СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения "Синонимы. Антонимы. Омонимы" 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения "Синонимы. Антонимы. Омонимы" 5 класс.»

Упражнение 1.

Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.

1)Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

2)Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то!

3)Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

4) Зависело б от мыла, веснушки б я отмыла.


Упражнение 2.

Подберите синонимы к словам и составьте с ними словосочетания или предложения.


Говорить, храбрый, враг, бояться, холод, большой, хотеть, блестеть.


Упражнение 3.

Расположите синонимы в порядке усиления действия/признака.


1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.

2)Сказать, кричать, воскликнуть.

3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.


Упражнение 4.

Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов, исправленные предложения запишите.


1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был

весь охвачен огнем.

3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.


Упражнение 5.

Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения сцеплены между собой синонимами.


Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).


Упражнение 6.

К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.


Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.


Упражнение 7.

Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.

Упражнение 8.

Найдите в стихотворении разновидности омонимов, объясните их значение.

Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.


Упражнение 9.

Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить? Запишите слова в выбранные группы.

Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать оберегать, решительный.

Упражнение 10.

Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.


1) Ученье – свет, а неученье - …

  1. Меньше говори, а …

  2. Корень учения горек, а плод …

  3. Мягко стелет, да …

  4. В глаза не хвали, а …

  5.  Сытый … не разумеет.

  6.  Ласточка день начинает, а соловей …

  7.  За маленьким погнался, а …

  8. Легко сказать, да….

  9. Правой рукой строит, а левой…


Упражнение 11.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках синонимы в нужном падеже.

1) Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, ... отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос ... дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

Упражнение 12.

Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.


1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой).

2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев).

4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький).

5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).



Упражнение 13.

Устное сообщение: пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод.

1) Полный – пустой.
2) Посеешь – пожнешь.
3) Горек – сладок.
4) Свет – тьма.
5) Дело – потеха.


Упражнение 14.

Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?


1) Хороша веревка длинная, а речь короткая.

2) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

4) Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон).

5) Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний).

6) Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко).

7) Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг).

8) Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).


Упражнение 15.

Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.


1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).

2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.

3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).

4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).

5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).

6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).

8) У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).



Упражнение 16.

Прочитайте пары слов, подумайте, на какие две группы их можно распределить? Запишите полученные группы.


1) скосил траву – скосил глаза

2) косяк журавлей – дверной косяк

3) легкая задача – трудная задача

4) алфавит – азбука

5) старая квартира – новая квартира

6) старая квартира – новая квартира

7) суп из лука – стрелять из лука

8) метель – пурга

9) глухой голос – звонкий голос

10) свободное место – занятое место



Упражнение 17.

В каких рядах не все слова являются синонимами? Синонимы запишите, объясните их значение.

1) нездоровый, больной, хилый

2) умный, сообразительный, головастый

3) трудный, тяжелый, нелегкий

4) горевать, печалиться, плакать



Упражнение 18.

Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах, объясните их значение.


1) компания – кампания

2) расплачусь – расплачусь

3) мой (полы) – мой (портфель)

4) лук (растение) – лук (орудие)

5) ты мне дорога – дорога длинная



Упражнение 19.

К словам из группы а) подберите синоним, используя слова из группы б); запишите полученные пары слов, вставьте пропущенные буквы.

а) Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;

б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;



Упражнение 20.

К данным словам подберите антонимы.


Большой

длинный

левый

горячий

скупой

сладкий

мир

друг

радоваться

труд

жар

рабство

опускать

начало

можно



Упражнение 21.

О чём (о ком) идёт речь? Определите, что это за слова, ответы запишите.


1) Она пуще неволи; если на «неё» ехать, то не надо собак кормить.

2) Его встречаем мы в грамматике; на нём говорят в определённых районах;

3) Он может быть человеческий и грамматический.

4) Они помогают улучшить зрение, служат для определения победителя.

5) Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой;

6) Его готовят из молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи



Упражнение 22.

Что общего может быть между песком, временем и сердцем? – И песок, и время, и сердце могут быть золотыми.

Определите, что общего между данными словами:

 Подушка, характер, требования;

Старик, вопрос, воображение;

Нитка, тетрадь, работа;

Проспект, архитектор, предложение;

Знаток, город, перемена;

Дуб, держава, талант;

Друг, ответ, выигрыш.



Упражнение 23.

Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок.

Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы? 

Упражнение
24.

Найдите в предложениях омоформы, запишите их.

 1) Каков ни есть, а хочет есть.

  1. Побелил с утра я потолок  –   к вечеру картошки потолок.

3) Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса».

4) Велели Поле полоть в поле.

5) Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат   свой нож берет, присвистывая, точит.

6) Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался.



Упражнение 25

Из предложенных слов выпишите:

              1) ряды однокоренных слов

              2) ряды синонимов

                     Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.

 

Упражнение 26.

Подбери к подчеркнутым словам антонимы.


Будничный день

Веселая история

Интересный репертуар

Скрытный характер

Сказать правду

Большой оптимист

Сильно любить

Уехать на юг

Исчезнуть в волнах


В первую очередь

Заканчивать урок

Встретить карлика



 Упражнение 27.

Дать толкование слов (лексическое значение слов). Составить с ними словосочетание или предложение.


1) Ретивый – усердный,   старательный,   живой.    

2) Гантель – гимнастический  снаряд в виде двух     чугунных шариков, соединенных короткой рукояткой.

3) Жокей – профессиональный  наездник на скачках, бегах.

4) Лазоревый – тоже что и  лазурный     (небо,  глаза).

5) Сувенир – памятный    подарок.

6) Янтарный – сделан из янтаря (окаменевшая смола древних хвойных деревьев) н-р: янтарное ожерелье.


Упражнение 28.

Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.


1) Под корой тихонько рой: вдруг окажется там рой.

2) Я люблю ваш пятый класс, мне работать с вами класс.

3) Пироги хочу я печь, мне поможет в этом печь.

4) Не люблю я горький лук, для игры мне нужен лук.

5) Мой сосед – крутой боксёр, у него есть злой боксёр.



Упражнение 29.

Какие прилагательные можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?



1).Человек, задача, металл

2).Океан, бой, платье

3).Человек, голос, место

4).Чай, любовь, время

5).Стук, слова, имя

6).Тон, лицо, кожа

7).Трава, мёд, дым

8).Игра, сад, дом

9).Горох, ремонт, тарелка

10).Шум, выставка, взгляды

11).Ящик, человек, надежды

12).Воздух, журнал, рана

13).Время, копия, науки

14).Работа, хлеб, кофе


1.Агрессивный

2.Благородный

3.Большой

4.Воздушный

5.Глубокий

6.Глухой

7.Горячий

8.Громкий

9.Грубый

10.Густой

11.Детский

12.Интересный

13.Крепкий

14.Ласковый

15.Лёгкий

16.Мелкий

17.Новый

18.Последний

19.Постоянный

20.Родной

21.Свежий

22.Сильный

23.Сложный

24.Тонкий

25.Точный

26.Тревожный

27.Чёрный

 

Например: время, копия, науки - 13); Точный – 25.

Запись ответа: 13)-25





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!