СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические разработки для развития индивидуальных способностей школьников в процессе совершенствования функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед учителем начальной школы стоит колоссальная задача - развить ребёнка. Наглядно-действенное мышление перевести в абстрактно-логическое. Поработать над развитием связной речи, увеличением словарного запаса и расширить кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Практические разработки для развития индивидуальных способностей школьников в процессе совершенствования функциональной грамотности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» Г.МОЖАЙСКА












Выступление на тему:

«Практические разработки для развития индивидуальных способностей школьников в процессе совершенствования функциональной грамотности»








Подготовила: Юшкевич В.В.

















Ещё недавно наше образование и наука были самыми передовыми и конкурентоспособными. Имена русских и советских ученых, деятелей искусства, великих полководцев и сегодня известны и в России и за рубежом. У нашей страны был всегда свой путь развития, отличный от других стран. И пока об этом помнили, даже в трудное время перестройки и других кризисов на плечах учителей-энтузиастов, которые не ушли в коммерцию, а продолжали служить своему делу, держалось образование в лучших его традициях. .

В основе современного урока лежат учебные универсальные действия - УУД. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностные (Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.); 2) регулятивные (Регулятивные действия - это все действия, связанные с организацией процесса. К ним относятся и способность ставить цели, и способность придумывать план для их достижения, а также умение вносить в план изменения при необходимости.); 3) познавательные (Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности.); 4) коммуникативные (Коммуникативные – «это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества).

Что же такое функциональная грамотность? Новый словарь методических терминов и понятий гласит:

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека

вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»

[Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Существуют два направления формирования функциональной грамотности. Первая – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса, вторая – дополнительное и профессиональное образование школьников. Я остановлюсь на первом направлении.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на ступени начальной школы важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. В последнее время стали много говорить о метапрадметных способах деятельности. (Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Оценивать достигнутые результаты.). Раньше это называлась интегрированное обучение.

Основные направления формирования функциональной грамотности, это:

  • Математическая грамотность

  • Читательская грамотность

  • Естественнонаучная грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Глобальные компетенции

  • Креативное мышление

Одним из важнейших, ключевых направлений считаю – работу над читательской грамотностью. Осмысленное чтение и работа над текстом является фундаментом для успешного освоения всех предметов.

Алгоритм работы над текстом должен быть таким:

  • Знакомство с текстом

  • Группа вопросов по тексту

  • Задания разного уровня сложности

Итог работы: дети должны в тексте находить информацию и формулировать выводы, применять информацию в различных ситуациях, в том числе и не рассматриваемых в учебнике. Работа с текстом и над смысловым чтением это основа формирования функциональной грамотности, она является фундаментом для остальных направлений.

Для проверки уровня сформированности функциональной грамотности использовался тест. Суть задания заключается в том, чтобы учащийся, прочитав текст, смог выполнить задания к нему по математике, русскому языку, познанию мира, литературе, опираясь на содержание прочитанного.

Текст задания. Прочитай текст и выполни задания к нему, пользуясь текстом.

Моллюски.

Кто на одной ноге по дну ходит? Кто на себе дом возит? Это загадки про моллюсков. Улитка живет в саду, прудовик - в пруду, устрица - в море, но все эти животные - моллюски: у всех у них мягкое тело.

Чтобы защититься от врагов, голый беспомощный слизень прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки - двустворчатая. 770 л морской воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций!

Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадают песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.

Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь от дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает за час 20 см, а морское ушко - скороход среди улиток - перевозит свой дом со скоростью метр в секунду.

У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими. Когда осьминог спит, шесть его щупалец неподвижны, но два, охраняя, описывают круги. На каждом щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.

Задания к тексту.

1. В слове «моллюск»

1) 7 букв, 7 звуков 2) 7 букв, 6 звуков 3) 6 букв, 7 звуков

2. Почему осьминогов и кальмаров называют головоногими? Сформулируй и запиши правильный ответ.

3. На щупальце одного крупного осьминога 300 присосок. Сколько присосок у пяти осьминогов?

1)150 2)1500 3)15000

4. Отметь главный признак всех моллюсков.

1) прячутся в раковины 2) у всех мягкое тело 3) есть щупальца

5. Отметь абзац, к которому можно подобрать заголовок «Рождение жемчужин».

1) 1 2) 2 3) 3

Критерии оценивания:

- высокий уровень – ученик выполнил все задания верно: определили все звуки, сформулировал правильный ответ по тексту, сумел выполнить математические действия, отметил главные признаки из общего смысла текста, ориентируется в прочитанном тексте.

- средний уровень – ученик выполнил верно от 3 до 4 заданий.

- низкий уровень – ученик выполнил верно от 1 до 2 заданий.

Итак, чтобы выполнить это задание надо осмысленно прочитать текст. Три из пяти вопросов (2,4,5) на понимание этого текста. Ответы: 2 (У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими.), 4 (у всех у них мягкое тело), 5 (3 абзац «Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадают песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина»).

