СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические упражнения позволят учителям, работающим в 9 классе, закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"»

Упражнение 1.

Спишите предложения. Определите вид подчинения в СПП. Составьте схемы предложений.

1. Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.


Упражнение 2.

Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП. Составьте схемы предложений.


1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным. 
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.

3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.

4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.

. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.

6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.

8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10.  Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.

14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.

15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.

16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.


Упражнение 3.

Запишите. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).


1. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. (Пословица)

2. Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В. Арсеньев)

3. Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована. (Я. Паустовский)

4. Она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. (М. Пришвин)

5. Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте. (М. Пришвин)

6. Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы. (М. Пришвин)

7. Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают. (Д. Гранин)

8. Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря. (К. Паустовский)


Упражнение 4

Определите тип подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях.

1. Мы были в саду, когда в рогатых васильках, что росли у забора, вдруг объявился заяц (Коваль).

2. Храбрость, которую Лермонтов проявлял на войне, лишь раздражала царя, который в боевых действиях никогда не участвовал и гораздо больше любил манёвры и парады (Лотман).

3. Мне приснилось, что не всё ли равно, кто от какой луковицы плачет (Рубинштейн).

4. Он желал, чтоб ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито (Пушкин).

5. В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить, в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил (Л. Толстой).

6. Если нам кажется, что мы черпаем силы буквально из ничего, то так оно и есть (Рубинштейн).

7. Казалось, обе стороны выжидали, чтобы наяву убедиться, чей образ жизни окажется в конце концов более правильным и потому более выгодным (Искандер).

8. Правда, люди рассказывали, что этот маляр был добрым человеком и даже однажды спас паука, который тонул в ведре с краской (Петрушевская). 9. Байрон говорил, что никогда не возьмётся описывать страну, которой не видал бы собственными глазами (Пушкин).


Упражнение 5.

Запишите отрывок из книги академика Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», расставляя недостающие запятые. Составьте схемы 2-го и последнего предложений.


В своей книге я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить что следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Я не пытаюсь объяснить что такое добро и почему добрый человек внутренне красив... Если есть у человека великая цель то она должна проявляться во всём. Нельзя думать что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.


Упражнение 6

Запишите. Поставьте необходимые знаки препинания. Составьте схемы предложений.


1. В другой газете объявили что я собою весьма неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы (Пушкин)

2. Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил её и что она теперь в детской (Л. Толстой).

3. Необозримое блестяще: жёлтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом который тогда казался мне самым отдалённым, таинственным местом за которым или кончается свет или начинаются необитаемые страны (Л. Толстой).

4. Сколько раз оставя тихонько скучную и пышную гостиную она уходила плакать в бедной своей комнате где стояли ширмы оклеенные обоями комод зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале (Пушкин).

5. Один путешественник пишет что изо всех азиатских городов в одном Арзруме нашёл он башенные часы и те были испорчены (Пушкин).

6. Я помню как мы бежали по полю как жужжали пули как падали отрываемые ими ветки как мы пробирались сквозь кусты боярышника (Гаршин).

7. Был конец сентября месяца и тот год когда кончились все войны и транспорт начал восстанавливаться (Платонов).

8. Оказалось что на свете жил хороший народ и лучшие люди не жалели себя (Платонов).

9. Встретили мы на пути деревеньку где живут те что пашут землю сеют хлеб садят картошку капусту свёклу или в садах и огородах работают.


Упражнение 7

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное). Поясните пунктуацию при однородных придаточных предложениях.


1. Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (М. Булгаков)

2. Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. (Б. Солоухин)

3. Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик. (С. Орлов)

4. Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются. (В. Солоухин)

5. Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё лее приятнее сначала разобрать корзину. (Б. Солоухин)

6. Кто никогда не видал как растёт клюква тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт. (М. Пришвин)

7. Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал. (Л. Толстой)

8. Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь. Несказанное слово — золотое. (Л. Толстой)


Упражнение 8

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных


1. Да знаешь ли ты что когда я гневаюсь то даже мех на моей мантии и тот встаёт дыбом (Шварц).

2. Однако если, с одной стороны, Петруша Гринёв напоминает Митрофана из «Недоросля» то, с другой, он похож и на Дубровского (Лотман).

3. В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил что если бы 14 декабря он был в Петербурге то находился бы в рядах восставших (Лотман).

4. Мы знаем что когда человека считают чужим или не таким как все то его дразнят над ним смеются его не принимают играть его даже иногда колотят (Петрушевская).

5. В этом удивительном городе было так устроено что как только где-нибудь загоралась первая робкая лампочка в неё сразу стреляли (Петрушевская).

6. Мама не раз повторяла мне что если я что-нибудь обещал так должен держать слово.

7. Я почувствовал как трудно мне будет в одиннадцатом классе потому что хотя учебный год ещё только начался но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе, и на подготовительных курсах.

8. А когда наступила осень стало заметно что природа погрустнела.

9. Я очень сержусь на тебя за то что ты отпустил Шарика с поводка потому что где же я теперь найду его?


