Практическая работа № 1
по теме: «Осуществление цепочки химических превращений»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.
Оборудование: Штатив с пробирками.
Реактивы (1в.): Сульфат магния MgSO4, щелочь NaOH, , хлорид бария ВаCl2.
Реактивы (2в.): Сульфат меди CuSO4, щелочь NaOH, соляная кислота HCl, Fe (скрепка).
Вариант 1: MgSO4 – MgCl2 – Mg(OH)2 - MgSO4
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде- ния |
1. | MgSO4 + Mg2+ + SO42- + | |
2. | MgCl2 + Mg2+ + 2Cl- + | |
3. | Mg(OH)2 + | |
Вывод:
Вариант 2: CuSO4 –Cu(OH)2 – CuO – Cu
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде- ния |
1. | CuSO4+ | |
2. | Cu(OH)2 | |
3. | CuO + | |
Вывод:
Практическая работа № 2
по теме: «Получение и свойства соединений металлов»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Опытным путем доказать амфотерность алюминия. Доказать качественный состав CaCO3.
Оборудование: Штатив с пробирками.
Реактивы (1в.): AlCl3, NaOH, HCl, CaCL2, AgNO3.
Реактивы (2в.): AlCl3, NaOH, HCl, FeSO4, BaCl2, K3[Fe(CN)6].
Вариант 1
Задание 1.Определить зависит ли результат реакции от порядка сливания реагентов.
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде-ния |
1. | AlCl3 + NaOH = | |
2. | NaOH + AlCl3 = | |
Вывод:
Задание 2. Исследование свойств, полученного Al(OH)3.
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде- ния |
1. | Al(OH)3 + НCl = | |
2. | Al(OH)3 + NaOH = | |
Вывод:
Задание3. Доказать качественный состав CaCL2
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде- ния |
1. | CaCL2 + | |
2. | CaCL2 + | |
Вывод:
Вариант 2
Задание 1.Определить зависит ли результат реакции от порядка сливания реагентов.
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде- ния |
1. | AlCl3 + NaOH = | |
2. | NaOH + AlCl3 = | |
Вывод:
Задание 2. Исследование свойств, полученного Al(OH)3.
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде- ния |
1. | Al(OH)3 + НCl = | |
2. | Al(OH)3 + NaOH = | |
Вывод:
Задание3. Доказать качественный состав FeSO4
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюде- ния |
1. | FeSO4 + K3[Fe(CN)6] = | |
2. | FeSO4 + | |
Вывод:
Практическая работа № 3
по теме: «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
Инструтаж по технике безопасности
Цель: научиться использовать знания о качественных реакциях для распознавания веществ и определения их качественного состава
Оборудование: пробирки, держатели для пробирок.
Реактивы: NaOH, CaCO3, BaCl3, H2O, H2SO4, Na2SO4, KCl, Ba(NO3)2, NaCl, AlCl3, FeCl3.
Ход работы:
В выданных вам трех пробирках (варианты 1, 2 или 3) содержатся твердые вещества, а в трех других (вариант 4) растворы веществ.
Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Вариант 1
а) гидроксид натрия;
б) карбонат калия;
в) хлорид бария.
Вариант 2
а) карбонат кальция;
б) сульфат натрия;
в) хлорид калия.
Вариант 3
а) нитрат бария;
б) сульфат натрия;
в) карбонат кальция.
Вариант 4
а) хлорид натрия;
б) хлорид алюминия;
в) хлорид железа (III).
После этой части работы выполните одну-две экспериментальные задачи из следующего перечня (по указанию учителя):
Задача 1
Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 2
Получите оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций, а уравнение реакции с участием электролита и в ионном виде.
Задача 3
Получите раствор алюмината натрия, исходя из хлорида алюминия. Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 4
Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Запишите уравнения проделанных реакций и разберите окислительно-восстановительные процессы.
Практическая работа № 4
по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Закрепить теоретические знания качественных реакций на практике.
Оборудование: Штатив с пробирками, чашка для выпаривания, спиртовка.
Реактивы: Индикатор фенолфталеин, AgNO3, BaCl2, NaOH, H2SO4, HCl, NaCl, KI, ZnSO4.
Ход работы
Задание 1. Определить в какой пробирке находится какое из веществ NaOH, H2SO4, HCl.(стр.147№4).
Задание2. Привести качественные реакции для веществ NaCl, KI, ZnSO4.(стр.147 №6).
Задание 3. Получить из CuO, Cu SO4, и CuSO4∙5H2O.(стр147 №7).
Практическая работа № 5
по теме: «Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппы азота и углерода»»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Научиться опытным путем определять качественный состав вещества.
Оборудование: Штатив с пробирками.
Реактивы (1в.): NH4Cl, NaOH, HCl, CaCO3, AgNO3, BaCl2, Na2SO4, K2CO3, Na2SiO3
Реактивы (2в.): NH4Cl, NaOH, HCl, CaCO3, AgNO3, BaCl2, ZnCl2, K2CO3, Na2SiO3
В. 1. Ход работы
Задание 1. Докажите опытным путем, что состав хлорида аммония входят Cl- и NH4+ ионы. Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Задание 2. В пробирках находятся кристаллические вещества: Na2SO4, K2CO3, Na2SiO3, Определите, какое вещество находится в каждой пробирке Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
В. 2. Ход работы
Задание 1. Докажите опытным путем, что состав сульфата аммония входят SO42- и NH4+ ионы. Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Задание 2. В пробирках находятся кристаллические вещества: ZnCl2, K2CO3, Na2SiO3, Определите, какое вещество находится в каждой пробирке Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Практическая работа № 6
по теме: «Получение, собирание и распознавание газов»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Научиться опытным путем получать, собирать и распознавать углекислый газ
Оборудование: Штатив с пробирками.
Реактивы (1в.): HCl, CaCO3, Са(ОН)2 раствор фенолфталеина.
Реактивы (2в.): NH4Cl, Ca(OH)2, NаОН индикатор фенолфталеин, HCl.
В. 1. Ход работы
1. Опыт 2 (стр.193).
Наблюдения:
2. Составить уравнение реакции, получения СО2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
3. Дать характеристику реакции.
4. Привести наблюдения и уравнение реакции на распознавание СО2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Вывод:
В. 2. Ход работы
1. Опыт 2 (стр.190).
Ответить на вопросы стр.191.
2. Привести реакцию между растворами NH4Cl и NaOH, составить уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Вывод: