СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения "Междометие. Знаки препинания при междометии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические упражнения помогут учащимся отработать навыки постановки знаков препинания при междометии и закрепить умения находить в тексте междометия и звукоподражательные слова. Предназначен для учителей, работающих в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения "Междометие. Знаки препинания при междометии"»


Упражнение 1.

Примените знание теории и правильно расставьте знаки препинания. Междометия, употребленные в значении самостоятельных частей речи, подчеркните как члены предложения.


1.Ой как страшно! 2.Тпрр донеслось со двора. 3.Чу за белой, грозной тучей прокатился глухо гром. 4.Ух батюшки выкрикивал он. 5.Увы он счастия не ищет. 6.Эй смотри сюда! 7.Ах и ох слышались со всех сторон. 8.Скажите пожалуйста а я никак не думал. 9.По неопытности ей богу по неопытности. 10. Тьфу перепугал меня негодный мальчишка! 11.Чу стучит проезжающий воз.


Упражнение 2.

Оцените речевые погрешности в выступлении ученика 7 класса на уроке русского языка (текст выступления дан ниже) Свои выводы запишите в виде миниатюры (4-5 предложений).

Здравствуй

Эх, сколько раз за свою жизнь мы произносили слово “здравствуй”, блин, не сосчитать! Это самое распространенное и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но, увы, вряд ли кто-нибудь из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Ну, сейчас оно для нас простой знак вежливости. И только. А между тем, елы-палы, первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.

Ведь здравствуй буквально значит “будь здоров”, возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать “быть здоровым; жить” или же объяснять как форму 1-го л. ед. ч. глагола здравствовать “приветствовать; желать здоровья”. Очуметь, сколько объяснений можно найти еще в Интернете. Только все они, елы-палы, сплошное бла-бла-бла.

Сразу, блин, скажу, что правильное — второе. Ну, а это значит — наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному Приветствую!..


1. __________________________________________

2. __________________________________________

3. __________________________________________

4. __________________________________________

5. __________________________________________


Упражнение 3.

Расставьте знаки препинания в предложениях.


1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь)

2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин)

3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)

4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин)

5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов)

6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)


Упражнение 4.

Составьте предложения со звукоподражательными словами:

кря-кря-кря, ква-ква-ква, мяу-мяу, курлы-курлы, ку-ку, брррр.


Упражнение 5.

Проиллюстрируйте фразы рассказа звуками.

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. Где-то пропел петух. Часы пробили 6 ударов. Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. Загудели моторы. Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. Слышен гудок паровоза. Паровоз медленно приближается к складу. На заводе слышен опять гудок. Пора обедать.


Упражнение 6.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания в предложениях с междометиями. Объясните их постановку.


1. О это вряд (ли) может иметь отноше­ние к моей болезни. (Ефр.)

2. Да это верно профе(с, сс)ор. (Ефр.)

3. Ну сегодня не сто..т боль­ше ут..млять вас. (Ефр.)

4. О сколько раз меня уже спраш..вали об этом! (Ефр.)

5. - О чёрт по­бери всё понял! — вскочив со стула закричал я. (Ефр.)

6. Простите бога ради но это очень важ­но для меня, а главное — для моего пац..ента. (Ефр.)

7. — Ага забрало вас это озеро! — улыбнул­ся Чоросов. (Ефр.)


Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Разберите предложения по членам. Какие слова не являются членами предложения? Определите, для какой цели они употреблены.


1) Увы он счастия (не) ищет и (не) от счастия бежит. (М. Лермонтов)

2) Ну барин закричал ямщик беда: буран! (А. Пушкин)

3) Эй ямщик смотри: что там чернеется? (А. Пушкин)

4) Ай Моська Знать она сильна, что лает на Слона! (И. Крылов)

5) Эй проснися ветер! Подыми пургу задыми метелью белою в лугу. (И. Бунин)

6) Спи младенец мой прекрасный баюшки (баю). Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою. (М. Лермонтов)


Упражнение 8.

Прочитайте предложения и объясните их пунктуацию.

1) Ах, ты какой! Сидит и молчит. (М. Горький)

2) Ну уж, так и быть. Теперь моя очередь. (В. Катаев)

3) Ну и что? Толстой остался Толстым, Шекспир Шекспиром… (В. Катаев) 4) Эх вы, горе-пoвapa! (А. Чехов)


Упражнение 9.

Выразительно прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания. По каким признакам вы отличали междометия и частицы?

1) Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы... (Б. Окуджава)

2) «Ах, милая Надя», — начал Саша свой обычный послеобеденный разговор. (А. Чехов)

3) «Ну, до крыльца! Ну! — Сергей Сергеевич от нетерпения при-шпорил в бока Андрею. (В. Шукшин)

4) Ну ты и радуйся. (М. Шолохов)

5) Ну, братцы-атаманцы, давайте расходиться и спать. (М. Шолохов)


Упражнение 10.

Выразительно прочитайте предложения и определите, в каких случаях перед обращением употреблено междометие О (в значении ах), а в каких — частица О. Как это отражается на интонации и пунктуации предложений? Сделайте вывод.


1) Любезный именинник, о Пущин дорогой! Прибрел к тебе пустынник с открытою душой. (А. Пушкин)

2) О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (А. Пушкин)

3) О юность бедная моя! Прости меня, смирился я! (П. Некрасов)

4) Он был, О море, твой певец! (А Пушкин)

5) Хвалю тебя, о верный брат! (А. Пушкин)

6) О Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя. (В. Жуковский)

7) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! (С. Есенин)

8) О первый ландыш из-под снега, ты просишь солнечных лучей. (А. Фет) 9) О, моя утраченная свежесть, буйство глав и половодье чувств! (С. Есенин) 10) О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! (А. Чехов)

11) О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя во сне. (И. Тургенев)

12) О, зачем я не ворон степной! (М. Лермонтов)

13) О, если б ты могла хоть на единый миг забыть свою печаль. (А. К. Толстой)

14) О, если б в небо хоть раз подняться! (М. Горький)


Упражнение 11.

