Практические работы
по географии
8 класс.
Виды практических работ по географии.
Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по использованию для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Определяется это разнообразие прежде всего особенностями содержания изучаемого материала. Используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.
По источникам используемой географической информации:
-карта, текст, профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема, таблица, кино, диафильм, аэрокосмические снимки, компьютер.
По форме фиксации результатов:
-в тетради в виде схемы, таблицы, описания;
-на контурной карте;
-подготовка реферата, заполнение полевого дневника во время экскурсии;
-построение плана местности;
По содержанию:
-определение географического положения объекта, расстояний, географических координат и другое;
-характеристика компонента природы, природного комплекса отрасли хозяйства;
-оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека;
-объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых, отраслей хозяйства, населения, влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
-прогнозирование последствий влияния деятельности человека на природу.
По уровню самостоятельности:
-работа в классе под руководством учителя;
-работа в группе с помощью одноклассников;
-работа в классе или дома с использованием инструктивных карточек, памяток, приемов;
-самостоятельная работа дома в классе или на местности;
По форме организации деятельности учащихся:
-индивидуальная работа дома, в классе или на местности
-групповая работа в классе
Общие требования к организации практических работ.
У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого желательно выполнять следующие требования .
1. Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
2. Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
3. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
4. Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
При организации практических работ важно помнить, что программа задает лишь общее направление работы, а конкретизирует содержание, определяя конкретную территорию, объем задания, учитель.
Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.
После проведения практических работ желательно организовать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы учащиеся имели возможность видеть нетрадиционные творческие решения поставленных задач.
Все практические работы должны быть оценены. Причем оценки за работу всему классу можно ставить или сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников. Важно чтобы итоги работы были оценены объективно Для этого существуют примерные нормы оценок:
«5» -правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
«4» -погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
«3»-погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
«2»- серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;
В зависимости от имеющихся в школе учебно-методических комплектов по разным курсам географии, от особенностей национально-регионального содержания, от методического стиля учителя и особенностей подготовки класса предложенные варианты практических работ могут корректироваться и изменяться.
Новые подходы к обучению, а именно большее внимание к развитию познавательной самостоятельности, творческой активности школьников, привели к тому, что в последние годы в школьной географии довольно широкое распространение получили школьные практикумы. Практикумы на местности становятся тем мостиком, который существует между традиционным уроком в школе и сравнительно широко распространившимся в наши дни уроками в классе природном. В основе этих практикумов лежит та же система практических работ, но модернизированная по содержанию и формам фиксации результатов в свете новых подходов к отбору содержания, к внедрению в процесс обучения новых средств обучения, и прежде всего таких, как компьютер.
В программе курса «География» для 5-9 класса - Москва: «Русское слово», 2020 год практических работ в 8 классе – 15, из них -12 оценочных.
Практические работы – 8 класс.
«Определение координат крайних точек территории России».
«Решение задач на определение поясного времени».
«Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми».
«Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток».
«Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам».
«Характеристика морей, омывающих территорию России».
«Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки».
«Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон».
«Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины».
«Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа».
«Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа».
«Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска».
Практическая работа № 1
Характеристика географического положения России.
Цель: Дать характеристику географического положения России.
Оборудование: контурная карта России, физическая карта России, политико–административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
Географическая широта заданной точки определяется величиной в градусах дуги
меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку.
Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги
параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.
Ход работы:
Задание 1. Вспомните план характеристики географического положения страны:
Положение по отношению к экватору.
Положение по отношению к нулевому меридиану.
Положение на материке, части света.
Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
Соседние государства.
Координаты крайних точек страны.
Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Задание 2. Характеристика географического положения России.
Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.
Таблица 1.
Площадь материков
Материк | Площадь, млн. кв. км. |
Евразия | 54 |
Африка | 30,3 |
Северная Америка | 24,2 |
Южная Америка | 18,2 |
Антарктида | 14 |
Австралия | 9 |
Таблица 2.
Площади крупнейших государств мира
Государство | Площадь, млн. кв. км. |
Россия | 17,1 |
Канада | 9,98 |
Китай | 9,56 |
США | 9,36 |
Бразилия | 8,51 |
Австралия | 7,59 |
2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам. 3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.
