СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по географии для 5-9 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образцы проведения практических работ географии для 5-9 классов

 

 

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии для 5-9 классов»














Составила: Макерова И.В.

Учитель 1 квалификационной

категории












Практическая работа

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников различные источники информации (картографические, текст учебника маршруты путешественников. Учебник, атлас, контурная карта.


Ход работы:

Важнейшие географические открытия» атласа нанесите на контурную Афанасия Никитина, Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

на к/к страну (город), где началось выбранное вами путешествие.

на к/к страну (город), где окончилось выбранное вами путешествие.

маршрут с помощью условных знаков (стрелок любого цвета).

источников информации (атласа, учебника, интернет – ресурсов) объекты (моря, океаны, острова, материки и т.д.), открытые и исследованные подпишите название) их на контурной карте.

возможности) на карте географические объекты, названные в честь выбранного


с контурными картами.

условные знаки следует наносить чётко, фоновую окраску, штриховку –

рамкой контурной карты подписывается заголовок (основное содержание карты наносятся условные знаки (легенда карты)

задание строго в объёме его требований. Лишние надписи, условные знаки карты.

делают печатными буквами. Образцом надписей на карте служит обозначают красным цветом. Ареалы окантовывают тонкими линиями.

Делают у истока и устья по направлению течения.

Заливы, проливы, моря, названия государств подписывают вдоль – по направлению параллелей.

Горных хребтов показывают дугами в коричневом цвете.














Практическая работа.

Создание презентационных материалов.


Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.

Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.


Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной (доступной) форме.

Формы презентаций для школьников:

  • Слайдовая.

  • Плакат (постер) или серия плакатов; географическая или ментальная карта (интеллект-карта).

  • Видеоролик.

  • Буклет.

  • Сценка (драм.)

Ход работы:

  1. Помните! Ваша задача показать уникальность представляемой территории. Исходя из этого подберите основные источники информации и форму представления.

  2. Основой для работы являются типовые планы описания территории.

  3. Определите источник информации для работы. Основным источником является учебник. Другие источники определяются или рекомендуются учителем. Для элементов оформления используйте ресурсы Интернет или собственные изображения.

  4. Выберите форму презентации.

  5. Вспомните требования к слайд-презентации.



На заметку!

Современные оригинальные сервисы для создания электронных презентаций:


Prezi - в отличие от статических слайдов, Prezi сочетает движение, масштабирование и пространственные отношения.


Haikudeck – простые презентации, которые не позволят вам отойти от основных требований к слайд-презентации.










Практическая работа.

«Трудовые ресурсы».

Трудовые ресурсы – это население, способное к физическому и умственному труду.

Трудоспособное население - лица преимущественно в рабочем возрасте, способные к участию в трудовом процессе: мужчины в возрасте 16-60 (65) лет и женщины в возрасте 16-55(63)лет за исключением инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии (военнослужащие и др.)

Экономически активное население - это реально занятые в народном хозяйстве и безработные (официально).

Количественные показатели ТР

Качественный показатель ТР

обеспечены ТР:

Центральная Россия

Урало-Поволжье

избыток ТР:

Северный Кавказ

нехватка ТР:

Север

Сибирь

Дальний Восток

наиболее высококвалифицированные-

Центральный район



Уровень безработицы

официальный по стране

max

min

4,9%  от общей численности трудоспособного населения России (83,7 млн.)

  • в рг с высоким уровнем рождаемости (Северный Кавказ).В Дагестане, Чечне, Ингушетии до 40% экономически активного населения.

  • депрессивные рг, в которых развитие получила легкая промышленность и ВПК – отрасли переживающие экономический спад: В Ивановской, Владимирской, Ярославской, Костромской обл., в Удмуртии не менее 15%

  • в ресурсообеспеченных рг нового освоения: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Саха и Магаданская обл.) в связи с нехваткой ТР

  • «столичные» рг – Москва, Московская обл., С.-Петербург ≈3%













ЗАДАНИЕ. Проанализируйте сведения табл. 1, 2 и сделайте соответствующие выводы.

1. Численность и структура трудовых ресурсов России в 2012 — 2018 годах (Источник: https://megabook.ru/)

Возрастные группы

Годы

2012

2014

2016

2018

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Всего

92 251

100

94 185

100

92 959

100

92 847

100

в том числе:









трудоспособное население в трудоспособном возрасте

86 418

93,7

86 595

91, 9

85 606

92, 1

83 985

90, 5

иностранные трудовые
мигранты

1 135

1, 2

2 546

2, 7

2 006

2, 2

2 825

3,0

лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике
в том числе:

4 698

5, 1

5 044

5, 4

5 346

5, 7

6 037

6, 5

лица старше трудоспособного возраста

4 589

5, 0

4 953

5, 3

5 267

5, 6

5 961

6, 4

подростки (14-15 лет)

109

0, 1

91

0, 1

79

0, 1

76

0, 1

2. Распределение численности занятых по отраслям экономики в 2014-2018 гг., 2017 гг.,