Определите, в каких предложениях употреблено междо­метие ну, а в каких — частица ну.

1. Ну и погодка! (Купр.)

2. «Ну, барин», — закри­чал ямщик. (П.)

3. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок! (Гр.)

4. Ну! виноват! Какого ж дал я крюку. (Гр.)

5. Ну, тучу разогнал. (Гр.)

6. Ну и уйду! (Сол.).


Упражнение 12.

Прочитайте. Найдите междометия в поэтическом тексте.


Пускай их говорят.

А мы-то не горюем.

Один за одного мы — в воду и в огонь!

Попробуй-ка, нас тронь.

Мы повоюем!(Д. Бедный)


Упражнение 13.

Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.


Сусальным золотом горят

В лесах рождественские ёлки,

В кустах игрушечные волки

Глазами страшными глядят.

О вещая моя печаль,

О тихая моя свобода

И неживого небосвода

Всегда смеющийся хрусталь!(О. Мандельштам)


Упражнение 14.

Объясните постановку знаков препинания, выразительно прочитайте предложения.

1) Да, были люди в наше время! (М. Лермонтов)

2) Нет! Никогда я зависти не знал. (А. Пушкин)

3) Да, в самом деле, радостный день. (В. Набоков)

4) Нет, я не больна, Афанасий Иванович. (Н. Гоголь)

5) Нет, шутки мне нейдут на ум сегодня. (А. Пушкин)


Упражнение 15.

Установите, какую роль выполняет слово ДА в каждом предложении. Объясните постановку знаков препинания.


1) В механике и я чего-нибудь да стою. (И. Крылов)

2) Было очень тихо, только с улицы доносились детские голоса да осторожно два раза прогудела машина. (В. Каверин)

3) Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он. (И. Крылов)

4) Да уж, пожалуй, не откажусь. (А. Толстой)

5) Мал золотник, да дорог. (Пословица)

6) Да какой вопрос-то? (В. Шукшин)

7) Да, да, прикажи подавать лошадей. (И. Бунин)

8) Да знаете ли вы дорогу к Собакевичу? (Н. Гоголь)

9) Да, он горяч, я ему это уже несколько раз замечал. (Н. Гоголь)

10) Да, домишко очень недурен. (Н. Гоголь)

11) Да в нашей реке и рыбы-то нету. (И. Тургенев)

12) Да разве же так она, война, прикончится? (М. Шолохов)

13) Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. (Ф. Достоевский)

14) Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат. (Н. Некрасов)


Упражнение 16.

Расставьте знаки препинания, подчеркните междометия, объясните их значение.

1) О погляди как та звезда горит горит и потухает

2) Чу там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог.

3) Ах как хорошо мы научились говорить. Ах как плохо мы научились слушать.

4) Эй откликнись кто идет?

5) Увы печальна и бледна похвал не слушает она.

6) Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук.

7) Псари кричат Ахти ребята вор!

8) Ах злые языки страшнее пистолета.

9) Эх как бы надо учить тебя!

10) Но/о/о погоняет извозчик лошадь


Упражнение 17.

1. Подчеркните предложение, в котором нет междометия.

А) Ага! Попался!

Б) Саня? Господи! Да неужели?

В) «А ну, - крикнул старшина, - успокойтесь, гражданин Курочкин!»

Г) Это мне помогло.


2. Подчеркните предложения, в которых употребляются междометия.

А) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой.

Б) Ах! – где те острова, где растет трын-трава густо.

В) Ох, нет, нет! – закричала Настенька, и слезинки заблистали на глазах ее.

Г) Тогда, в Ефремове, вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго.


3. Подчеркните предложения, в которых употребляются междометия, образованные от самостоятельных частей речи.

А) Ну зачем было подчеркивать, что Иван живет так далеко?

Б) Как это было давно, боже мой!

В) – Во дает! – крикнул гражданин в кепочке.

Г) -  Ну да, совершенно верно, - сказал секретарь.


Упражнение 18.

Спишите, расставьте знаки препинания.

Ох ни за что нам не выбраться из этого леса подумал я. Мы пошли вперед. Кра/кра/кра сначала слышалось со всех сторон. Потом все смолкло. Вдруг слабо донесся собачий лай. Ура мы спасены рядом люди закричал обрадованно Миша.


Упражнение 19.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Междометия подчеркните.

Старший брат с_стру баюкал:
– Баюшки(баю)!
Подарю тебе я мяч_к
Будеш_ за судью.
Ну (не)хочеш_ мяч_, так кукол
Много пр_несу.
Ой, чего же ты все плач_шь?
Баюшки(баю)!
Ах, (не)плач_, не будь упрямой,
Спать пора давно...
Ты пойми: я папу с мамой
Отпустил в кино.


Упражнение 20.

Распределительный диктант. Распределите слова соответственно частям речи. В распределении каких слов у вас возникли трудности?


Ключом, втроем, ух, горяч, не режь, утешься, съел бы, пренеприятный, невтерпеж, ой, сплошь, палач, ветошь, слева, насухо.


ДИКТАНТ «МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

ВИТЬКА НА КАНИКУЛАХ

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» — подумал он, потягиваясь.

«Тук-тук-тук»,— это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» — откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» — заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» — прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь»,— доносился из поля дальний звук колокольчика.

«Ох, Боже мой! Куда он подевался?» — охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» — мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тсс-с-с, не выдавай меня»,— шепнул он подбежавшему к нему Шарику.

«Полно! Дай мальчонке отдохнуть»,— вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!