СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические занятия на развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические занятия на развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста»

Практические занятия на развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

Рассмотрим как развиваются музыкальные способности в различных видах музыкальной деятельности и приведем примеры.

Развитие слуха

Упражнение на развитие интонации в пении «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой

Цель: Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.

Содержание: Дети исполняют песенку, показывая движением руки мелодический рисунок. Показать детям, как сыграть эту мелодию на металлофоне, ксилофоне.

Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). На распевание отводится 2-3 минуты в начале занятия.

Развитие чувства ритма

Речевые и ритмо-интонационные игры и упражнения оказывают большое влияние на развитие ритмических навыков детей, развивают свободу и непосредственность общения.

Задание на занятиях ритмикой

Цель: Определить уровень развития чувства ритма, умение передавать ритмический рисунок в хлопках, умение двигаться в соответствии с темпом и ритмом музыки.

Музыкальный материал: «Марш» Л.Шульгина; р.н.м. «Во саду ли,в огороде», «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Инструкция у проведению: Предложить детям прослушать мелодии и прохлопать их ритмический рисунок. Во время беседы ответить на вопросы:

  1. Какая мелодия самая быстрая?

  2. Какая спокойная?

  3. Какая медленная?

Еще одно задание на развитие чувства ритма - известная детская песенка «Тень-тень»: Тень-тень, потетень Выше города плетень. После первого исполнения песни хором с прохлопыванием ритмического рисунка предлагаем детям пропеть по ролям (одну роль могут одновременно исполнять один-три человека). Одновременно с пением каждый хлопает ритм ладошками. Далее детям предлагается «пропеть» свою роль ладошками, без участия голоса. Третье исполнение песни самое интересное и сложное. Исполняющие одну роль два ребенка должны распределить обязанности: один - отстукивает ритм на выбранном им детском инструменте, другой мимикой, пластикой изображает персонаж. Остальные зрители подхватывают (по мере узнавания героя сценки) исполнение голосом и допевают куплет. Например:

Появляется медведь:

«Могу песни я петь!»

Появляется коза:

«Всем вам выколю глаза!».

Развитие музыкальной памяти. Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является запоминание, которое не может существовать отдельно от памяти. Ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо научить детей управлять своим вниманием. Помочь в этом сможет игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности, запоминания.

Игры, развивающие слуховое внимание

«Кто в гости к нам пришел»

Цель игры: развивать слуховое внимание.

Оборудование: колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные игрушки, издающие звуки (погремушка, дудочка и т. п.).

Ход игры: воспитатель объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выбирает троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка – шапочку с длинными ушами, а мишка – шапочку медведя. Воспитатель предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка – с барабаном, зайка – с балалайкой.

Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, гости подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется и в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность).

Слушание музыки

Цель занятия: Выявить уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, интерес к ней, умение целостно и дифференцировано воспринимать музыку, вычленять ее выразительные средства (мелодию, темп, динамику, части), определить настроение и характер.

Музыкальный материал: « Болезнь куклы» П.И.Чайковского.

Инструкция к проведению: воспитатель предлагает внимательно послушать детям знакомую музыку, вспомнить ее название, о чем она рассказывает. Музыкальная пьеса выполняется в аудиозаписи. После прослушивания детям предложено ответить на вопросы:

  1. Как называется эта музыка?

  2. О чем она рассказывает?

  3. Какое настроение было у тебя во время прослушивания музыки?

  4. Как об этом музыка рассказывает?

Слушание музыки

Цель занятия: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи: находить находить различное в сходном, определить средства выразительности.

Музыкальный материал: Т. Попатенко "Медведь", В. Беляев "Мишка косолапый", Н.Струков "Медвежонок"Н.Струкова.

Перед прослушиванием пьес мы рассказываем детям, что в каждой пьесе изображен один и тот же персонаж - медведь. Это семья: папа и два сына. Далее объявляется «выход папы» (исполняется пьеса "Медведь" Т. Попатенко). Вместе с детьми мы определяем, какой он: папа - медведь серьезный, строгий, нарочито грозный, но ругается больше для острастки. Первый медвежонок-сын ("Мишка косолапый" В. Беляева) - жизнерадостный, шаловливый, смешной, забавный, легкомысленный и немножко хитрый. Второй медвежонок - сын ("Медвежонок" Н. Струкова) очень серьезный, обстоятельный, сосредоточенный, сдержанный, отлично учится в лесной школе. При характеристике трех пьес мы отталкиваемся от принципа - нахождение "различного в сходном". В трех произведениях при всей схожести басового регистра, передающего основные признаки персонажа, различие характеров выявляется через ритм, темп, тембр.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Игра для развития чувства ритма. «К нам гости пришли».

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра для развития тембрового слуха «На чем играю»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на одной половине изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игра для развития звуковысотного слуха «Музыкальное лото».

Игровой материал. Карточки, по числу играющих, на которых нарисовано пять линеек, металлофон.

Ход игры. Ребенок-ведущий играет звукоряд на металлофоне вверх, вниз или повторяет один звук. Дети должны выложить на карточке кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой,
или на одной линейке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!