4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.
5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.
Определите, с какими странами самая протяженная граница.
Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.
Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.
Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.
6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты (Памятка № 2)
7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток.
Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.
8. Что такое «Российский сектор Арктики?
Задание 3. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.
Таблица 3.
Положительные черты географического положения России | Отрицательные черты географического положения России |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.
Задания по контурной карте: (памятка № 1)
1. Отметить на контурной карте государственную границу России.
2. Подписать пограничные государства.
3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю).
Памятка №1.
Правила работы на контурной карте.
1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Географическое положение России»)
2. Все надписи выполни с начало карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь. Выполни чернилами соответствующего цвета.
Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям.
Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра.
3. Раскрашивают карту цветными карандашами.
4. По необходимости заполни легенду карты.
Памятка №2
Последовательность действий при определении географической широты объекта:
1. найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определи ее широту;
2. определить число градусов от этой параллели до объекта;
3. прибавить получившееся число к широте параллели;
4. определить в каком полушарии, северном или южном, находится объект.
Последовательность действий при определении географической долготы объекта:
1. найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;
2. определить количество градусов от этого меридиана до объекта;
3. прибавить получившееся число к долготе меридиана;
4. определить в каком полушарии, западном или восточном, находится объект.
Практическая работа № 2
Сравнение географического положения России и других стран.Цель: Определить особенности географического положения России по сравнению с другими странами.Оборудование: физическая карта России, политико–административная карта России, политическая карта мира.Ход работы:Задание 1. Сравните географическоеположение России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, СШКитая. (План характеристики географического положения смотри в практической работе № 1).Сделайте вывод:
С какой страной Россия имеет сходное географическое положение.
Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.
Задание 2. Выделите особенности географического положения России по сравнению с другими странами мира. Работа с учебником страница 12. (Е.М.Домогацких, Природа Ро
Практическая работа № 2
Определение поясного времени для разных городов России.
Цель: Научиться определять поясное время.
Оборудование: Карта часовых поясов России.
! Поясное время - это время в границах одного часового пояса.
Местное время - это время на одном меридиане.
Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.
Летнее время - перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и
декретным временем.
Линия перемены дат - 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы
попадаем из одних суток в другие.
Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.
Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.
В России - 9 часовых поясов.
Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.
Ход работы:
Задание 1.
1.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.
2.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.
Задание 2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Омске поясное время равно 10 часов.
Последовательность выполнения этого задания:
Определить долготу городов Омска и Якутска.
Вычислить разницу долгот и рассчитать количество часовых поясов разъединяющих эти города. Полученный результат разделить на 15 градусов.
Определить время в городе Якутске.
Записать ответ
Задание 3. Определить время во Владивостоке, если в Москве - 12 часов.
Практическая работа № 3.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.
! Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной
коры.
Плиты – это молодая платформа.
Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.
Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах и нерудные (неметаллические) в осадочных породах.
Ход работы:
Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.
- Найдите на тектонической карте платформы, плиты.
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
- Определите области складчатости.
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.
- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы 4.
Таблица 4.
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Наиболее распространенные полезные ископаемые |
Восточно-Европейская платформа | | |
Западно-Сибирская плита | | |
Сибирская платформа | | |
Области кайнозойской складчатости | | |
Области герцинской складчатости | | |
Балтийский щит | | |
Алданский щит | | |
Выводы об установленной зависимости. Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья. Какова закономерность в размещении полезных ископаемых. |
Практическая работа № 4
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температуры января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.
Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация (стр. 61),
средние температуры января (стр. 67),
средние температуры июля (стр. 66),
годовое количество осадков (стр. 63),
испарение и испаряемость (стр. 69).
! Солнечная радиация - излучение солнцем тепла и света.
Суммарная радиация - общее количество солнечной энергии, достигающей
поверхности Земли.
Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при
данных атмосферных условиях.
Испарение - это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда,
растительности, почвы.
Коэффициент увлажнения - это отношение годовой суммы осадков к
испаряемости на этот же период.
К = О/ И.
К = 1 увлажнение достаточное
К 1 увлажнение избыточное
К
Ход работы:
Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу 5.
Таблица 5.
