ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
N2 1
ТЕМА: Обозначение на контурной карте гидрологических объектов
Цель: закрепить знания о географическом положении крупных гидрологических объектов Земли; используя правила работы с контурными картами, научиться находить и обозначать объекты географической номенклатуры.
Основные понятия
Гидросфера ---- водная оболочка Земли, которую образуют Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.
Мировой океан — главная часть гидросферы, непрерывное водное пространство земного шара, расположенное вне суши. Площадь Мирового океана составляет 361 млн км (71 % всей земной поверхности).
Море — часть океана, отделённая от него сушей, поднятиями дна или островами, отличающаяся свойствами воды, течениями и морскими организмами.
Залив --— часть океана, моря или озера, глубоко врезающаяся в сушу, имеющая водообмен с основной частью водоёма и постепенно уменьшающаяся по ширине и глубине.
Пролив —— относительно узкая полоса воды, разделяющая участки суши и соединяющая водные бассейны или их части. Самым протяжённым в мире проливом считается Мозамбикский, отделяющий остров Мадагаскар от Африки, а самым широким —- пролив Дрейка, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Морские (океанические) течения — постоянные горизонтальные передвижения воды в океанах и морях. Тёплые течения несут воду с большей температурой, чем окружающие воды, а холодные - с меньшей.
Ход работы
1. Найдите на физической карте мира следующие объекты Мирового океана и подпишите их на контурной карте полушарий
Моря:
Чёрное, Азовское, Средиземное, Красное, Балтийское, Берингово, Белое, Жёлтое, Японское, Охотское, Чукотское, Карское, Баренцево, Карибское.
Проливы:
Керченский, Босфор, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов, Татарский, Мозамбикский.
ЗШШВЫ.•
Бискайский, Бенгальский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский. Течения:
Западных Ветров, Гольфстрим, Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Перуанское, Куросио, Северное Пассатное, Южное Пассатное.
11. Найдите на физической карте мира и подпишите на контурной карте полушарий
Реки:
Нил, Амазонка, Дунай, Янцзы, Миссисипи, Конго, Обь, Енисей, Лена, Амур, Ангара, Днепр.
Озёра:
Байкал, Каспийское, Аральское, Балхаш, Эльтон, Баскунчак, Ладожское, Онежское, Мёртвое море, Великие американские озера, Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Титикака.
Ш. Найдите на физической карте мира и подпишите на контурной карте полушарий
Острова:
Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Гавайские, Курильские, Сахалин, Тасмания, Большой Барьерный риф, Мальдивские, Канарские, Баффинова Земля, Большие Зондские, Большие Антильские.
Полуострова:
Аравийский, Крымский, Аппенинский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Камчатка, Корея.
Впадина: Марианская (11 022 м).
ТЕМА: Составление комплексной характеристики одной из рек мира
Цель: совершенствовать практические умения и навыки составления комплексной характеристики реки по картам атласа, тексту учебника, справочнику.
Основные понятия
Речная система совокупность рек в пределах данного речного бассейна, состоящая из главной реки и её притоков. Название речной системы даётся по названию главной реки. Река —- естественный водный поток, текущий в проложенном им русле и приуроченный к наиболее пониженным участкам рельефа.
Речной бассейн —- территория, с которой река собирает воду.
Исток —— место, где река берёт начало.
Устье —-- место впадения реки в другой водоём.
Дельта -—- особая форма устья реки, характеризующаяся многочисленными протоками, располагающимися обычно веерообразно.
Режим реки — регулярное изменение уровня воды в реке в течение года.
Питание реки —— постоянное пополнение русла реки поверхностными и подземными водами.
Половодье ---- ежегодно повторяющаяся фаза водного режима, при которой происходит значительный подъём уровня воды в реке.
Межень -—- период, в течение которого в реке наблюдается наиболее низкий уровень воды.
Ход работы
Используя карты атласа, составьте комплексную характеристику одной из крупных рек мира по плану в таблице Река
План | Ха акте истика |
1 .Название реки и её географическое положение (в какой части материка расположена; к бассейну какого океана относится | |
2. Исток, устье и длина реки | |
З. Направление движения и зависимость; характера течения реки от рельефа | |
4. Основные притоки (правые, левые) | |
5. Питание | |
6. Режим | |
7. Хозяйственное использование | |
ЛЕ З
ТЕМА: Ведение дневника погоды. Работа с метеорологическими приборами. Цель работы: научиться вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе; способам наблюдения за погодой в отдельно взятой местности. Делать выводы на основании полученных данных.
Задание:
Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.
З. В календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды за сентябрь месяц. Для этого необходимо З раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами возд а.
Числа | 1.09 | 2.09 | 3.09 | 4.09 | 5.09 | | 29.09 | 30.09 | 31.09 |
Темпе а а | | | | | | | | | |
7.30 | | | | | | | | | |
14.00 | | | | | | | | | |
20.00 | | | | | | | | | |
Направление | | | | | | | | | |
Облачность | | | | | | | | | |
Осадки | | | | | | | | | |
Условные знаки.
Температура воздуха: +15 0С, -5 0С
Облачность: Осадки:
д
ождь;
ясно;
- переменная облачность; - туман;
п - пасмурно.- снег.
