Франчева В.А,
учитель русского языка и литературы
Практические упражнения по теме «Обособленные обстоятельства».
Дидактический материал по теме "Обособленные обстоятельства" предназначен для учащихся 7-8 класса.
Спектр работы с дидактическими материалами широк. Задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета
и т.д.
Упражнение1.
А) Расставьте знаки препинания и вставьте орфограммы. Графически выделите обособленные члены предложения.
1.Ручей бурля бежал к ручью
2. Спугнув (не )ведомую птицу раздвинув зар…сли плеч…м я подош…л к ручью напит…ся и наклонился над ручьем.
3.Белоснежные ч…йки реяли в воздух… и весело покрикивали гоняясь одна за другой.
4. Накинув нарядные позолоче(н,нн)ые уборы берёзы сгруппировавшись (по)двое и (по)трое первыми вступили в танстве(н,нн)ый осе(н,нн)ий танец весело и быстро захвативший весь лес.
5. Громовая туча сверкая молниями и издавая сердитый рокот сп…ш…ла на северо – восток.
6. Под солнцем ярко светились соперничая с ним (не)обыкнове(н,нн)о высокие сочные и (крупно)цветные купальницы похожие на ж..лтые розы.
7.( Не)смотря на жару часть съезжавшихся на берег м…р…ков отправилась в горы.
8.Воздух стал мягок и (не)смотря на двенадцатиградусный м…роз мне показалось тепло.
9. Солнце светит ярко и лучиего играя и улыбаясь купаются (в) лужах вместе с воробьями.
10. (Не)смотря на поздний ч…с было душно.
Б) Произвести синтаксический разбор предложения 9.
В) Выпишите словосочетание со связью примыкание из предложения 9.
Упражнение2. Замените, где можно, придаточные предложения синонимичными им деепричастными оборотами.
1) Шофер остановил машину, когда заметил впереди разрушенный мост.
2) Когда я вспоминаю об этом неприятном происшествии, мне становится грустно.
3) Ты не сможешь успешно заниматься спортом, если не бросишь курить
Упражнение 3.
1. Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Графически выделите обособленные члены предложения. Разберите морфологически любое деепричастие из текста.
НА ЗИМОВКЕ
Сегодня, в солнечную полночь, последний раз прилетел на застывш…е озеро самолет. Сквозь сон я услышал над крышей зимовки нар…стающий гул моторов. На самолет… прибыли люди последней партии доктор топографы астрономы и зоолог. Опасаясь наступивш…й перемены погоды летчики торопились назад. Едва успев разгрузит…ся, машина снов… готовится к взлету. Стоя у самолета под самым крылом в последний раз крепко жмем руки отл…тающим друзьям просим передать письма в Москву, которую увидеть нам придется не скоро. Поднимая вихрь снежной пыли ревя моторами машина медлен…о трогается с места скользит по снегу все быстрее и быстрее тяжело отрывается от сверкающей снежной глади и сделав над озером круг и…чеза…т в облаках. Медленно возвр…щаемся к утонувшей в снегах зимовке. Спасаясь от разгулявшейся пурги мы входим (в) наш теплый домик барак ут…нувший в снежных сугробах
(По И. Соколову-Микитову.) (128 сл.)
Упражнение 4.Составьте и запишите предложения, употребляя в них следующие фразеологизмы:
денег куры не клюют, без сучка. без задоринки, беречь как зеницу ока, с первого взгляда, остаться с носом. бояться как огня, бродит как неприкаянный, с горем пополам, вертится как белка в колесе, на нет и суда нет, все как на подбор, вскочил как ошпаренный, , гол как сокол, голодный как волк, грязный как свинья, дрожит как осиновый лист, здоров как бык, катался как сыр в масле, мечется как угорелый, летит как стрела,глуп как пробка.
Упражнение5.Отметьте предложения, где деепричастный оборот употреблен правильно. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Уезжая из родного города, мне стало грустно. (2) Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром. (3)Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет красоту. (4) Меня сразу заинтересовал рассказ, открыв сборник произведений (5) Получив высокую оценку на экзамене, он был счастлив.(6) Оказавшись на побережье, нам понравилось собирать ракушки. (7) Читая статью, я всегда делаю выписки.(8) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
Упражнение 6.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
1. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.
2. Пили чай(1)сидели за столом до полуночи(2) ведя задушевную беседу о будущем.
3) Там,(1)уже заняв место за прилавком,(2)они ловко и быстро отбирают грибы в кучки,(3)сортируя и подсчитывая.
4) Я,(1)с досадой приоткрыв сонный глаз,(2)следила,(3)мама в ночной рубашке,(4)стоя у окна,(5)с восхищением смотрела на поднимающееся в розовом тумане сибирское солнце,(6)видимо охваченная воспоминаниями своего красноярского детства.
5) Мальчики осторожно перелезают через забор(1) и (2) согнувшись (3)ползут к яблоням(3)зорко и (4)пугливо оглядываясь.
Упражнение 7.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
(Не)ожиданно подул ветер. Он прош_лся (в)доль берега зарябив зерк_ло воды и обломав сухие ветви. Солнце послав на землю последний луч спряталось в серую мглу. Вся природа затаив дыхание зам_рла в ожидании чего(то). Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бе_шумно пош_л снег засыпая все (не)ровности на земле. Снежный ковёр изм_няя обычный наряд леса лёг на ветви берёз осин елей. Снег погл_тил все звуки и создавбе_конечные группы белых фигур погрузил лесное царство в мир безмолвия и покоя.
Выпишите из текста по одному деепричастию совершенного и несовершенного вида, письменно докажите, что вы правильно выписали эти деепричастия.
Выпишите из текста любые три деепричастия, добавив к ним частицу НЕ.
Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.
Упражнение 8.Выпишите номер предложения, в котором два деепричастных оборота.
Напишите вид деепричастия из предложения 2.
Подчеркните в предложении 3 деепричастный оборот как член предложения.
(1) Осенью шумно бывает в кедровом лесу. (2)Накапливая жир, бродят по лесу медведи. (3)Бурундуки, делая запасы на зиму, суетятся от зари до зари. (4)Даже хищники, россомаха и соболь, лакомятся кедровыми орехами. (5)Выискивая чужие запасы, они шарят по кедровнику, оставляя на зеленом мху отпечатки своих лапок.
(по Г. Федосееву)