Практическая работа № 1.
Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Ход работы:
Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте чёрным цветом подпишите названия материков, укажите их площадь и подпишите имена их первооткрывателей, а синим цветом - названия океанов.
Практическая работа № 2.
Решение задач по географической карте.
Ход работы:
Используя физическую карту мира ( стр. 2 - 3 ) или глобус, заполните таблицу:
Вариант 1.
Географический объект | Географические координаты | Направление от Москвы | Расстояние от Москвы ( км ) | Абсолютная высота ( м ) |
Лондон влк. Килиманджаро мыс Челюскин Южный Полюс | | | | |
Вариант 2.
Географический объект | Географические координаты | Направление от Москвы | Расстояние от Москвы ( км ) | Абсолютная высота ( м ) |
Новый Орлеан Северный Полюс г. Аконкагуа мыс Байрон | | | | |
Практическая работа № 3.
Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем.
Ход работы:
Работа выполняется по следующему плану:
Используя карту атласа "Строение земной коры", определите,
1. в каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита.
2. Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение ( сжатие ) литосферных плит.
3. Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит?
4. Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет.
5. Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем.
Практическая работа № 4.
Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.
Ход работы:
Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и список географической номенклатуры (см. ниже), на контурной карте мира синим цветом заштрихуйте шельфовую зону Мирового океана (шельф - материковая отмель до глубины 200 м), синим цветом подпишите названия океанов, крупнейших морей, заливов и проливов, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли.
Список географической номенклатуры:
Океаны:
Тихий;
Атлантический;
Индийский;
Северный Ледовитый;
Моря:
Балтийское;
Берингово;
Восточно-Сибирское;
Красное;
Средиземное;
Тасманово;
Филиппинское;
Южно-Китайское;
Заливы:
Бенгальский;
Большой Австралийский;
Гвинейский;
Гудзонов;
Мексиканский;
Финский;
Проливы:
Берингов;
Гибралтарский;
Дрейка;
Магелланов;
Мозамбикский;
Острова:
Великобритания;
Гренландия;
Исландия;
Калимантан;
Мадагаскар;
Новая Гвинея;
Новая Зеландия;
Сахалин;
Суматра;
Японские;
Полуострова:
Аравийский;
Индостан;
Камчатка
Практическая работа № 5.
Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций в прошлом и современные перемещения населения.
Ход работы:
Используя политическую карту мира, на контурной карте обозначьте границы 10 крупнейших стран мира по численности населения и подпишите их названия;
Используя карту ”Народы и плотность населения мира” на стр. 12-13 атласа, заштрихуйте основные ареалы размещения населения:
1. Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, Среднюю и Южную Европу и восток США;
2. Стрелками синего цвета обозначьте основные пути миграций населения в XVI - начале ХХ веков: из Европы в Северную и Южную Америку, Австралию и Южную Африку, из Африки - в Северную и Южную Америку;
3. Стрелками красного цвета обозначьте пути современных миграций населения: из стран СНГ в Россию, из России и стран Восточной Европы - в страны Западной Европы, из Восточной Азии и Мексики - в США, из Северной Африки и Юго-Западной Азии (Ближний Восток) - в страны Западной Европы;
4. Сделайте вывод о размещении населения мира и изменении направлений миграций.
Практическая работа № 6.
Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
Ход работы:
При изучении темы ”Географические положение Африки”, используя физическую карту Африки (атлас, стр. 14), на контурной карте Африки:
Красным цветом обозначьте экватор, синим цветом - нулевой (Гринвичский) меридиан, жёлтым - Северный и Южный тропики;
Определите протяжённость Африки с севера на юг по 20о в.д. и с запада на восток по экватору и по 20о с.ш.;
Подпишите названия следующих географических объектов:
океаны: Атлантический и Индийский;
моря: Средиземное и Красное;
заливы: Гвинейский и Аденский;
проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, и Мозамбикский;
острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар;
полуостров: Сомали;
крайние точки: мыс Бен-Секка ( Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун;
канал: Суэцкий.
Определите координаты крайних точек Африки.
Практическая работа № 7.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Ход работы.
Обозначьте на контурной карте:
Равнины, Восточно-Африканское плоскогорье;
горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье;
высшую точку материка: вулкан Килиманджаро (5895 м );
низшую точку материка: уровень озера Ассаль (-157 м).
Практическая работа № 8.
Определение типов климатов Африки по климатограммам.