Численность занятых по отраслям

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

Занято в отрасли экономики -

всего



100



100



100



100



100

В том числе:

промышленность



29,6



25,7



22,0



22,6



21,5

Сельское и лесное хозяйство

14,3

15,7

13,8

13,4

10,8

строительство

11,0

9,7

7,7

7,8

7,9

Транспорт и связь

7,8

7,9

7,9

7,8

8,0

Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки

7,9

9,7

14,9

14,6

17,2

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

4,1

4,9

5,3

5,2

4,8

Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение

5,9

6,7

7,1

5,2

4,8

Образование, культура и искусство

10,4

11,3

11,1

11,0

10,9

Наука и техническое обслуживание

3,2

2,5

2,0

1,9

1,8

Кредитование, страхование

0,7

1,2

1,1

1,2

1,4

Аппарат органов управления

1,9

2,8

4,4

4,5

4,8

Другие отрасли

3,0

2,1

2,8

3,1

3,8


О б р а з е ц


1. Численность и структура ТР В 2014-2018 гг.:

  • трудоспособное население сократилось на 3,2% (на 2 433 тыс. чел.)

  • кол-во трудовых мигрантов ...

  • количество лиц старше трудоспособного возраста ...

  • количество работающих подростков ...

2. Распределение численности занятых по отраслям экономики в 2014 - 2018 гг., %:

Увеличилась доля (%) занятых в

Уменьшилась доля (%) занятых в

  • транспорте и связи на 0,2

  • ...

  • промышленности на 8,1

  • ...


Вывод:

Таким образом я выяснил(а), что доля занятых в производственной* сфере ... , особенно в таких отраслях как ... . Доля занятых в непроизводственной** сфере, наоборот ... , особенно в в таких отраслях как ... .








*Производственная сфера:

**Непроизводственная сфера:

промышленность

торговля и общественное питание

транспор и связь

сельское и лесное хоз-во

строительство


образование, культура и искусство

жилищное хозяйство и бытовое обслуживание

управление и финансы

здравоохранение

наука











































Практическая работа

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов

изученных маршрутов путешественников

Цель работы: используя различные источники информации (картографические, текст учебника) нанести на карту маршруты путешественников.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.

Ход работы:

1. Используя карту «Важнейшие географические открытия» атласа нанесите на контурную карту маршруты путешествий Афанасия Никитина, Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана, Джеймса Кука, Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Для этого:

а. Определите и нанесите на к/к страну (город), где началось выбранное вами путешествие.

б. Определите и нанесите на к/к страну (город), где окончилось выбранное вами путешествие.

в. Обозначьте выбранный маршрут с помощью условных знаков (стрелок любого цвета).

5. С помощью различных источников информации (атласа, учебника, интернет – ресурсов) определите географические объекты (моря, океаны, острова, материки и т.д.), открытые и исследованные во время путешествия. Отметьте (подпишите название) их на контурной карте.

6. Найдите (по возможности) на карте географические объекты, названные в честь выбранного вами исследователя.

Инструкция по работе с контурными картами.

1. Надписи, условные знаки следует наносить чётко, фоновую окраску, штриховку – равномерно и аккуратно.

2. Над верхней рамкой контурной карты подписывается заголовок (основное содержание карты-схемы). В нижней части карты наносятся условные знаки (легенда карты)

3. Выполнять задание строго в объёме его требований. Лишние надписи, условные знаки затрудняют чтение карты.

4. Надписи на карте делают печатными буквами. Образцом надписей на карте служит атлас.

5. Границы обозначают красным цветом. Ареалы окантовывают тонкими линиями.

6. Надписи рек делают у истока и устья по направлению течения.

7. Горные хребты, заливы, проливы, моря, названия государств подписывают вдоль их протяжения, а города, острова и озёра – по направлению параллелей.

8. Направления горных хребтов показывают дугами в коричневом цвете.




Практическая работа

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России

Задание 1. Используя материал учебника обозначьте и подпишите на к/к крупные формы рельефа России.

Ход работы::

Используя физическую карту атласа ((стр.. 16 -- 17)),, подпишите на контурной карте России следующие объекты:

1.. Горы:: Хибины,, Большой Кавказ ((Казбек)),, Народная,, Урал ((Народная,, Ямантау, Магнитная,, Качканар)),, Алтай ((Белуха)),, Салаирский кряж,, Кузнецкий Алата, Западный и Восточный Саян,, Бырранга,, Енисейский кряж,, Становое нагорье,, Алданское нагорье,, Витимское плоскогорье,, Становой хребет,, Верхоянский хребет,, хребет Черского,, Чукотское нагорье,, Джугджур,, Сихотэ--Алинь,, Срединный хребет (Ключевская Сопка,, Авачинская Сопка,, Шивелуч)).. В скобках указан вершины..

Обозначьте черной точкой и подпишите их абсолютную высоту.