Не обязательно искусственно привязывать к чтению математику или русский, задания 1 и 3 можно отработать и на уроках русского языка и математики, но научить вдумчиво относиться к печатному слову мы можем и должны. Стоит только тщательно продумать вопросы и задания, не всегда довольствоваться вопросами в учебнике. Чаще использовать в работе такие задания как:

составить план;

определить тему текста,

найти предложение, которое определяет главную мысль текста;

подобрать пословицу к тексту, которая наиболее точно отражает главную мысль прочитанного произведения,

найди значение слова,

из каких слов образовалось слово и что оно может значить,

с чем автор сравнил данное явление и почему, и т.д

Программа начальной школы по «Литературному чтению» включает не так много научных текстов, но над смысловым прочтением можно работать с любым текстом. Благоприятной почвой для развития читательской грамотности являются тексты в учебнике «Окружающий мир».

Предмет «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Родной русский язык» это те уроки, на которых можно заняться естественнонаучной грамотностью. Именно на них мы воспользуемся природным любопытством наших учеников и позволим им находить дополнительную информацию по теме и удивлять, и радовать нас своими докладами, проектами, сообщениями. Расширять как свой кругозор, так и одноклассников.

На уроке «Русский язык» развивающими заданиями являются:

поставь предложения в нужном порядке, чтоб получился текст, озаглавь его;

напиши сочинение по теме;

найди в тексте ответы на вопросы и запиши их

придумай нераспространённое предложение, дополни его, чтоб предложение стало распространённым

найди в предложении слова, которые нельзя переносить и т.д.

Все эти задания развивают мышление, внимание, речь, и способствуют решению более сложных задач.

Я ещё остановлюсь на математической грамотности. Учебный предмет «Математика» подразумевает развитие арифметических счетных способностей, знакомство с основными принципами геометрии; развитие умения независимого определения местоположения объектов на плоскости и определение данного местоположения языковым средствами; практическое умение ориентироваться во времени, способность разрешать вопросы, содержание которых сопряжено с актуальными жизненными ситуациями. На уроках я задаю ребятам вопрос «Как вы думаете, надо ли нам изучать эту тему? Где в жизни нам пригодятся эти знания?»

Максимальный результат в развитие математической грамотности получаем вследствие деятельности над задачами:

1. Должен быть правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса к данным или наоборот. 

2. Решение задач различными способами. Это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. 

3. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 

4. Самостоятельное составление задач учащимися. 

5. Решение задач с недостающими данными. 

6. Изменение вопроса задачи. 

7. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 

8. Объяснение готового решения задачи. 

10. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 

11. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 

12. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 

14. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 

15. Решение обратных задач. 

16. Использование задач проецированных на жизненные ситуации. Например:

«У Кати 7 монет по 5 рублей. Может ли она купить тетрадь за 24 рубля?»,

«В лифте кнопка 4-го этажа находится на высоте 1м4дм1см. Достанет ли до неё мальчик, если его рост с вытянутой рукой 13дм5см?»

«Высота комнаты 3м, ширина 4м, а длина 7 м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате? Чему равна площадь пола, потолка и стен?»

«Собрались 6 рыбаков и 5 охотников, а всего 10 человек. Как это может быть?»

Формирование у ребенка логического мышления – это один из значимых вопросов начального обучения. Способность размышлять, совершать умозаключения, сравнивать суждения по конкретным законам – нужное требование эффективного освоения учебного материала. В каждой задаче заложены уникальные возможности для формирования логического мышления. Регулярное применение в заданиях необычных проблем, расширяет математический круг интересов младших школьников и дает возможность наиболее решительно разбираться в простых закономерностях находящейся вокруг их реальности и стремительно применять точные познания в обыденной жизни.

Процесс формирования функциональной грамотности должен быть логично и системно «вшит» в учебный процесс, как важнейшая его составляющая. И каждый урок стоит ставить перед собой вопрос: «Над каким направлением функциональной грамотности я могу поработать на уроке, какие развивающие задачи могу поставить?» и вперёд.

Из всего выше сказанного делаем вывод. Перед учителем начальной школы стоит колоссальная задача - развить ребёнка. Наглядно-действенное мышление перевести в абстрактно-логическое. Поработать над развитием связной речи, увеличением словарного запаса и расширить кругозор. Развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание. Важно развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. И если нам дадут возможность спокойно заниматься своими непосредственными обязанностями, не отрывая наше время на отчёты, прохождение тестов и регистраций на всевозможных порталов, составление «того, не знаю чего», то мы сможем наконец-то учить детей так, что любая PISA будет им по плечу. И в заключении отрывок из стихотворения Ольги Панчишкиной

Такая есть профессия – учитель

Такая есть профессия – учитель.

По-моему, её важнее нет.

Преподаватель, мастер, просветитель,

Хранитель знаний, детских душ творитель,

Учитель держит на себе весь свет.

Он, каждый год шлифует поколенья,

Как ювелир топаз, или алмаз.

Уместно будет это здесь сравненье,

Учитель, не имеющий терпенья,

Профессию оставит в тот же час.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!