СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы для 6 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические работы для 6 класса.»

Практические работы

6 класс

В первый год изучения предмета географии первоочередной практической задачей является обеспечение  условий для формирования основ картографических умений обучающихся. Предстоит обучить шестиклассников работать с географическими картами. Для успешного усвоения предмета шестиклассник должен научиться определять:

— направления по сторонам горизонта;

— взаиморасположение объектов по сторонам горизонта;

— географические координаты различных объектов;

— абсолютные и преобладающие высоты и глубины. Ребята должны научиться наносить объекты на контурную карту, определять их географическое положение, т.е. должны быть сформированы первоначальные навыки чтения карты


Перечень практических работ

Разработаны на основе авторской программы по географии под редакцией И.В. Душиной. Данные практические работы не зависят от вида учебника по географии 6 класса. Количество практических работ - 10, из них оценочных - 7. Оценочные практические работы: Практическая работа № 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями, измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.

Практическая работа № 2. Топографический диктант.

Практическая работа № 3. Ориентирование на местности.

Практическая работа № 4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

Практическая работа № 5. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

Практическая работа № 7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).




Практическая работа № 1.

Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями, измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.


Цели работы: Сформировать умения по наблюдению за погодой.

Задачи работы:

1. Научиться наблюдать за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями водоёмов, растительности и животного мира;

2. Научиться пользоваться метеорологическими приборами;

3. Научиться фиксировать и оформлять результаты наблюдений.

Тип работы: обучающая, с переходом к итоговой

Оборудование: термометр, гигрометр, компас, барометр


Ход  работы:

I Результаты выполнения работы фиксируются в тетради.

1. Запишите дату и время наблюдений.

2. Как изменилась высота Солнца над горизонтом? Укажите высоту Солнца

в градусах.

3. Определите стороны горизонта, ориентируясь по солнцу.

4. Определите температуру воздуха с помощью термометра.

5. Определите с помощью гигрометра влажность воздуха.

6. Определите с помощью барометра атмосферное давление.

7. Какова облачность? Укажите виды облаков.

8. С помощью компаса определите направление ветра.

9. Наличие и вид атмосферных осадков.

10. Вывод о погоде за день

11. Состояние водоёма (реки): цвет воды, температура, уровень, характер

течения.

12. Характер растительности: виды растений, цвет, общее состояние.

13. Сезонные изменения животного мира.

II. Ведите календарь погоды за текущий месяц (Приложения 1,2)

Продолжите ведение календаря погоды в ноябре, январе и в апреле.




Практическая работа № 2. Топографический диктант.

Цель работы: сформировать умения  по чтению плана местности с помощью условных знаков Задачи работы: научиться читать условные знаки на плане местности Тип работы: итоговая Оборудование: лист с заданием «Поход» (Приложение 3)

Практическая работа № 3. Ориентирование на местности.

Цель работы: сформировать топографические умения на местности. Задачи работы: 1. Научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимуты объектов и находить объекты по заданным азимутам; 2. Научиться определять расстояния измерительными приборами, шагами и на глаз. Тип работы: обучающая Оборудование: компас, рулетка

Ход  работы: I Ориентирование на местности с помощью компаса: 1. Положить компас на ровную поверхность. 2. Дать стрелке успокоиться 3. Вращая коробочку компаса, совместить стрелку и риски на корпусе (с буквой С) 4. Компас сориентирован Задания: 1) используя компас, определить основные стороны горизонта; 2) определить, в каком направлении находятся предметы (дерево дом, дорога и т.д.); 3) В каком направлении вы идёте из школы домой? Из дома в школу? II Для определения азимута необходимо: 1. Сориентировать компас 2. На стекло компаса положить тонкую палочку по направлению от центра к предмету. 3. Отсчитать величину дуги от 0 градусов до линии направления на предмет Задания: 1) задать точку на местности и определить азимут на местные предметы (дом, дерево, дорога и т.д.); 2) с заданной точки определите предмет по его азимуту: 45, 90, 180, 270, 330 градусов (возможны другие варианты исходя из местных условий) III. Определение расстояний 1. Определить расстояние с помощью рулетки; 2. Определить расстояние с помощью шагов; 3. Определить расстояние «на глаз» Задания: Измерить расстояние от крыльца школы до заданного предмета (дерева, дома и т.д.) А) с помощью рулетки Б) с помощью шагов В) приблизительно «на глаз» Сравните данные и сделайте вывод.



Практическая работа № 4

Определение объектов местности по плану, а также направлений и расстояний между ними.

Цель работы: научиться читать план местности Задачи работы: закрепить и проверить свои знания приемов изображения направлений, расстояний, рельефа на плане местности, изображения предметов условными знаками. Тип работы: итоговая Оборудование: атлас 6 класса или отдельный фрагмент топографической карты (возможна вариативность работ) (Приложение 4)

Ход  работы: Используя фрагмент топографической карты, выполните задания: 1. Какие объекты расположены по сторонам железной дороги? 2. Определите расстояние между деревней Новинки и деревней Ладогино. 3. Определите длину ручья, впадающего в реку Мечота. 4. В каком направлении надо идти от деревни Ладогино до плотины на реке Андога? 5. Определите, какие берега озера Тихое заболочены. 6. Определите, где находится самая высокая точка (отметка высоты). Назовите её величину. 7. Найдите холм между рекой Мечотой и деревней Ладогино. Определите, в каком направление склоны холма более крутые. 8. Представьте, что вы приплыли на пароме на правый берег реки Мечота. Опишите, как добраться до деревни Новинки. Определите расстояние и направление вашего пути.



Практическая работа № 5. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

Цель работы: закрепить умения по определению географических координат, работе с картой. Задачи работы: 1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты; 2. Определить направления по карте с помощью параллелей и меридианов; 3. Научиться находить на географической карте местоположение своего населенного пункта по географическим координатам и обозначать его на контурной карте. 4. Научиться правильно оформлять контурную карту. Тип работы: обучающая. Оборудование: атлас 6 класса, контурная карта, карта Тверской области.


Ход работы:

1.Определите по карте с помощью сетки меридианов и параллелей:

Какой город находится восточнее Владивосток или Пекин?__________ Какой город находится западнее Москва или С-Петербург?__________ Какой город находится севернее Вашингтон или Мехико?___________ Какой город находится южнее Кейптаун или Сидней?_____________

2. Определите географические координаты точек и точки по географическим координатам. Результаты оформите в виде таблицы.

Название географического объекта

Географические координаты



Широта

Долгота

Карта полушарий:

Вашингтон

о. Огненная Земля

Каир

Токио

Сидней

Париж



Карта России:

Москва

Красноярск Владивосток

Тверь

Якутск

Братск



?

?

?

?

?

?

410с.ш.

280с.ш.

650с.ш.

630с.ш.

160ю.ш.

280ю.ш.

140в.д.

870в.д.

600в.д.

1510з.д.

690з.д.

1370в.д.

3. По географическим координатам обозначьте на контурной карте местоположение г. Тверь. Подпишите его. Географические координаты - это широта и долгота точки.




Практическая работа № 6

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

Цели работы: научиться обозначать на контурной карте объекты литосферы (горы, равнины, вулканы). Задачи работы: 1. Овладеть приёмами нанесения объектов литосферы; 2. Развивать умения работать с разными видами карт (карты атласа, контурные карты, настенные карты). Тип работы: итоговая Оборудование: атлас 6 класса, контурные карты, физическая карта полушарий

Ход работы: I Нанесите на контурную карту вулканы (значок *): -вулкан Ключевская Сопка; -вулкан Орисаба; -вулкан Котопахи; -вулкан Килиманджаро; -вулкан Эребус; -вулкан Везувий; -вулкан Кракатау. 1. Обозначьте объект на контурной карте таким же условным знаком, как это показано на карте физической. 2. Надпишите вулкан. 3. Дайте пояснение в условных знаках. II Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  и России нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  горы  и  вершины  Земли:

На карте полушарий

1. Гималаи

2. гора Эверест  (обозначьте  высоту)

3. Тибет

4. Тянь-Шань

5  Кордильеры

6. гора  Мак-Кинли  (обозначьте высоту)

7. Анды

8. гора  Аконкагуа  (обозначьте высоту)

9. Большой Водораздельный хребет

10. Альпы

11. Скандинавские

На карте России

1. Кавказ;

2. гора  Эльбрус  (обозначьте    высоту)

3. Алтай

4. Уральские горы


III Используя карты атласа, на контурной карте полушарий и России нанесите   крупнейшие равнины Земли:

1.      Амазонскую  низменность;

2.  Великие  равнины;

3.  Великую  Китайскую  равнину;

4.  Восточно - Европейскую  (Русскую)  равнину;

5.  Западно-Сибирскую  равнину;

6.  плоскогорье  Декан;

7.  Приволжскую  возвышенность;

8.  Прикаспийскую  низменность;

9.  Среднерусскую  возвышенность;

10. Среднесибирское  плоскогорье.



Практическая работа № 7 Определение географического положения объекта гидросферы (по выбору)

Цель работы: научиться определять по картам географическое положение объектов гидросферы Задачи работы: научиться определять по карте средние и максимальные глубины, размеры океанов (морей), работать с таблицами (длина рек, площадь озёр и водохранилищ) Тип работы: итоговая Оборудование: атлас 6 класса, карта океанов.

Ход  работы:

Используя  карты  атласа  и  предложенные  типовые  планы  описания  океана  и  моря,  дайте  комплексную  характеристику  одного  из  океанов  или  морей.