Ход работы:
По приведённым в атласе климатограммам ( стр. 15 ) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа № 9.
Составить характеристику влажных экваториальных лесов Африки.
Ход работы:
Используя атласы, учебник, составьте рассказ о влажных экваториальных лесах .
План:
Географическое положение зоны.
Климатические условия.
Почвы.
Растительность.
Животный мир.
Описывая природную зону, раскройте взаимосвязи между компонентами природы.
Практическая работа № 10.
Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.
Ход работы:
Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:
План физико-географической характеристики страны:
Название страны и её столица;
Физико-географическое положение страны:
а) положение страны на материке;
б) площадь территории;
в) с какими странами и где граничит;
г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;
Природные особенности страны:
а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;
б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );
в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );
г) природные зоны;
д) преобладающие почвы;
е) типичные представители растительного и животного мира;
4. Население и его хозяйственная деятельность:
а) численность и размещение населения;
б) преобладающие народы;
в) крупнейшие города;
г) какие полезные ископаемые добываются;
д) ведущие отрасли промышленности;
е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;
ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Практическая работа № 11.
Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Ход работы:
Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:
План | Черты сходства | Черты различия |
Австралия | Африка |
1. Размеры материков | | | |
2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана | | | |
3. В каких полушариях находятся | | | |
4. Океаны, омывающие берега материков | | | |
5. Характер береговой линии | | | |
6. Положение относительно других материков | | | |
7. Вывод | |
Практическая работа № 12.
Обоснование причин современного распределения коренного населения Австралии .
Ход работы:
Работа проводится в виде сочинения по типовому плану:
Природные особенности страны:
а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;
б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );
в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );
г) природные зоны;
д) преобладающие почвы;
е) типичные представители растительного и животного мира;
2. Население и его хозяйственная деятельность:
а) численность и размещение населения;
б) преобладающие народы;
в) крупнейшие города;
г) какие полезные ископаемые добываются;
д) ведущие отрасли промышленности;
е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;
ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Практическая работа № 13.
Сравнение географического положения Южной Америки и Африки.
Ход работы:
Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:
План | Черты сходства | Черты различия |
Южная Америка | Африка |
1. Размеры материков | | | |
2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана | | | |
3. В каких полушариях находятся | | | |
4. Океаны, омывающие берега материков | | | |
5. Характер береговой линии | | | |
6. Положение относительно других материков | | | |
7. Вывод | |
Практическая работа № 14.
Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.
Ход работы:
Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):
План | Черты сходства | Черты различия |
Река Африки | Река Южной Америки |
Положение на материке | | | |
К бассейну какого океана относится | | | |
Площадь бассейна | | | |
Местонахождение истока и его координаты | | | |
Вид устья и его координаты | | | |
Длина главной реки | | | |
Направление течения | | | |
Характер течения | | | |
Питание реки | | | |
Режим реки | | | |
Крупнейшие левые притоки | | | |
Крупнейшие правые притоки | | | |
Страны, расположенные в бассейне реки | | | |
Крупнейшие города | | | |
Использование реки человеком | | | |
Вариант 1. Сравнение Конго и Параны.
Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки.
Практическая работа № 15.
Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.
Ход работы:
Используя атлас ( стр. 10 - 11 ), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).
Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.
Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.
Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.
Практическая работа № 16.
Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов.
Ход работы:
Отметить океаны, подписать их название.
Обозначить синим цветом шельфы.
Красным цветом отметить маршруты научных, производственных, рекреационных экспедиций одного из (выбранных) океанов.
Условными знаками показать виды хозяйственной деятельности населения в океане.
Практическая работа № 17.
Сравнение природы Арктики и Антарктики
Ход урока:
Заполните таблицу:
План | Черты сходства | Черты различия |
Арктика | Антарктика |
1. Особенности географического положения | | | |
2. Характер подстилающей поверхности | | | |
3. Характерные черты климата | | | |
4. Особенности животного и растительного мира | | | |
5. Вывод | |
Защита проектов практического использования Антарктиды или Северного ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
Практическая работа № 18.
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Ход работы:
Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе:
Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.
Территория | Географическое положение | Климатический пояс | Тип климата | Средняя температура ( оС) | Годовое количество осадков | Режим осадков |
января | июля | | |
Флорида | | | | | | | |
Калифорния | | | | | | | |
Вариант 2.Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор.
