СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы 6 класс география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 6 класс география»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

N2 1

ТЕМА: Обозначение на контурной карте гидрологических объектов

Цель: закрепить знания о географическом положении крупных гидрологических объектов Земли; используя правила работы с контурными картами, научиться находить и обозначать объекты географической номенклатуры.

Основные понятия

Гидросфера ---- водная оболочка Земли, которую образуют Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.

Мировой океан — главная часть гидросферы, непрерывное водное пространство земного шара, расположенное вне суши. Площадь Мирового океана составляет 361 млн км (71 % всей земной поверхности).

Море — часть океана, отделённая от него сушей, поднятиями дна или островами, отличающаяся свойствами воды, течениями и морскими организмами.

Залив --— часть океана, моря или озера, глубоко врезающаяся в сушу, имеющая водообмен с основной частью водоёма и постепенно уменьшающаяся по ширине и глубине.

Пролив —— относительно узкая полоса воды, разделяющая участки суши и соединяющая водные бассейны или их части. Самым протяжённым в мире проливом считается Мозамбикский, отделяющий остров Мадагаскар от Африки, а самым широким —- пролив Дрейка, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

Морские (океанические) течения — постоянные горизонтальные передвижения воды в океанах и морях. Тёплые течения несут воду с большей температурой, чем окружающие воды, а холодные - с меньшей.

Ход работы

1. Найдите на физической карте мира следующие объекты Мирового океана и подпишите их на контурной карте полушарий

Моря:

Чёрное, Азовское, Средиземное, Красное, Балтийское, Берингово, Белое, Жёлтое, Японское, Охотское, Чукотское, Карское, Баренцево, Карибское.

Проливы:

Керченский, Босфор, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов, Татарский, Мозамбикский.

ЗШШВЫ.•

Бискайский, Бенгальский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский. Течения:

Западных Ветров, Гольфстрим, Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Перуанское, Куросио, Северное Пассатное, Южное Пассатное.

11. Найдите на физической карте мира и подпишите на контурной карте полушарий

Реки:

Нил, Амазонка, Дунай, Янцзы, Миссисипи, Конго, Обь, Енисей, Лена, Амур, Ангара, Днепр.

Озёра:

Байкал, Каспийское, Аральское, Балхаш, Эльтон, Баскунчак, Ладожское, Онежское, Мёртвое море, Великие американские озера, Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Титикака.

Ш. Найдите на физической карте мира и подпишите на контурной карте полушарий

Острова:

Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Гавайские, Курильские, Сахалин, Тасмания, Большой Барьерный риф, Мальдивские, Канарские, Баффинова Земля, Большие Зондские, Большие Антильские.

Полуострова:

Аравийский, Крымский, Аппенинский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Камчатка, Корея.

Впадина: Марианская (11 022 м).

ТЕМА: Составление комплексной характеристики одной из рек мира

Цель: совершенствовать практические умения и навыки составления комплексной характеристики реки по картам атласа, тексту учебника, справочнику.

Основные понятия

Речная система совокупность рек в пределах данного речного бассейна, состоящая из главной реки и её притоков. Название речной системы даётся по названию главной реки. Река —- естественный водный поток, текущий в проложенном им русле и приуроченный к наиболее пониженным участкам рельефа.

Речной бассейн —- территория, с которой река собирает воду.

Исток —— место, где река берёт начало.

Устье —-- место впадения реки в другой водоём.

Дельта -—- особая форма устья реки, характеризующаяся многочисленными протоками, располагающимися обычно веерообразно.

Режим реки — регулярное изменение уровня воды в реке в течение года.

Питание реки —— постоянное пополнение русла реки поверхностными и подземными водами.

Половодье ---- ежегодно повторяющаяся фаза водного режима, при которой происходит значительный подъём уровня воды в реке.

Межень -—- период, в течение которого в реке наблюдается наиболее низкий уровень воды.

Ход работы

Используя карты атласа, составьте комплексную характеристику одной из крупных рек мира по плану в таблице Река

План

Ха акте истика

1 .Название реки и её географическое положение (в какой части материка расположена; к бассейну какого океана относится


2. Исток, устье и длина реки


З. Направление движения и зависимость; характера течения реки от рельефа


4. Основные притоки (правые, левые)


5. Питание


6. Режим


7. Хозяйственное использование


ЛЕ З

ТЕМА: Ведение дневника погоды. Работа с метеорологическими приборами. Цель работы: научиться вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе; способам наблюдения за погодой в отдельно взятой местности. Делать выводы на основании полученных данных.

Задание:

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.

  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

З. В календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды за сентябрь месяц. Для этого необходимо З раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами возд а.

Числа

1.09

2.09

3.09

4.09

5.09


29.09

30.09

31.09

Темпе а а










7.30










14.00










20.00










Направление










Облачность










Осадки










Условные знаки.

Температура воздуха: +15 0С, -5 0С

Облачность: Осадки:

      • д ождь;

      • ясно;

- переменная облачность; - туман;

п - пасмурно.- снег.

Направление ветра:

      • с еверный; северо-западный;

      • южный; - северо-восточный;

      • западный; [Д - юго-западный;

      • восточный - юго-восточный.

Итоги наблюдений : в конце месяца подвести итоги наблюдений.

    1. Самый теплый день

    1. Самый холодный день

З. Дней с осадками

4. Виды осадков

4. Какая существует взаимосвязь между элементами погоды?

Вывод: какие изменения произошли в живой природе за данный месяц

ТЕМА: Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой

Цель: научиться определять амплитуду колебаний температуры воздуха, находить максимальное и минимальное значение температуры за определённое время, решать задачи на изменение температуры и атмосферного давления с высотой.

Основные понятия

Амплитуда колебаний температуры разность между наи- высшей и наименьшей температурой воздуха за определённый период.

Средняя месячная температура воздуха — среднее арифметическое значение показателей температуры воздуха за месяц.

Атмосферное давление — сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все расположенные на ней объекты и тела.

Барометр прибор для измерения атмосферного давления.

Гигрометр — прибор для измерения относительной влажности воздуха.

Термометр --— прибор для измерения температуры воздуха.

Ход работы

Помни! 100 М = 0,6 ос, ИЛИ 1 КМ = 6 ОС; 10 М=1 ММ РТ. СТ., ИЛИ 100 М = 10 ММ РТ. СТ.

  1. По данным таблицы определите амплитуду воздуха за сутки


    +12 ОС

    +8 ОС



    12 ч

    18 ч

    24 ч

  2. Определите температуру воздуха на вершине горы (2 км) если у подножия она составила +12 ос.

З) Определите высоту горы, если температура воздуха у подножия была +24 ос, а на вершине составила +6 ос.

  1. Определите высоту объекта, если атмосферное давление н его вершине составило

460 мм РТ. ст., а у подножия был 760 мм РТ. ст,

  1. Рассчитайте, как изменится атмосферное давление при движении от побережья Чёрного моря к вершине г. Эльбрус (5642 м).

  2. По данным таблицы определите амплитуду воздуха за сутки.


    +12 ОС

    +8 ОС

    +2 ОС


    12 ч

    18 ч

    24 Ч

  3. Определите температуру воздуха на вершине горы (2 км), если у подножия она составила +18 ос.

  4. Определите высоту горы, если температура воздуха у подножия была +24 ос, а на вершине составила О ос.

  5. Определите высоту объекта, если атмосферное давление на его вершине составило 460 мм РТ. ст., а у подножия было 710 мм РТ. ст.

1 О) Рассчитайте, как изменится атмосферное давление при движении от побережья Чёрного моря к вершине г. Роман-Кош (1545 м).

ТЕМА: Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности

Цель: научиться составлять график температуры воздуха, строить диаграмму осадков и рисовать розу ветров, составлять описание погоды своей местности.

Основные понятия

График температуры воздуха -— графическое представление изменения температуры воздуха за определённый период времени.

Диаграмма осадков ---- графическое представление изменения количества осадков за определённый период времени.

Роза ветров — график изменения направления ветра за определённый период времени.

Погода — состояние тропосферы в данное время и в данном месте. Ход работы

1. По данным таблицы постройте график изменения температуры воздуха и диа амм осадков за 20 дней.

ни

1









10

емпература возду



3

5

10

12

15

20

18

15

садки, мм



7

10

13

15



5


ни

11

12

13

14

15

16

17

18

19

0

емпература возду-

13

10

8


5

5


2

4

5

садки, мм


15

8








П. По данным наблюдений за погодой постройте розу ветров за месяц.

1 улета l_! ! день

с

Ш . Составьте описание погоды по данным практической работы за месяц по

плану.

План

  1. Общее состояние погоды за данный месяц.

  2. Как изменялись за этот период:

В а) температура воздуха;

б) атмосферное давление;

в) осадки;

г) облачность;

д) направление ветра.

IV. Составьте прогноз погоды на ближайшие два дня.

ТЕМА: Описание природного комплекса своей местности

Цель: ознакомиться с компонентами природы своей местности; научиться составлять их описание по плану, выявляя взаимосвязь между природными компонентами.

Основные понятия

Природный (географический) комплекс —- закономерное сочетание на определённой территории всех природно-географических компонентов (рельефа, климата, почв, поверхностных вод, растительного и животного мира), находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему.

Природные (географические) компоненты — основные составляющие географической оболочки и географических комплексов: горные породы, формы рельефа, скопления подземных и поверхностных вод, воздушные массы, почвы, сообщества растений и животных,

Ход работы

1. Выберите по согласованию с учителем природный комплекс, характерный для вашей местности, Охарактеризуйте его по предложенному в таблице плану.

План

Ха акте истика

1) Название комплекса и его географическое положение (где расположен, окружающие комплекс объекты по сторонам горизонта


2) Предполагаемая история образования


З) Особенности компонентов природного комплекса

Рельефа

Ш Климата

Ш Почв вод

Растительного мира

Животного мира


4) Взаимодействие данных природных компонентов между собой


5) Влияние человека на данный природный комплекс


П. На контурной карте полушарий укажите и подпишите природные комплексы Земли, определите положение вашего природного комплекса в пределах природной зоны




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!