Упражнение 9.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Составьте схемы этих предложений. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный писателем в этом тексте?


Можно ещё много написать о Мещёрском крае. Можно написать что край этот очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то что она богата что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния?
Я люблю Мещёрский край за то что он прекрасен хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. На первый взгляд — это тихая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

(К. Паустовский)


Упражнение 10

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных


1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живёт (Чехов).

2. Когда он сам читает что-нибудь то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов).

3. И козлы ружей и дым костров и голубое небо и зелёные лафеты и загорелое усатое лицо Николеньки всё это как будто говорило мне что ядро которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой).

4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой).

5. На всяком шагу я чувствовал что мне многого недостаёт что я не умею ещё ни завязывать ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь).

6. Я всё надеюсь милая бабушка что мне всё-таки выйдет прощенье и я смогу выйти в отставку (Лермонтов).

7. Пишу к вам из Пятигорска куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов).

8. Здесь должен я был узнать где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин).

9. Герман видел как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху укутанную в соболью шубу и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой убранною свежими цветами мелькнула её воспитанница (Пушкин).

10. Позвольте спросить кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло как достигли они Жадрина (Пушкин).

12. Я принадлежу стране и хочу чтобы моё имя было чисто везде где известно (Пушкин).


Упражнение 11

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах? Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирующих данный вид подчинительной связи.

1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин)

2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М.Лермонтов)

3) Ребёнок был так уморительно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов)

4) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)


Упражнение 12

Перепишите стихотворение в соответствии с нормами русской пунктуации. Составьте схемы и проведите синтаксический анализ сложных предложений.
 
Всё в тающей дымке
Холмы перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки
Туманны озёра
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

(Н. Рыленков)


Упражнение 13

Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте полный разбор двух предложений по выбору.


1. Чтобы вообразить Верину жизнь он должен был перенестись на четверть века назад в то время когда он был студентом худым подвижным (Нагибин). 2. Если он [Паустовский] напишет что от далёкого ледника смутно тянуло фиалками то это ещё не значит что запах фиалок действительно был слышен на расстоянии нескольких километров (Солоухин).

3. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей Женя вспомнила как рассмеялись все тогда на кухне её глупому вопросу (Пастернак).

4. Они сидели у одного из окон которые были так пыльны чопорны и огромны что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла где нельзя оставаться в шапке (Пастернак).

5. А наутро она стала задавать вопросы о том что такое Мотовилиха и что там делали ночью и узнала что Мотовилиха казённый завод и что делают там чугун (Пастернак).

6. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц» мне хочется объяснить почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри где люди занимаются охотой рыбной ловлей верят в колдунов словом живут почти что первобытной жизнью (Пришвин).

7. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице где они тогда жили он представлялся ей всегда таким каким она его увидела в тот второй долгий день на исходе (Пастернак).

8. В корпусе говорили что сам по себе генерал был бы ещё более зол что неодолимую его лютость укрощала тихая как ангел генеральша которой ни один из кадет не видел потому что она была постоянно больна но которую все считали добрым гением охранявшим кадетов от конечной лютости генерала (Лесков).

9. Пьер на которого смотрели снисходительно когда он был незаконным сыном которого ласкали и прославляли когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы когда невестам и матерям нечего было ожидать от него сильно потерял во мнении общества (Л. Толстой).

10. Кутузов приказал готовиться на новый бой чтобы добить неприятеля не потому чтобы он хотел кого-нибудь обманывать но потому что знал что враг побеждён (Л. Толстой).




Упражнение 14

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Разберите по членам главные части этих предложений. Определите вид подчинительной связи, составьте схемы этих предложений.


1. Если радость кончается ищи в чём ошибся. (Л. Толстой)

2. Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают, особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. (М.Лермонтов)

3. Есть у России берёзоньки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые реки которым названия нет. (Л.Ошанин)

4. Чтобы отбить отбросить вражий вал такие город вынес испытанья каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья. (В. Инбер)

5. Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней. (К. Паустовский)



Упражнение 15

Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте полный разбор выделенных предложений.


1. В тихий августовский полдень когда всё в природе сверкало и лоснилось но по каким-то ещё незаметным признакам уже чувствовалась в горячем воздухе тихая грусть увядания на берегу крохотной речонки извивающейся с мягким журчанием между кустами на маленьком песчаном пляже загорало несколько лётчиков (Полевой).

2. И папа прочёл заметку о том что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки следствие отдалённого землетрясения эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции где разрушено несколько селений (Катаев).

3. Зуеву понравился Степан Буков чувством внутреннего достоинства которое присуще людям, никогда ничем не поступавшимся ради того чтобы им было легче когда другим трудно (Кожевников).

4. Но оттого-то Литвинов так спокоен и прост оттого-то так самоуверенно глядит кругом что жизнь его отчётливо ясно лежит перед ним что судьба его определилась и что он гордится этой судьбой и радуется ей (Тургенев).

5. Охотники неоднократно замечали что как только на солонцах побывают изюбры то козули покидают их на более или менее продолжительное время (Арсеньев).

