СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по курсу географии 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы по географии 5 класса. Задания для практической работы №5 взяты из книги О.В.Крыловой "Интересный урок географии"

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по курсу географии 5 класса»

Практические работы по курсу географии 5 класса



Практическая работа №1


Освоение приемов работы с контурной картой


Цель: формирование умения читать, понимать географическую карту, подписывать названия географических объектов в соответствии в общепринятыми правилами

Оборудование: Атлас стр. 14-15, контурные карты стр. 2-4

Задание:

1. Проанализировать карту полушарий в атласе на стр. 14-15 с точки зрения размещения названий материков и океанов.


2. Подписать простым карандашом названия 6 материков и 5 океанов в контурной карте на стр. 2-3.


Критерии оценки:

5 – задание выполнено полностью, правильно.

4 – не подписаны 1-2 объекта, или допущены 1-2 ошибки в географических названиях.

3 – не подписаны 3-5 объектов, или содержатся более 2 ошибок в написании названий географических объектов.

2 – задание выполнено менее чем на 50%, множественные ошибки в названиях географических объектов.



Практическая работа №2


Решение практических задач по плану местности.


Цель: формирование умения читать, понимать план местности, решать практические задачи.

Оборудование: атлас стр. 21, контурные карты стр. 12

Задание:



Задания выполняются по плану местности, помещенном в атласе 5класса на стр. 21, в атласе 6 класса на странице 6.


  1. А) Определите азимуты от высоты 278,4 на

    1. колодец в совхозе Красный Пахарь,

    2. ветряную мельницу (находящуюся на З от совхоза Красный Пахарь).


Б) Определите азимуты от высоты 282,1 на

1) клуб в селе Полтавка,

2) южную оконечность деревни Лешины.


  1. Определите ширину реки Белая в районе пристани Парковая.


  1. Рассчитайте длину песчаного карьера, находящегося к Ю от совхоза Красный Пахарь.


  1. Определите абсолютные высоты точек, в которых находятся:

А) вершина кургана (к З от деревни Лешины)

Б) колодец (в совхозе Красный пахарь).


  1. Вы едете на велосипеде от деревни Лешины до поселка Кузнецово по дороге. Опишите, что вы видите справа по ходу движения. Укажите, на каких участках пути дорога идет под уклон, а на каких в гору.




Критерии оценки:

5 – выполнены все задания, ошибок нет.

4 - правильно выполнены 4 задания

3 – правильно выполнены 3 задания

2 – правильно выполнены менее 3 заданий.



Практическая работа №3


Ориентирование на местности. Составление простейшего плана местности / учебного кабинета/ комнаты.

Цель: формирование умения выполнять простейшую полярную съемку местности.

Оборудование: планшет, лист бумаги формата А4, карандаш, линейка, компас.

Задание: Составить план комнаты методом полярной глазомерной съемки. Указать масштаб, стороны горизонта, положение двери и окна (окон).


Критерии оценки:

5- задание выполнено полностью, правильно

4 – допущены ошибки при определении масштаба, отсутствует указание сторон горизонта

3 - допущены ошибки при определении масштаба, отсутствует указание сторон горизонта, работа выполнена небрежно

2- работа не представлена на проверку.




Практическая работа №4


Определение по карте географических координат различных объектов.

Цель: формирование умения определять географические координаты по карте полушарий

Оборудование: атлас стр 24-25.

Задания:

1. Определите географические координаты следующих объектов:

а) г. Мак-Кинли (Северная Америка)

б) г. Косцюшко (Австралия)

в) влк. Килиманджаро (Африка)

г) влк. Котопахи (Южная Америка)


2. Определите географические объекты по координатам:

а) 50° ю.ш. 70° в.д.

б) 17° ю.ш. 48° з.д.

в) 20° с.ш. 155° з.д.

г) 35° с.ш. 52° в.д.


Критерии оценки:

5 – выполнены все задания, ошибок нет (расхождения на 1 градус допускаются)

4 – выполнено без ошибок 6-7 заданий

3 – выполнено без ошибок 4-5 заданий

2 – выполнено без ошибок менее 4 заданий.



Практическая работа №5


Решение практических задач по географической карте. Ориентирование, определение направлений и измерение расстояний по карте, определение абсолютных высот.

Цель: продолжить формирование умения читать и понимать географическую информацию по карте, формирование умения решать практические задачи по физической карте.

Оборудование: атлас стр. 24-25.

Задание:




Вариант 1.


  1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке с координатами 64º с.ш., 21º з.д. Как называется остров, на который поместила вулкан фантазия писателя?

  2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта, с координатами 18º ю.ш., 26º в.д. Как называется этот объект?

  3. Определите географические координаты самой северной точки Австралии.

  4. Определите высоту и название самой высокой точки Южной Америки, укажите высоту земной поверхности в районе г. Бразилиа.

  5. В каком направлении движется течение Гольфстрим?


Вариант 2.


  1. Таинственный остров – последнее прибежище капитана Немо - находится в точке с координатами 35º ю.ш., 150º з.д. Как называются острова, расположенные на ЮЗ и СВ от этого острова?

  2. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если он находится в точке с координатами 6º с.ш., 61º з.д.

  3. Определите географические координаты самой южной точки Евразии.

  4. Определите высоту и название самой высокой точки Австралии, и среднюю глубину пролива между материком и островом Тасмания.

  5. В каком направлении движется в Восточном полушарии течение Западных ветров?



Критерии оценки:

5 – правильно выполнены 5 заданий;

4 – правильно выполнены 4 задания;

3- правильно выполнены 3 задания;

2- правильно выполнены 2 и менее заданий.



Практическая работа №6


Свойства горных пород и минералов.

Цель: формирование умения составлять описание минералов и горных пород при непосредственном контакте с образцами

Оборудование: коллекции минералов и горных пород.

Задания:

1. Внимательно рассмотрите образцы минералов и горных пород.


2. Определите название, происхождение и свойства горных пород и минералов, заполните таблицу.


Название

Происхождение

Цвет

Блеск

Твердость



























Критерии оценки:

5 – верно описаны характеристики и свойства не менее 5 минералов (горных пород);

4 - описаны характеристики и свойства не менее 5 минералов (горных пород), допущены грубые ошибки в определении происхождения; или верно описаны характеристики и свойства 4 минералов (горных пород)

3 - описаны характеристики и свойства не менее 5 минералов (горных пород), допущены грубые ошибки в определении происхождения, работа выполнена небрежно; или верно описаны характеристики и свойства 3 минералов (горных пород)

2 – работа не представлена на проверку, или верно описаны характеристики и свойства 2 минералов (горных пород), или работа содержит множественные фактические ошибки и выполнена небрежно.



Практическая работа №7


Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма


Цель: продолжить формирование умения читать и понимать информацию на географических картах, картах-схемах, формирование умения наносить обозначения географических объектов на контурную карту в соответствии с общепринятыми правилами, продолжить формирование умения определять положение географического объекта по его координатам

Оборудование: атлас стр. 24-25, контурные карты стр. 14-15; простой, красный, черный карандаши, ластик.

Задания:


1. Красным карандашом обозначить зоны землетрясений и вулканизма (косая штриховка);


2. Звездочками черного цвета показать положение потухших вулканов, звездочками красного цвета - действующих вулканов:


А)Северная Америка:

- Шаста (41ºс.ш. 122ºз.д),

- Орисаба(19ºс.ш. 97ºз.д),

- Попокатепетль (19ºс.ш. 99ºз.д);


Б) Южная Америка:

- Котопахи (1º ю.ш. 78º з.д),

- Льюльяйльяко (24ºю.ш. 68ºз.д);


В) Африка:

- Камерун (4º с.ш. 9º в.д) ,

- Килиманджаро (3º ю.ш. 37º в.д),

- Кения (0º ю.ш. 37 в.д.)


Г) Евразия:

- Везувий (41ºс.ш. 14ºв.д),

- Этна (38ºс.ш. 15ºв.д) ,

- Эльбрус (43ºс.ш. 42ºв.д),

- Казбек (42ºс.ш. 44ºв.д),

- Ключевская Сопка (56ºс.ш. 161ºв.д);


Д) Антарктида: Эребус (77ºю.ш. 167ºв.д);


Е) Японский архипелаг: Фудзияма (35ºс.ш. 139ºв.д);


Ж) Большие Зондские острова: Кракатау (6ºю.ш. 105ºв.д).


3. Не забудьте расшифровать условные обозначения.


4. ответьте на вопросы (устно):

а) На каком материке нет действующих вулканов?

б) Чем объясняется наличие действующих вулканов в Африке, находящихся далеко от границ литосферных плит?

в) Почему в Гималаях, на границе двух литосферных плит вулканов нет?



Критерии оценки:

5- задания 1-3 в контурной карте выполнены полностью и без ошибок;

4 – задания 1-3 выполнены полностью, допущены ошибки в географических названиях;

3 – на контурную карту нанесены не все вулканы из списка, но более 8 из них, допущены ошибки в географических названиях;

2 – нанесены 8 и менее вулканов, имеются ошибки в географических названиях.



Практическая работа №8


Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем и равнин суши.


Цель: продолжить формирование умения читать и понимать информацию на географических картах, формирование умения наносить обозначения географических объектов на контурную карту в соответствии с общепринятыми правилами.

Оборудование: атлас стр. 24-25, контурные карты стр. 14-15, простой карандаш.

Задания:

1. Обозначить на контурной карте (стр. 14-15) простым карандашом равнины:

- Амазонскую низменность

- Ла-Платскую низменность

- Восточно-Европейскую равнину

- Западно-Сибирскую равнину

- Среднесибирское плоскогорье


2. Обозначить на контурной карте (стр. 14-15) простым карандашом горные системы и их высочайшие вершины (название и высоту); название вершин определите самостоятельно, опираясь на данные высоты:

- Кордильеры (6194 м)

- Анды (6960 м)

- Альпы (4807 м)

- Кавказ (5642 м)

- Урал (1895 м)

- Гималаи (8848 м)

3. Ответьте на вопросы (устно)

а) С какими факторами связано формирование протяженных горных систем?

б) На каком материке сформировались самые большие равнинные пространства?

в) Как располагаются относительно друг друга равнины и горы?

г) Назовите не менее 7 ориентиров географического положения Анд и Среднесибирского плоскогорья


Критерии оценки:

5 – задания № 1,2 выполнены полностью и без ошибок;

4 – задания № 1,2 выполнены полностью, но содержат не более двух ошибок в географических названиях, или указаны 9-10 объектов из 11

3 – задания № 1,2 выполнены полностью, но содержат 3-6 ошибок в географических названиях, или указаны 6-8 объектов из 11.

2 – задания выполнены на 50% или менее.



Практическая работа №9.


Описание по плану горной системы и равнины суши.


Работа выполняется в парах.

Цель: формирование умения составлять описание географического объекта, используя только физическую карту

Оборудование: атлас стр. 24-25.

Задания:

1. Пользуясь типовым планом, составьте описание любой горной системы по вашему выбору:


Горные системы:

- Кордильеры

- Анды

- Гималаи

- Урал

- Кавказ


План описания горной системы:

1) Название горной системы.
2) Географическое положение (на каком материке находится, в какой его части?) 
3) Направление горных хребтов ( по сторонам горизонта) 
4) Протяженность в километрах (определяется при помощи градусной сетки) 
5) Преобладающие высоты 
6) Наибольшая высота (название, значение высоты в метрах) 

2. Пользуясь типовым планом, составьте описание любой равнины по вашему выбору:


Равнины:

- Амазонская низменность

- Восточно-Европейская равнина

- Западно-Сибирская равнина

- Среднесибирское плоскогорье


План описания равнины:

1. Название равнины.

2. Географическое положение (на каком материке, в какой его части?)

3. Наибольшая протяженность с севера на юг и с запада на восток (определяется по масштабу).

4. Преобладающие высоты.

5. Уклон равнины.



Критерии оценки:

5 – работа выполнена полностью, правильно;

4 – работа выполнена полностью, допущены незначительные погрешности в определении расстояний и высот;

3- работа выполнена полностью, допущены 3 – 4 существенные ошибки в определении расстояний, высот;

2 – работа выполнена полностью, но при этом ученик неверно определяет расстояния, высоты объектов, ошибается при определении сторон горизонта, или работа выполнена на 50% и менее, или работа не представлена на проверку.



Практическая работа №10


Описание по картам рельефа дна океана.

Цель: формирование умения составлять план предстоящей работы, продолжить формирование умения составлять описание географического объекта, используя только физическую карту.

Оборудование: атлас стр. 24-25.


Задания:

1. Подумайте, какие пункты может содержать план описания рельефа дна океана.


2. Составьте план описания.


3. Опишите рельеф дна любого океана по вашему выбору с использованием составленного плана.


Критерии оценки:

Так как задания 1 и 2 обсуждаются в классе и в составлении плана участвуют все ученики, оценивается только задание 3. При этом ученик имеет право «в одностороннем порядке» внести в план вопросы, которые кажутся ему важными.


Примерный план описания рельефа дна океана:

1. Однообразен или разнообразен рельеф дна океана?

2. Какие формы рельефа присутствуют?

3. Срединно-океанические хребты (в какой части океана находятся, в каких направлениях протягиваются)

4. Котловины (как располагаются по отношению к СОХ, какую площадь дна занимают)

5. Вулканы и горы (в какой части океана находятся, почему именно там)

6. Островные дуги и желоба (в какой части океана находятся, почему именно там)

7. Материковый шельф (оценить площадь)


5 – описание выполнено полностью, правильно.

4 – описание выполнено полностью, содержит 3-4 неточности в объяснении расположения форм рельефа или 1-2 неверных объяснения причин формирования форм рельефа.

3 – описание выполнено полностью, но содержит множественные ошибки в описании взаимного расположения форм рельефа, объяснении причин формирования отдельных форм рельефа океанического дна, или выполнено по объему на 55 - 60%.

2 - описание выполнено на 50% и менее или содержит множественные существенные ошибки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!