Направление ветра:
с
еверный;
северо-западный;
южный; - северо-восточный;
западный; [Д - юго-западный;
восточный - юго-восточный.
Итоги наблюдений : в конце месяца подвести итоги наблюдений.
Самый теплый день
Самый холодный день
З. Дней с осадками
4. Виды осадков
4. Какая существует взаимосвязь между элементами погоды?
Вывод: какие изменения произошли в живой природе за данный месяц
ТЕМА: Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой
Цель: научиться определять амплитуду колебаний температуры воздуха, находить максимальное и минимальное значение температуры за определённое время, решать задачи на изменение температуры и атмосферного давления с высотой.
Основные понятия
Амплитуда колебаний температуры разность между наи- высшей и наименьшей температурой воздуха за определённый период.
Средняя месячная температура воздуха — среднее арифметическое значение показателей температуры воздуха за месяц.
Атмосферное давление — сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все расположенные на ней объекты и тела.
Барометр прибор для измерения атмосферного давления.
Гигрометр — прибор для измерения относительной влажности воздуха.
Термометр --— прибор для измерения температуры воздуха.
Ход работы
Помни! 100 М = 0,6 ос, ИЛИ 1 КМ = 6 ОС; 10 М=1 ММ РТ. СТ., ИЛИ 100 М = 10 ММ РТ. СТ.
По данным таблицы определите амплитуду воздуха за сутки
| +12 ОС | +8 ОС | |
| 12 ч | 18 ч | 24 ч |
Определите температуру воздуха на вершине горы (2 км) если у подножия она составила +12 ос.
З) Определите высоту горы, если температура воздуха у подножия была +24 ос, а на вершине составила +6 ос.
Определите высоту объекта, если атмосферное давление н его вершине составило
460 мм РТ. ст., а у подножия был 760 мм РТ. ст,
Рассчитайте, как изменится атмосферное давление при движении от побережья Чёрного моря к вершине г. Эльбрус (5642 м).
По данным таблицы определите амплитуду воздуха за сутки.
| +12 ОС | +8 ОС | +2 ОС |
| 12 ч | 18 ч | 24 Ч |
Определите температуру воздуха на вершине горы (2 км), если у подножия она составила +18 ос.
Определите высоту горы, если температура воздуха у подножия была +24 ос, а на вершине составила О ос.
Определите высоту объекта, если атмосферное давление на его вершине составило
460 мм РТ. ст., а у подножия было 710 мм РТ. ст.
1 О) Рассчитайте, как изменится атмосферное давление при движении от побережья Чёрного моря к вершине г. Роман-Кош (1545 м).
ТЕМА: Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности
Цель: научиться составлять график температуры воздуха, строить диаграмму осадков и рисовать розу ветров, составлять описание погоды своей местности.
Основные понятия
График температуры воздуха -— графическое представление изменения температуры воздуха за определённый период времени.
Диаграмма осадков ---- графическое представление изменения количества осадков за определённый период времени.
Роза ветров — график изменения направления ветра за определённый период времени.
Погода — состояние тропосферы в данное время и в данном месте. Ход работы
1. По данным таблицы постройте график изменения температуры воздуха и диа
амм осадков за 20 дней.
ни | 1 | | | | | | | | | 10 |
емпература возду | | | 3 | 5 | 10 | 12 | 15 | 20 | 18 | 15 |
садки, мм | | | 7 | 10 | 13 | 15 | | | 5 | |
ни | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 0 |
емпература возду- | 13 | 10 | 8 | | 5 | 5 | | 2 | 4 | 5 |
садки, мм | | 15 | 8 | | | | | | | |
П. По данным наблюдений за погодой постройте розу ветров за месяц.
1 улета l_! ! день
с
Ш
. Составьте описание погоды по данным практической работы за месяц по
плану.
План
Общее состояние погоды за данный месяц.
Как изменялись за этот период:
В а) температура воздуха;
б) атмосферное давление;
в) осадки;
г) облачность;
д) направление ветра.
IV. Составьте прогноз погоды на ближайшие два дня.
ТЕМА: Описание природного комплекса своей местности
Цель: ознакомиться с компонентами природы своей местности; научиться составлять их описание по плану, выявляя взаимосвязь между природными компонентами.
Основные понятия
Природный (географический) комплекс —- закономерное сочетание на определённой территории всех природно-географических компонентов (рельефа, климата, почв, поверхностных вод, растительного и животного мира), находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему.
Природные (географические) компоненты — основные составляющие географической оболочки и географических комплексов: горные породы, формы рельефа, скопления подземных и поверхностных вод, воздушные массы, почвы, сообщества растений и животных,
Ход работы
1. Выберите по согласованию с учителем природный комплекс, характерный для вашей местности, Охарактеризуйте его по предложенному в таблице плану.
План | Ха акте истика |
1) Название комплекса и его географическое положение (где расположен, окружающие комплекс объекты по сторонам горизонта | |
2) Предполагаемая история образования | |
З) Особенности компонентов природного комплекса Рельефа Ш Климата Ш Почв вод Растительного мира Животного мира | |
4) Взаимодействие данных природных компонентов между собой | |
5) Влияние человека на данный природный комплекс | |
П. На контурной карте полушарий укажите и подпишите природные комплексы Земли, определите положение вашего природного комплекса в пределах природной зоны