6. Что бы ни ждало впереди каким бы ни был завтрашний день он рад что вернулся и что этот день встретит с товарищами (Бакланов).

7. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными они оказались на вершине когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо (Чаковский).

8. Звягинцев не мог понять где он находится хотя хорошо знал этот район не раз бывал здесь (Чаковский).

9. Он [Звягинцев] мучительно старался вспомнить как же выглядели эти места раньше чтобы сориентироваться и определить где расположен завод (Чаковский).

10. Он был счастлив встретить Ивана Максимовича не только потому что со времени боёв на Луге не видел Королёва и ничего не знал о его судьбе но и потому что с неожиданным появлением Королёва у Звягинцева исчезло прошло без следа владевшее им чувство некоторой отчуждённости неуверенности в том что он сумеет быстро найти своё место в этом невоенном коллективе (Чаковский).


Упражнение 16

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы данных предложений.


1. Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь. (Л. Толстой)

2. Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье. (А. Чехов)

3. Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано. (А. Чехов)

4. Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Салтыков-Щедрин)

5. Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным. (В.Арсеньев)

6. Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков-Прибой)



Упражнение 17

Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте полный разбор выделенных предложений.


1. Если вначале он думал, что он теряет драгоценное время что ему надлежит чем-то распоряжаться чем-то командовать то теперь он убеждался в том что противовоздушная оборона организована отлично и ему очень полезно детальнее ознакомиться с постановкой дела (Чаковский).

2. Они [старики] говорили что когда кончат туннель надо переносить кибитки к Бек-Ташу потому что «человек с деревянным наргилем» так называли они Хоробрых не выпускавшего изо рта трубки хочет строить железную дорогу от северных промыслов на Бек-Таш (Паустовский).

3. Я думаю что если бы я попал на Северный полюс или скажем на полюс магнитный то там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой караулил бы у проруби треску а на магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита (Паустовский).

4. Многие уже давно еле волочили ноги но шли из последних сил зная что если они до вечера не выйдут на шоссе и ночью не пересекут его то все их прежние усилия бессмысленны (Симонов).

5. Артемьев подтвердил что ведущий хирург медсанбата всё тот же что был при Серпилине (Симонов).

6. Синцов объяснил ему что прежде чем ехать в армию хочет завтра вдвоём с корреспондентом побывать за Днепром в том полку где сегодня подбили много немецких танков (Симонов).

7. Доложив генералу всё что нужно было он прошёл в свою комнату в которой уже давно вернувшись и дожидаясь его сидел князь Гальцин, читая роман который нашёл на столе Калугина (Л. Толстой).

8. Мы рассчитали что если пойдём по тропе то выйдем на реку Найну к корейцам а если пойдём прямо то придём на берег моря (Арсеньев).

9. Он моментально рассудил что пока его видят только три немца ему нет никакого расчёта первому лезть в драку а достигнув ближайшей рощи где немцев быть может нет он имеет шанс спастись даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казакевич).

20. И конечно они не заметили что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение которое мысленно декламировал Байрон когда в карете увозившей его в Лондон готовился к речи увы ничего не изменившей (Львов).


Упражнение 18

Спишите предложения из произведений Л. Н. Толстого, объясняя расстановку знаков препинания. Составьте схемы этих предложений.


1. Наташа не кончила ещё петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые.

2. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её.

3. И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила.

4. Иногда Пьер вспоминал о слы¬шанном им рассказе о том как на войне солдаты находясь под выстрелами в прикрытии когда им делать нечего старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность.

5. Сильнее всего поразило его то что приближаясь к Смоленску он видел прекрасное поле овса которое какие-то солдаты косили очевидно на корм и по которому стояли лагерем.



Упражнение 19

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Построить схемы. Указать вид придаточных.


1. Какие-то птицы пели о том как многообразна жизнь как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте.

2. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое, чудесное.

3. Не страшно знать что смерть к тебе идет коль умираешь ты за свой народ..

4. Мне так было весело на сенокосе что не хотелось даже ехать домой хотя отец уже звал меня.

5. Бывало и прежде что деревья рано желтели что дрозды уже в август- догола обирали рябинник.

6. Ранней весной как только сойдет снег поле где была посеяна озимая рож- покрывается сочной зеленью.

7. Теперь когда старуха кончила свою красивую сказку в степи стало тихо точно и она была поражена силой Данко который сжег для людей свое сердце.


Упражнение 20

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы сложных предложений.


Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие а ночи — прохладные. В городе наступила такая тишина что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская п..утинка. И вот в такую (то) бесшумную ночь Таня проснувшись услышала... Трудно объяснить что она услышала потому что это были (н..) звуки а как (бы) (полу) забытые воспоминания (н..) заметно переходившие одно в другое.

И хотя Таня условилась р..збудить Петьку она полежала ещё (н..) много думая о том как тр..пещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, листве(н, нн)ый дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско качаются на своих длинных ч..ренках молодые кл..новые листья.

Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в реч(?)ку. И Таня вспомн..ла как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(н, нн)ой дорожке которую по Немухинке проложила луна. Но потом пр..шлось всё (таки) встать и пройдя босиком (на) ц..почках через комнату в которой еле слышно похрапывала мама спусти(т, ть)ся на Нескорую.
(В. Каверин)



Упражнение 21

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Построить схемы. Указать вид придаточных.


1.Покажет Русь что есть в ней люди что есть грядущее у ней.

2. Покуда есть моя страна на свете уверен я что человечий род свою судьбу устроит на планете.

3. Река вдоль которой мы пошли то и дело круто поворачивала так что отовсюду были видны ее берега.

4. Трава еще не обсохла от росы хотя блистания росы когда висят на траве крупные седые капли уже не было.

5. Он не знал как приступить к делу чтобы не слишком встревожить больного.

6. Хотя двор и сад были в тени ранние лучи золотили тыквы расположенные на крыше той мазанки где жили сторожа.

7. Он объяснил что если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя.


Упражнение 22

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте запятые, укажите виды связи предложений.


I. Сейчас миллионы людей слушают радио включ..ют телевизоры б..рут в руки газеты чтобы узнать всё чем живёт наша страна наша планета.
Для того чтобы пон..мать всё что пр..исходит в окружающем мире для того чтобы и нас понимали  те с кем мы обща..мся мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако н..( )чего закрывать глаза на то что очень часто мы говорим н..( )брежно и пиш..м кое( )как. Если наша реч.. н..( )понятна собеседнику как л..гко наши слова могут быть перет..лкова(нн/н)ы на другой лад! От того точно ли выража..м мы свою мысль свободно  ли владеем речью зависит буд..м ли мы правильно поняты.


II. Девушка с такой рад..стью бегала по дорожкам и тр..пинкам так внимательно осматривала все места как будто пр..вела здесь своё де..ство.
На другой день она п..просила пр..вести её в поле которое было н..( )далеко от села и к которому примыкал н..( )большой лес. Юноша н..( )мог н..( ) спросить её н..( )была ли она когда( )нибудь прежде в этой деревне. Смутившись девушка отвечала что здесь вп..рвые и что прое..жая мимо она любовалась этими местами потому( )то и хоч..т их вид..ть. Юноша смолчал хотя ответ его н..( )удовл..творил и п..вёл её в поле.



Упражнение 23

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Построить схемы. Указать вид придаточных.


1. Ты знаешь край где все обильем дышит где реки льются чище серебра где ветерок степной ковыль колышет в вишневых рощах тонут хутора.

2. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился.

3. Время путешествия нашего истекло хотя мы успели пройти половину того что задумали.

4. Каждое утро как только я подходил к местечку по которому вода падает в омут несколько щурят исчезали в воде.

5. Если каждый человек на земле своей сделал все что он может как прекрасна была бы земля наша.

6. Мересьев почувствовал что больше не может двигаться и что если теперь он сядет ему уже больше не подняться.

7. Была ночь когда я вышел на улицу из дома где в кругу близких мне людей читал свой рассказ.


Упражнение 24

Расставьте недостающие знаки препинания; определите вид сложноподчиненных предложений; начертите их схемы.


l. Bce вещи и лица которые я вызываю стоят передо мною так рельефно и так восхитительно ясно точно я вижу их в камере-обскуре.

2. Сначала когда я впервые испытал этот судный подъем внутренней жизни я думал что это — само вдохновение.

3. Ромашов поглядел ему вслед на его унылую узкую и длинную спину и вдруг почувствовал что в его сердце, сквозь горечь недавней обиды и публичного позора, шевелится сожаление к этому одинокому огрубевшему, никем не любимому человеку у которого во всем мире остались только две привязанности: строевая красота своей роты и тихое уединенное ежедневное пьянство по вечерам — «до подушки» как выражались в полку старые запойные бурбоны.

4. Со странным очарованием взволнованно следил он как к станции стремительно выскочив из-за поворота подлетал на всех парах этот поезд состоявший всего из пяти новеньких блестящих вагонов как быстро росли и разгорались его огненные глаза бросавшие вперед себя на рельсы светлые пятна и как он уже готовый проскочить станцию мгновенно с шипением и грохотом останавливался — «точно великан, ухватившийся с разбегу за скалу...»

5. Но когда, пройдя десять шагов Ромашов внезапно обернулся назад чтобы еще раз встретить взгляд красивой дамы он увидел что и она и ее спутник с увлечением смеются глядя ему вслед.

6. …И чудилось что в этом далеком и сказочном городе живут радостные ликующие люди вся жизнь которых похожа на сладкую музыку у которых даже задумчивость даже грусть — очаровательно нежны и прекрасны.

7. Вот он приезжает сюда — изящный снисходительно небрежный корректный и дерзко-вежливый, как те офицеры генерального штаба которых он видел на прошлогодних больших маневрах и на съемках.

8. Ромашов часто разговорил с Гайнаном о его богах о которых впрочем сам черемис имел довольно темные и скудные понятия а также в особенности о том как он принимал присягу на верность престолу и родине (А.И. Куприн).