2.. Возвышенности:: Среднерусская,, Приволжская,, Среднесибирское плоскогорье,, плато Путорана,, Тиманский кряж,, Северные Увалы,, Валдайская,, Ставропольская,, Сибирские Увалы..

3.. Равнины:: Восточно--Европейская ((Русская)),, Западно--Сибирская,, Окско--Донская,, Ишимская,, Барабинская,, Зейско--Буреинская,, Центрально--Якутская..

4.. Низменности:: Яно--Индигирская,, Колымская,, Средне--Амурская,, Кумо—Манычская впадина,, Прикаспийская,, Печорская,, Мещерская,, Окско--Донская,, Прикубанская,, Кузнецкая котловина,, Северо--Сибирская,, Минусинская,, Тувинская котловины..

5.. Красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России -- г.. Эльбрус и низшую точку -- урез воды Каспийского моря;; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту..


















Практическая работа

по теме: «Типология стран»

Задание:

1.Перечертите в тетрадь таблицу, указанную ниже:

Название страны,

ее столица

Географ. положение

страны

Размещение

населения

Основные языковые группы

Религиозный состав

Уровень социально-экономич.развития









2.Заполните таблицу, выбрав свой вариант задания:

1 вариант: США, Ангола, Индия, Швеция, Аргентина, Австралия, Испания, ЮАР, Венесуэла, Ирак.

2 вариант: РФ, Франция, Ливия, Польша, Казахстан, Китай, Марокко, Мексика, Бразилия, Судан.

3 вариант: ОАЭ, Колумбия, Иран, Эфиопия, Перу, Украина, Египет, Италия, Канада, Япония.

3.При заполнении таблицы используйте следующие карты атласа:

«Политическая карта мира», «Размещение населения мира», «Языковые семьи и народы мира», «Религии мира», «Уровень социально-экономического развития стран мира».

4.Время выполнения работы – 45 минут; если позволяет время, на оценку можно выполнить любой понравившийся вариант.

5.Критерии оценки:

«отлично» - заполнены 9-10 стран полностью;

«хорошо» - заполнены7-8 стран мира;

«удовлетворительно» - заполнены 5-6 стран.


















Практическая работа

Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации»


Цель: Научиться создавать презентацию экономического района на основе различных источников информации.


Задание1: Изучить правило выполнения презентаций.

Задание 2: Используя различные источники информации создать презентацию экономического района (по выбору).

Ход работы.

1. Запустите программу PowerPoint.

Для этого выполните команду Пуск – Программы – MicrosoftOffice –PowerPoint. Создайте пустую презентацию

2. Изучите окно PowerPoint..

При помощи меню Вид уберите с экрана Панель форматирования, Строкусостояния.

3. Создайте презентацию из четырех слайдов. Чтобы добавить слайдвыполните команду Вставка Создать слайд или нажмите кнопку Создать слайдна панели форматирования.

Первый слайд – титульный слайд,Второй слайд – заголовок и текст.Третий и четвертый слайды – пустой слайд.

Чтобы указать тип слайда – выполните команду Формат – Разметка слайда

4. Выберите фон для слайдов презентации, для этого выполните команду

Формат – Фон. Выбор других цветов выполняется командой Другие цвета враскрывающемся списке, команда Способы заливки дает возможность выбратьразличные варианты фона.

Первый слайд – сиреневый цвет (команда Другие цвета),

Второй слайд – диагональная заливка, два цвета (команда Способы заливки,вкладка Градиентная)

Третий слайд – белый мрамор (команда Способы заливки, вкладка Текстура).

Четвертый слайд – мелка точка (команда Способы заливки, вкладка Узор).

5. В первом слайде укажите тему в заголовке слайда и свою фамилию в подзаголовке слайда.

6. Во втором слайде в заголовке слайда напишите «Экономические районы России», а в тексте слайда укажите, названия экономических районов.

7. В третьем слайде расскажите о себе. Для создания текста выполните команде Вставка – Надпись или нажмите кнопку

Надпись на панели Рисование, а затем протяните курсор, удерживая нажатой левую кнопку мыши, чтобы появилось поленужной ширины. Выполните форматирование надписей, так чтобы все они были выполнены разными шрифтами и размерами

(команда Формат – Шрифт).

8. В четвертом слайде разместите графические объекты: картинки, два объекта WordArt. Для этоговыполните команду Вставка – Рисунок, в подменю выберите нужный пункт. Разместите рисунки симметрично по вертикали,увеличьте их размеры до максимально возможных.

9. Сохраните презентацию в папке.



Название экономического района

Эпиграф (небольшое литературное вступление)

Герб экономического района

Как географическое положение повлияло на появление и развитие (историю) экономического района.

Карта-схема экономического района


Объяснение элементов герба.


Современное значение экономического района

(чем известен район, что производит)

Уникальные памятники природы и культуры







Персонали

(известные уроженцы района)

Новости экономического района

(наиболее актуальные новости из СМИ)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!