Территория | Географическое положение | Климатический пояс | Тип климата | Средняя температура ( оС) | Годовое количество осадков | Режим осадков |
января | июля | | |
П-ов Аляска | | | | | | | |
П-ов Лабрадор | | | | | | | |
Практическая работа № 19.
Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки.
Работа творческая, представляется в виде:( что-то одно)
Компьютерной презентации
Буклета
Сочинения.
Обязательно описание современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.
Практическая работа № 20.
Сравнение природных зон по 40-параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании природных зон.
Ход работы:
Вариант 1.
Используя карты атласа:
1) выпишите все природные зоны Евразии и Северной Америке с запада на восток по 40° с.ш.;
2) Определите черты сходства и различия в природных компонентах природных зон (средняя температура января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, внутренние воды, почвы, растительность и животный мир) и их расположении по территории материков;
3)Результаты работы занесите в таблицу:
Природные зоны | Черты сходства | Черты различия |
в Евразии | в Северной Америке |
| | | |
4) Сделайте вывод о причинах разнообразия природных зон и характере их расположения на материках.
Вариант 2.
Используя карты атласа, на контурной карте Евразии различными цветами обозначьте и подпишите названия всех природных зон, расположенных на 40° с.ш. и ответьте на следующие вопросы:
1) Какие природные зоны Евразии на 40-ой параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке ?
2) Какие природные зоны Северной Америки на 40° с.ш. отсутствуют на этой же параллели в Евразии ?
3) Как различается расположение природных зон в Евразии и Северной Америке? Назовите главные причины этих различий
Практическая работа № 21.
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании природных зон.
Ход работы:
Вариант 1.
Используя карты атласа:
1) выпишите все природные зоны Евразии и Северной Америке с запада на восток по 40° с.ш.;
2) Определите черты сходства и различия в природных компонентах природных зон (средняя температура января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, внутренние воды, почвы, растительность и животный мир) и их расположении по территории материков;
3) Результаты работы занесите в таблицу:
Природные зоны
Черты сходства
Черты различия
в Евразии
в Северной Америке
4) Сделайте вывод о причинах разнообразия природных зон и характере их расположения на материках.
Вариант 2.
Используя карты атласа, на контурной карте Евразии различными цветами обозначьте и подпишите названия всех природных зон, расположенных на 40° с.ш. и ответьте на следующие вопросы:
1) Какие природные зоны Евразии на 40-ой параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке ?
2) Какие природные зоны Северной Америки на 40° с.ш. отсутствуют на этой же параллели в Евразии ?
3) Как различается расположение природных зон в Евразии и Северной Америке? Назовите главные причины этих различий
Практическая работа № 22.
Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц.
Ход работы:
Используя политическую карту мира (атлас, стр. 10 - 11):
1) обозначьте границы и подпишите названия Бангладеш, Великобритании, Вьетнама, Германии, Индии, Индонезии, Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Монголии, Пакистана, России, Саудовской Аравии, Турции, Украины, Филиппин, Франции, Японии;
2) подпишите названия столиц этих стран;
3) красным цветом закрасьте территорию самой большой страны по площади территории, а жёлтым – самой большой по численности населения.
Практическая работа № 23.
Составление ”каталога” стран Европы и Азии.
Ход урока:
Используя различные источники информации, составьте ”каталог” стран Евразии, отметив важнейшие статистические данные перечисленных стран:
· название страны;
· государственный флаг;
· государственное устройство;
· площадь территории;
· численность населения;
· столица.
Данные о странах занести в таблицу:
Страна | Государственный флаг | Государственное устройство | Площадь территории ( тыс. км2 ) | Численность населения (млн. чел.) | Столица |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Вариант 1. Страны Азии.
Вариант 2. Страны Европы.
Практическая работа № 24.
Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Европы и Азии.
Ход работы:
Используя карты атласа и дополнительную литературу, на контурной карте Европы или Азии (в зависимости от варианта) условными знаками нанесите не менее 10 важнейших историко-культурные центров разных стран этих континентов и подпишите названия стран и отмеченных центров.
Вариант 1. Историко-культурные центры Европы.
Вариант 2. Историко-культурные центры Азии.
Практическая работа № 25.
Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов и составление простейшего плана местности.
Ход работы:
1) Во время экскурсии проведите маршрутную съёмку и составьте план местности.
2) В тетради дайте краткое описание маршрута движения с указанием наблюдаемых изменений в характере рельефа, внутренних вод, почв и растительности.