Упражнение 25

Прочтите текст вслух. Объясните постановку и «непостановку» знаков препинания: почему в некоторых случаях, там, где при чтении неизбежна пауза, запятую ставить не нужно. Найдите в тексте придаточные соподчиненные предложения.


Так навсегда и осталась в моем воображении картина, представившаяся мне тогда: большой, старый сад, весь уже по-осеннему проредевший, живописно обезображенный осенними дождями, бурями и первыми заморозками, засыпанный гниющей листвой, чернеющий стволами и сучьями и пестреющий остатками желтого и красного убора, свежее и яркое утро, ослепительный солнечный свет, блещущий на полянах и теплыми, золотистыми столпами падающий среди стволов вдали в сырой холодок и тень низов в тонкий, сияющий голубым эфиром дым еще не совсем испарившегося утреннего тумана перекресток двух аллей и на нем — великолепный столетний клен, который раскинулся и сквозит на ярком и влажном утреннем небе своей огромной раскрытой вершиной, черным узором сучьев с кое-где повисшими на них большими зубчатыми лимонными листьями и в могучий закаменевший от времени ствол которого с удовольствием акая все глубже врубаются блестящими топорами мужики в одних рубахах и в шапках меж тем как приказчик, засунув руки в карманы, глядит вверх на вздрагивающую макушку дерева.

(И. Бунин.)



Упражнение 26

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Построить схемы. Указать вид придаточных.


1Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо чтобы не видеть падающих звезд которые почему -то пугали ее.

2. Мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его руками еще можно найти свежие лесные цветы.

3. Когда я вбежал в ворота под которыми было очень темно уже никого не было.

4. Я любил мартовские сумерки когда начинало морозить когда зажигали газ.

5. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился.

6. Комната в которую вступил Иван Иванович была совершенно темна потому что ставни были закрыты.

7. Уля чувствовала что она теряет единственного человека которому могла раскрыть всю себя все свои тайны.


Упражнение 27

Проанализируйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; начертите их схемы. Выделите подчинительные союзы и союзные слова, охарактеризуйте их значение и функцию в предложении. Составьте схемы предложений.


1. По узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Лермонтов.)

2. Когда кричали грачи, загалдели лягушки, жившие в камышах на казенных квартирах, и целые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков, слившихся скоро в один звук. (А Чехов.)

3. Я вспомнил, как ты здесь страдала, как сердце билось и чело болезни муки выражало, — и как мне было тяжело! (Н. Огарев.)

4. Нехлюдов вспомнил, как он в Кузминском стал обдумывать свою жизнь, решать вопросы о том, что и как он будет делать, и вспомнил, как он запутался в этих вопросах и не мог решить их: столько было соображений по каждому вопросу. (Л. Толстой.)

5. Держа одной рукой рюмку, а свободной рукой размахивая так, как будто бы он управлял хором, и мотая опущенной головой, Лех начал рассказывать один из своих бесчисленных рассказов, которыми он был нафарширован, как колбаса ливером, и которых он никогда не мог довести до конца. (А Куприн.)


Упражнение 28

Проанализируйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; начертите их схемы. Выделите подчинительные союзы и союзные слова, охарактеризуйте их значение и функцию в предложении.


1. Далеко вперед, до самого вокзала, откуда ждали корпусного командира, тянулась цепь махальных, которые должны были сигналами предупредить о прибытии начальства.

2. Посмотрев роту, генерал удалял из строя всех офицеров и унтер-офицеров и спрашивал людей, всем ли довольны, получают ли все по положению, нет ли жалоб и претензий.

3. На секунду ему кажется, что это музыка обдает его волнами такого жгучего, ослепительного света и что медные, ликующие крики падают сверху, с неба, из солнца.

4. Это случилось от того, что подпоручик, упоенный своим восторгом и своими пылкими мечтами, сам не заметил того, как шаг за шагом передвигался от середины вправо, наседая в то же время на полуроту, и, наконец, очутился на ее правом фланге, смяв и расстроив общее движение. 5. Молодой офицер по опыту знал, как тяжело переживать подобные минуты, когда слова, много раз повторяемые, точно виснут без поддержки в воздухе и когда какой-то колючий стыд заставляет упорно и безнадежно к ним возвращаться.

6. — Он вам таких вещей наговорит, что не будете знать, куда деваться. 7. Они вошли в маленькую голую комнату, где буквально ничего не было, кроме низкой походной кровати, полотно которой повисло, точно дно лодки, да ночного столика с табуреткой.

8. Подъезжая около пяти часов к дому, который занимали Николаевы, Ромашов с удивлением почувствовал, что его утренняя радостная уверенность в успехе нынешнего дня сменилась в нем каким-то странным, беспричинным беспокойством.

9. — Я слышала, какая-то легенда говорит, что бог создал сначала всех людей целыми, а потом почему-то разбил каждого на две части и разбросал по свету.

10. И вдруг опять он увидел, точно в горячечном сне, что все, кто были в комнате, сразу закричали, забегали, замахали руками. (А.И. Куприн).



