на угадывающее чтение, что позволяет снять напряжение;
повторяемость приемов (некоторые игры включаются в каждое занятие, меняется только наглядный материал)
активная форма занятия (не менее 50% от занятия стоя и в движении).
Структура занятий.
Вводная часть
1.Приветствие по модифицированной таблице Н.Зайцева. Приложение 1
2. Работа с ритмом («Регулярная музыкально-ритмическая работа увеличивает количество серого вещества в мозге и утолщает кору больших полушарий, увеличивает нейронную сеть. Это сложная когнитивная деятельность» Т.Черниговская, нейролингвист, профессор).
Под музыку «вальс Штрауса» ребенок делает по одному хлопку на сильную долю. Педагог помогает своими руками, в случае затруднений.
3.Нейроблок (развитие кинетического фактора – удержание моторных
программ и саморегуляции).
Быстрый блок
4. Игра на уровне слога СГ:
пение с педагогом по таблице Зайцева;
пение самостоятельно;
игра «Стоп»;
игра «Найди нотку» Приложение 2
игра «Приложи ладонь» Приложение 3
5. Игра на уровне слова (пассивно-активное чтение).
6. Игра на уровне предложения и текста (педагог читает небольшой текст, а ребенок ведет пальцем, не отставая и не забегая вперед).
Медленный блок
7. Игры на уровне слога (чтение с отхлопыванием). Приложение 4
8. Игры на уровне слова Приложение 5
9. Игры на уровне предложения (чтение словосочетаний и предложений с паузами, делая вдохи)
10. Игра на уровне текста (подбор картинки к предложению)
11. Итог занятия, контроль.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
ВО ДО НО СО КО ГО МО ХО ТО
КУ ВУ ДУ ПУ ГУ ЛУ МУ ТУ ЗУ
ФЫ ГЫ БЫ РЫ МЫ НЫ БЫ КЫ ВЫ
МНО... ПРЫ… КРЫ… ДНО ДНА ДНО ДНУ ДНЫ ДНО
ВРА… КРА… КРО…. ДНИЩЕ ХОЛОДНО КО ДНУ
СПИ… КЛЕ… ЦВЕ… ГОЛОДНО СУДНО РОДНОЙ
Приложение 5
…про явления природы
Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества.
Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах.
Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии,
Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух.
Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается
Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом.
Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается гром.
Упражнения к тексту.
Задание: Положи ладошку на стол. Читай сложные слова и одновременно поочередно поднимай пальцы так, чтобы ладонь была прижата к столу. Так, каждое слово ты прочитаешь 5 раз.
Мгновенный скопившегося
Электричество выделяющийся
оглушительный
Задание: «Прочитай, устно вставляй пропущенные слова»
Молния – это огромная …, мгновенный разряд электричества, … в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при ….. молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем ….. , и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается ….
Литература
О.Н. Яворская «Занимательные упражнения логопеда со школьниками»
С.А. Сущевская «Тексты с «хвостами» и «дырками»
И.Н. Садовникова «Дисграфия. Дислексия»
Н.Б. Бураков «Смысловое чтение», «Выразительное чтение»
Г.М. Зегебарт «От смысла к тексту»
Н.Зак «Интеллектика»
Монтессори-материал «Тексты-определения».
С.Г. Зотов, М.А.Зотова «Повышение скорости чтения»
Н.Н. Павлова «Читаем после азбуки»
Н.В. Пятибратова «Новый букварь»