Пункты | Суммарная радиация, ккал/см. кв. | Годовое количество осадков, мм | Испаряе- мость, мм | Коэффициент увлажнения | Увлажнение | Температура |
я | и |
Москва | | | | | | | |
Архангельск | | | | | | | |
Астрахань | | | | | | | |
Санкт-Петербург | | | | | | | |
Норильск | | | | | | | |
Якутск | | | | | | | |
Красноярск | | | | | | | |
Сделайте вывод:
- В каком направлении изменяется температура в январе и июне.
- От чего зависит распределение солнечной радиации.
- В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины
неравномерного распределения осадков.
- Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью.
Практическая работа № 5
Определение по синоптической карте особенностей погоды, для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.
Оборудование: синоптическая карта, диаграммы погоды.
! Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток
времени.
Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по
своим свойствам воздушные массы.
Задание 1. Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Урала, Центральной части Восточно – Европейской равнине по плану:
1. Температура воздуха.
2. Направление и сила ветра.
3. Облачность, осадки.
4. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.
5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.
Сделайте вывод:
Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.
Практическая работа № 5.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Цель: Определить влияние климата различных территорий страны на деятельность человека.
Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.
! Климат Деятельность человека
Количество тепла
Сельское хозяйство
Количество осадков
Способствуют развитию
Климатические курорты
Коэффициент увлажнения
Суровая зима
Сельскохозяйственные работы
затрудняют
Избыточная влага
Строительство
Большая засушливость
Освоение новых территорий
Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу 6.
Таблица 6.
Природный район | Климатический пояс | Черты климата | Влияние климата на деятельность человека |
способствует | затрудняет |
Север Восточно – Европейской равнины | | | | |
Центральная часть Восточно-Европейской равнины | | | | |
Юг Восточно-Европейской равнинв | | | | |
Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека.
Практическая работа № 6.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Цель: Составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.
Оборудование: климатические карты России, физическая карта России, климатограммы, карты атласа.
! Режим реки – закономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень,
паводок, ледостав, ледоход.
Типы водного режима рек: - реки с весенним половодьем;
- реки с летним половодьем;
- реки с паводковым режимом.
Межень - самый низкий уровень воды в реке.
Половодье – наиболее высокий уровень воды в реке.
Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.
Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.
Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине.
У = П : Дл. (единица измерения см/км)
Падение реки – превышение истока реки над устьем.
П = И-У (единица измерения м)
Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.
Задание 1. Дайте развернутую характеристику реки по плану:
1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. К бассейну, какого океана принадлежит.
Реки России относятся к бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутреннего стока (реки, впадающие в озера).
4. Источник питания.
Для ответа необходимо открыть климатическую карту и климатограмму, определить время выпадения максимального количества осадков.
5. Тип водного режима.
Смотри питание рек.
6. Падение и уклон реки.
Рассчитать по формулам.
7. Годовой сток.
Определяется по карте годового стока рек.
8. Характеристика течения.
Характер течения определяется по физической карте, необходимо определить формы рельефа (равнина или горы). По характеру течения реки бывают равнинные течение спокойное и плавное или горные течение бурное и быстрое.
9. Хозяйственное использование реки и ее охрана.
Реки используются как транспортные магистрали, в промышленности и сельском хозяйстве, для орошения, в быту, гидроресурсы, источник пресной воды. Ловля рыбы, лесосплав. Подбери значение по отношению к твоей реке.
Практическая работа № 7.
Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использованиями.
Цель: Узнать о типах почв Московской области и особенностях использования человеком.
Оборудование: почвенная карта Московской области
! Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата, рельефа.
Типы почв: подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Ход работы:
Задание 1. Используя карты в атласе Московская область (стр.17, 18, 36) дайте характеристику почв Московской области. Заполните таблицу 8.
Таблица 8
Московская область | Тип почвы | Свойства почвы | Содержание гумуса | Использование почв в сельском хозяйстве |
Северная часть | | | | |
Центральная часть | | | | |
Южная часть | | | | |
Сделайте вывод:
- как изменяются основные виды почв с севера на юг;
- как изменяется плодородие почв;
- зависимость специализации сельского хозяйства от типа почвы.
Практическая работа № 8.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Цель: Доказать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы.
Оборудование: карты атласа.