Упражнение 29

Проанализируйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; начертите их схемы. Выделите подчинительные союзы и союзные слова, охарактеризуйте их значение и функцию в предложении.



1. Ромашов видел, как постепенно бледнело его лицо и как в глазах его разгорался зловещий желтый блеск.

2. И когда они уже сидели рядом и Ромашов, наклоняясь вправо, глядел, как лошади стройным галопом, вскидывая широкими задами, вывозили экипаж на гору, Бек-Агамалов ощупью нашел его руку и крепко, больно и долго сжал ее.

3. Когда Ромашов, обходя стол, приблизился к нему, Николаев быстро взглянул на него и тотчас же отвернулся, чтобы не подать руки, и с преувеличенным интересом заговорил с своим соседом.

4. До сих пор он совсем не замечал, точно забыл, что в правой руке у него все время находится какой-то посторонний предмет.

5. Он чувствовал себя таким затравленным, неловким и растерянным, как бывало с ним только в ученические годы на экзаменах, когда он провалился.

6. Как это скверно, когда не ты ведешь мысль, а она тебя ведет.

7. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам.

8. — И подумайте, как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором я чувствую равного себе, светлого бога?

9. Жизнь похожа на огромное здание с тысячами комнат, в которых свет, пение, чудные картины, умные, изящные люди, смех, танцы, любовь — все, что есть великого и грозного в искусстве.

10. — Неужели вы думаете, что мой муж был так великодушен после вашей драки, что удержался от удовольствия рассказать мне, откуда вы приехали тогда в собрание?

11. Если я только могу, я сделаю все, что ты хочешь.

12. Ромашов стоял и слушал до тех пор, пока не скрипнула калитка и не замолкли тихие шаги Шурочки.

13. Это было зимою, в семь часов утра, когда на петербургских улицах еще горят фонари, а усталые клячи влекут по домам спящих ночных извозчиков (А.И. Куприн).


Упражнение 30

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Построить схемы. Указать вид придаточных.

1. Когда все экипажи проехали толпа хлынула и вынесла Петю на площадь которая вся была занята народом.

2. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и если он протянет руку в окно с кустов посыплется роса.

3. Впереди куда вела дорога было немного посветлее потому что там брезжили отблески неяркого солнца.

4. Он теперь знал что такое бой что такое смерть и что такое страх.

5. Утром пока Василий Петрович умывался причесывался Петя успел посмотреть что отец писал ночью.

6. Сознание что теперь он при месте и будет заниматься работой которая ему по душе успокаивало.

7. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все что он может как прекрасна была бы земля наша.


Упражнение 31

Расставьте знаки препинания в следующих сложных предложениях. Составьте схемы предложений.


1. Нина пришла потому что в выходной день не могла усидеть дома я пришел из-за Нины Павлик — из-за меня а почему пришла Женя было нам непонятно. (Ю. Нагибин.)

2. В кармане у меня было печенье и я раскрошил одну лепешечку на перилах радуясь что могу доставить воробью хоть несколько приятных минут все-таки в каждом живом существе если оно чувствует заботу о нем возникает нечто чего оно не осознает но что на человеческом языке называется признательностью. (В. Лидин.)

3. Надо одно из двух: или признавать что настоящее устройство общества справедливо и тогда отстаивать свои права или признаваться что пользуешься несправедливыми преимуществами как я и делаю и пользоваться ими с удовольствием. (Л. Толстой.)

4. Мысли о том куда она поедет теперь к тетке ли у которой она воспитывалась к Долли или просто одна за границу и о том что он делает теперь один в кабинете окончательная ли это ссора или возможно еще примирение и о том что теперь будут говорить про нее все ее петербургские знакомые как посмотрит на это Алексей Александрович и много других мыслей о том что будет теперь после разрыва приходили ей в голову. (Л. Толстой.)


Упражнение 32

Последовательное подчинение [ ], ( ), ( ), ( ), ( ).


1. Если правда что мы слышали это ужасно.

2. Он доказывал что придёт время когда не будет больше войны.

3. Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным.

4. Гости неохотно обращались к ней потому что видели что ей нездоровится.

5. Он попробовал представить, что было бы если бы он был свободен.

6. Мы знаем что не надо срывать яблоко пока оно зелено.

7. Я хорошо помню как забилось моё сердце когда я увидел её.

8. Если тебе кажется что кто-то виноват перед тобой надо простить и забыть.

9. Когда наступила полночь которую ждали с нетерпением все отправились смотреть привидение.

10. Он говорит что спас мне жизнь потому что прикрыл обман Акулины которая сказала злодеям будто бы я её племянница.

11. Для чего же было преследовать французов которые бежали так быстро как только могли.

12. Видно было что тот с кем здоровались ехал быстро.

13. Я сказал что нам удобнее оказывать помощь только тогда когда мы будем знать в чём нужда.

14. Он смотрела на него как смотрят на человека в котором увидели то что давно ожидали увидеть.

15. Он вспомнил как заплакала Катя когда они решили что он должен уехать из Москвы.

16. Когда входишь в незнакомый лес которого давно боялся в душу закрадывается страх. 17) Лётчик пытался вспомнить как летел до Питера пока не встретил немецкого бомбардировщика который подбил его.


Упражнение 33

Однородное подчинение [ ], ( ), ( ); [ ], ( ) и ( )


1. Помню как меня учили читать карту и как я долго не мог привыкнуть к этому.

2. Петя пошёл к своему товарищу которому тоже было пятнадцать лет и который тоже записался добровольцем.

3. В деревню надо приезжать летом когда созреет клубника и когда начнут поспевать первые яблоки.

4. Лодка могла остановиться только в таких местах которые не имели мелководья и где была хоть небольшая заводь.

5. Стало ясно что это судьба что изменить уже ничего нельзя.

6. Слышно было как с деревьев капала вода на землю как потрескивали дрова в огне как где-то скрипела калитка.

7. Он был уверен что гроза не прекратится что из дома ещё не скоро выйдешь и что встречу придётся отложить.

8. Извозчик сказал что на площади собираются восставшие и что объявили мобилизацию и что завтра будет сражение.

9. Всё выражение его лица показывало что разговор не забыт что решение осталось в силе и что он готов ждать вечно.

10.  Скачи туда и скажи что я с него голову сниму чтобы всё было готово.

11. Пьер думал что князь Андрей несчастлив что он заблуждается и что он (Пьер) должен прийти на помощь ему.

12. Когда ты взволнован когда душа не на месте и сердце трепещет отправляйся в лес подышать свежим воздухом.

13.  Если поезд опоздал и ты не пришёл на важную встречу трудно что-либо исправить только оправданиями.

14. Когда лес стоит перед глазами тёмен и неподвижен когда весь он погружён в тишину в душе рождается сладкое волнение.

15. От Ильи я узнал про домового который живёт в углу и который охраняет дом.

16. Я не понимал почему очутился здесь и что меня сюда привело.


Упражнение 34

Параллельное подчинение ( ),[ ] , ( )


1. Когда я подошёл к нему вплотную я увидел что его глаза устремлены мимо меня в пространство.

2. Если кто подслушает наш разговор то подумает что я шантажирую.

3. Когда наша лодка прошла мимо пристани я знал что посёлок уже недалеко.

4. Когда мы приблизились к памятнику я напряг зрение чтобы лучше рассмотреть его.

5. Пока я плыл на теплоходе у меня было такое чувство как будто я не в России а в Европе.

6. Когда всё было готово он сказал что уходит и быстро направился к лесу.

7. Если бы ты не пререкался с учителем то он бы тебя простил хотя и сильно рассердился бы на тебя.

  1. Когда установится ясная погода мы продолжим путь по тому маршруту который наметили ранее.

9. Если ты побывал на море никогда не забудешь тот восторг который охватил тебя при виде бирюзовой толщи воды.

9. Где бы мы ни были никогда не забудем те места где мы родились и выросли.

10. Если бы ты был честным человеком то никогда бы не забыл то обещание которое дал мне в начале этого года.

11. Чтобы деревце выросло надо его поливать чистой свежей водой которую лучше всего брать в колодце.

12. Когда Татьяна посетила кабинет Онегина она увидела те книги которые он читал в уединении.

13. Хотя мы собирались выйти рано утром планы пришлось изменить потому что наутро выпал первый снег.

14.Чтобы легче справиться с сезонной простудой надо летом закаляться и есть много овощей и фруктов которые выросли в твоём саду.

15. Кабы я бедным был я бы честным был потому что деньги портят человека.

16. О чём пели птицы мы не знали потому что человеку неведом птичий язык.

17.Если дождь к вечеру не перестанет дороги размоет так что по ним невозможно будет передвигаться.


Упражнение 35

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.


1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений.

2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали.

3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал.

5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу.

6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой.

7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим.

8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила.

9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.


Упражнение 36

Докажите, что данные предложения являются многочленными сложноподчиненными.


1. Когда она говорила, ее голос поминутно вздрагивал, и вздрагивала ее рука, гладившая его голову.

2. Ромашову почудилось, что черные стволы дубов покачнулись в одну сторону, а земля поплыла в другую и что время остановилось.

3. Чаще же всего ему, точно неопытному игроку, проигравшему в один вечер все состояние, вдруг представлялось с соблазнительной ясностью, что вовсе ничего не было неприятного, что красивый подпоручик Ромашов отлично прошелся в церемониальном марше перед генералом, заслужил общие похвалы и что он сам теперь сидит вместе с товарищами в светлой столовой офицерского собрания, и хохочет, и пьет красное вино.

4. Когда я вошел, Борис обернулся медленно, и на лице у него было какое-то ровное, умиротворенное, детское выражение.

5. Просто-напросто я решил свести его в какое-нибудь место злачное, где пьют и танцуют, где люди сами не знают, что делают, но уверены, что веселятся, и этой уверенностью заражают других.

6. Пятые этажи тонули во мгле, которая, точно обвисшее брюхо черной змеи, спускалась в коридор улицы и затаилась и замерла, нависнув, как будто приготовилась кого-то схватить...

7. Для Ромашова вдруг сразу отверзлась целая бездна практической мудрости, скрытой в этой бесхитростной притче, которую он знал и понимал с тех пор, как выучился читать.

8. Но когда полковник заговорил о его матери, кровь вдруг горячим, охмеляющим потоком кинулась в голову Ромашову, и дрожь мгновенно прекратилась.

9. Так как все эти помещения, кроме столовой, были обыкновенно необитаемы и никогда не проветривались, то в них стоял сыроватый, кислый, нежилой воздух, к которому примешивался особый запах от старой ковровой обивки, покрывавшей мебель.

10. Он не без некоторого стыда понимал теперь, что многое в этом очаровании было почерпнуто из чтения французских плохих романов, в которых неизменно описывается, как Густав и Арман, приехав на бал в русское посольство, проходили через вестибюль.

11. — Суд общества офицеров N-ского пехотного полка, в составе — следовали фамилии и чины судей — под председательством подполковника Мигунова, рассмотрев дело о столкновении в помещении офицерского собрания поручика Николаева и подпоручика Ромашова, нашел, что, ввиду тяжести взаимных оскорблений, ссора этих обер-офицеров не может быть окончена примирением и что поединок между ними является единственным средством удовлетворения оскорбленной чести и офицерского достоинства

(А.И. Куприн).


Упражнение 37

Проверьте свою подготовку по сложноподчинённому предложению на более сложных примерах: произведите синтаксический разбор предложений, объясняя каждую пунктограмму, а затем запишите их (контрольное списывание), выделяя «сигнальные» средства связи (союзы, союзные и указательные слова).


I.    Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними. (В. Обручев)

II.    Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. В труднейших условиях, ещё никем не понятый и не признанный, он положил начало основам космонавтики, выдвинул ряд поразительных по смелости идей, многие из которых были реализованы десятилетия спустя и часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем. (Б. Петров)


Упражнение 38

Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, определите вид связи придаточных с главной частью (однородное соподчинение, неоднородное (параллельное) или последовательное подчинение).


1. Сейчас же за окном начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, точно толпа девочек в белых платьях.

2. Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опаздывали на занятия и потихонечку убегали с них, если знали, что им за это не достанется.

3. Ромашов глядел в седое, красное, раздраженное лицо и чувствовал, как у него от обиды и от волнения колотится сердце и темнеет перед глазами.

4. И пока он шел к себе, пока ложился в постель, пока засыпал, он верил тому, что ему будет легко сдержать свое слово.

5. — Если придут от Петерсонов, скажешь, что подпоручик ушел, а куда — неизвестно.

6. В то время как денщик Николаевых снимал с него грязные калоши и очищал ему кухонной тряпкой сапоги, а он протирал платком запотевшие в тепле очки, поднося их вплотную к близоруким глазам, из гостиной послышался звонкий голос Александры Петровны.

7. Ромашову показалось, что голос у него какой-то чужой и такой сдавленный, точно в горле что-то застряло.

8. И вдруг, вся оживившись, отнимая из рук подпоручика нитку, как бы для того, чтобы его ничто не развлекало, она странно заговорила о том, что составляло весь интерес, всю главную суть ее теперешней жизни.

9. Тотчас же после ужина Николаев, который ел так же много и усердно, как и занимался своими науками, стал зевать...

10. … И когда этот момент наступил, то он до такой степени весь ушел душой в это очаровательное пожатие, что не слышал, как Шурочка ему сказала, [чтобы он не забывал их].

11. — И вот я делаю вещи, к которым у меня совершенно не лежит душа, исполняю ради животного страха жизни приказания, которые мне кажутся порой жестокими, а порой бессмысленными.

12. Все, что я видел, о чем читал или слышал, — все оживляется во мне, все приобретает необычайно яркий свет и глубокий, бездонный смысл.

13. Он стал с особенной горячностью, комичность которой усиливалась его хохлацким говором, убеждать меня, что в его лице даровитый, широкий провинциальный юг побеждает анемичный, бестемпераментный, сухой столичный север.

14. Может быть, это происходит оттого, что вообще человек бодрый и самоуверенный в такой же степени умеет подчинить себе судьбу, в какой степени судьба вертит и швыряет в разные стороны людей растерянных и слабых.

15. Кончилось все тем, что он представил своему начальству такую схему движения пассажирских и товарных поездов, которая совмещала в себе и простоту, и наглядность, и многие другие практические удобства.

16. Когда я его спрашивал, для чего это ему нужно, он отвечал с лукавым простодушием.

17. Однако, хотя я сразу узнал его голос с этими гортанными, мягкими «г», с провинциальной широтой диапазона, — я не могу сказать, чтобы в первый момент я особенно сильно обрадовался.

18. Я вынужден был ему напомнить, что все жильцы в номерах еще спят, что перегородки сделаны из папье-маше и что мне не хотелось бы выслушивать от хозяйки замечания.

19. Она искоса посматривала на Бориса с таким же выражением недоверия и тревоги, как глядела бы лошадь, которую ввели в комнату (А.И. Куприн).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!