План описания океана:

1.Название океана;

2.Географическое положение: положение относительно экватора и начального меридиана, какие материки и где омывает, с какими океанами и где связан;

3.Размеры океана;

4.Средняя и максимальная глубина океана, название океанической впадины;

5.Свойства воды: распределение температуры и солёности воды в океане;

6.Важнейшие тёплые и холодные течения и их виды по происхождению;

7.Использование океана человеком.


План описания моря:

1.Название моря;

2.К какому океану относится;

3.Географическое положение моря: положение моря относительно океана, берега каких материков омывает;

4.Вид моря;

5.Размеры моря;

6.Средняя и наибольшая глубина;

7.Свойства воды: температура и солёность; 8.Особенности движения воды: волны, приливы, течения; 9.Использование человеком, крупнейшие морские порты и курорты на берегу моря. (Приложение 5)


Вариант 1. Тихий океан.

Вариант 2. Филиппинское море  (или по выбору обучающегося).

Вариант 3. Атлантический океан.

Вариант 4. Средиземное море  (или по выбору обучающегося).

Вариант 5. Северный Ледовитый океан.

Вариант 6. Баренцево море  (или по выбору обучающегося).

Вариант 7. Индийский океан.

Вариант 8. Красное море  (или по выбору обучающегося).


План описания реки:

1.Название реки;

2.Положение реки на материке;

3.Местоположение и географические координаты истока;

4.Общее направление течения;

5.Длина реки;

6.Крупнейшие левые и правые притоки;

7.Характер течения реки;

8.Куда впадает река;

9.Вид устья и его географические координаты;

10.Использование реки человеком.


Вариант 1. Амазонка.

Вариант 2. Нил.

Вариант 3. Миссисипи.

Вариант 4. Волга.

Вариант 5. Дунай.

Вариант 6. Янцзы.




Я бы рекомендовала дополнить список этих работ и включить следующие практические оценочные работы:

1. Построение простейших глазомерных планов небольших участков

местности.

2. Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей,  заливов  и

 проливов, островов и полуостровов Земли.

3. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание

наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров,

диаграмм облачности и осадков.

 



Практическая работа Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.

Цель работы: сформировать умения по построению простейших планов местности Задачи работы: 1. Получить представление о способах глазомерной съемки небольшого участка местности; 2.Научиться производить глазомерную съемку небольшого участка местности, фиксировать результаты проведённой работы. Тип работы: итоговая Оборудование: планшет, линейка, карандаш, рулетка Примечание: участок для съемки местности и вид съемки (полярная или маршрутная) выбирает учитель исходя из местных условий.

Ход работы: 1. Подготовка планшета. 2. Определение точки полюса, ориентирование планшета. 3. Визирование. 4. Измерение расстояний. 5. Отложение расстояний, изображение объектов условными знаками. 6. Окончательное оформление работы.


Практическая работа Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей,  заливов  и проливов, островов и полуостровов  Земли.

Цель работы: научиться обозначать на контурной карте объекты гидросферы Задачи работы: 1. Овладеть приёмами нанесения объектов гидросферы на контурную карту; 2. Развивать умения работать с разными видами карт (карты атласа, контурные карты, настенные карты). Тип работы: итоговая Оборудование: карта океанов, физическая карта полушарий, карта России, контурная карта

Ход работы:

Нанесите на контурную карту:

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское. Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.



Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский. Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское. Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские. Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.



Практическая работа

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков.

Цель работы: сформировать умения по обработке результатов наблюдений. Задачи работы: 1. Научиться давать описание погоды, объяснять причины её изменения; 2. Научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой: строить розу ветров, диаграммы облачности и осадков. Тип работы: итоговая Оборудование: календарь погоды, цветные карандаши, карандаш и линейка

Ход работы:

1. Пользуясь своими наблюдениями и текстом учебника, зарисуйте основные виды облаков, укажите высоту их образования.

2. Проанализируйте календарь погоды за ……месяц. (Приложение 1)

Запишите сколько:

- безоблачных дней;

- дней со средней облачностью;

- дней со сплошной облачностью.

Постройте диаграмму облачности.

3.По табличным данным постройте столбчатую диаграмму осадков.


Количество осадков (мм) г. Тверь


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Итого


36


35


37


32


46


74




612

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь



83


73


60


49


44


43



Сделайте вывод об изменении количества осадков в течение года. 4. По данным календаря погоды за…..месяц постройте розу ветров за месяц. Сделайте вывод о том, какие ветры преобладают в нашей местности.

5.Опишите погоду за день по предложенному плану:

- Дата, промежуток времени;

- Средняя температура воздуха и её изменения;

- Осадки, вид;

- Облачность, вид облаков;

- Атмосферное давление;

- Ветер, направление и сила;

- Другие явления.

Сделайте вывод о погоде за данный промежуток времени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!