! Компоненты природы: растения, животные, климат, воды, рельеф, полезные
ископаемые, человек, почвы,
Природный комплекс - это участок земной поверхности, который отличается
особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.
Уровни природных комплексов: локальные, региональные, глобальные.
Изменения природного комплекса локального уровня связаны с изменением местного
уровня (с отдельными элементами рельефа).
Изменения природного комплекса регионального уровня связаны с тектоническими
движениями, солнечной радиацией.
Изменения природного комплекса глобального уровня связаны с
взаимопроникновением оболочек Земли.
Все природные комплексы изменяются под влиянием деятельности человека.
Ход работы:
Задание 1. Составьте прогноз изменения растительного и животного мира при изменении компонентов природы. Заполните таблицу 9.
Таблица 9.
Природный комплекс | Характеристика компонентов природы | Начальное состояние растительного и животного мира | Изменение других компонентов природы | Состояние растительного и животного мира после изменения |
| | | | |
Сделайте вывод о зависимости растительного и животного мира от других компонентов природы.
Практическая работа № 12.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах
Цель: Установить взаимосвязь компонентов природы в различных природных зонах.
Оборудование: карты атласа.
! Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Схема 1.
Взаимосвязь компонентов природы.
КЛИМАТ
( температура, осадки)
Природная зона
растения
животные
почвы
РЕЛЬЕФ
(высота над уровнем моря)
Задание 1. Используя карты атласа (стр. 13,11,14,16) установите взаимосвязь компонентов природы в разных природных зонах. Результаты работы зафиксируйте в форме схемы 2.
Схема 2. Пример: Зависимость между компонентами природы в зоне тундры.
Географическое положение:
вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Климат:
субарктический – суровая зима, долгая и холодная (-32 С ), короткое лето (+ 4 С на севере, + 10 С на юге); осадков мало (200 – 300 мм в год), но увлажнение избыточное (К больше 1, 5)
Природная зона
Почвы:
тундрово-глеевые маломощные; многолетняя мерзлота и заболоченность
Растительность:
карликовые деревья, кустарники, мхи, лишайники и др.
Животный мир:
песцы, лисицы, птицы, лемминги и др.
Рельеф:
равнинный, слабохолмистый
Внешний облик: безлесная зона, большое количество озер
Использование человеком: пастбища оленей, рыболовство
Сделайте вывод о взаимосвязи компонентов природы в пределах одной природной зоны.
Практическая работа.
Заполните таблицу.
Параметры сравнения | | Западно - Сибирская | |
1 Тектонические структуры. | | | Сибирская платформа |
2 Возраст пород осадочного слоя. | От кембрийского до неогенового | | |
3 Абсолютные высоты. | | 200 м | |
4 Полезные ископаемые. | | | |
5 Крупные города | | | |
Практическая работа.
Заполните таблицу.
Параметры сравнения | | Западно- Сибирская | |
1 Тектонические структуры. | | | Сибирская платформа |
2 Возраст пород осадочного слоя. | От кембрийского до неогенового | | |
3 Абсолютные высоты. | | 200 м | |
4 Полезные ископаемые. | | | |
5 Крупные города | | | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Определить и записать в таблицу: суммарную радиацию, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения, тип климата.
Пункт | Суммарн. радиация | Средняя t января | Средняя t июля | Годовое количество осадков | Испаряе- мость | Коэффициент увлажнения | Тип климата |
Санкт- Петербург | | | | | | | |
Мурманск | | | | | | | |
Екатерин- бург | | | | | | | |
Красноярск | | | | | | | |
Норильск | | | | | | | |
Якутск | | | | | | | |
Хабаровск | | | | | | | |
Вывод:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Определить и записать в таблицу: суммарную радиацию, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения, тип климата.
Пункт | Суммарн. радиация | Средняя t января | Средняя t июля | Годовое количество осадков | Испаряе- мость | Коэффициент увлажнения | Тип климата |
Санкт- Петербург | | | | | | | |
Мурманск | | | | | | | |
Екатерин- бург | | | | | | | |
Красноярск | | | | | | | |
Норильск | | | | | | | |
Якутск | | | | | | | |
Хабаровск | | | | | | | |
Вывод: