СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический опыт применения информационно-компьютерных технологий, как одного из видов дистанционных технологий, с обучающимися в условиях организации воспитательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практический опыт применения информационно-компьютерных технологий, как одного из видов дистанционных технологий, с обучающимися в условиях организации воспитательной деятельности»

Статью подготовила педагог-воспитатель 1 квалификационной категории МОУ С(К)ОШИ №4 г. Магнитогорска

Титова Татьяна Александровна.



«Практический опыт применения информационно-компьютерных технологий для организации совместной деятельности родителей в воспитательной работе с обучающимися в начальной школе в формате дистанционного обучения»

Аннотация. Современные «цифровые» дети, ориентирующие в цифровом пространстве, порой лучше своих педагогов, служат катализаторами необратимых процессов цифровой трансформации образования. Перспективные цифровые технологии создают новые возможности для решения образовательных задач. Решение этих задач представляет собой единый инновационный процесс трансформации образования. Перед организациями образования поставлены стратегические задачи, решение которых напрямую связано с воспитанием успешной личности, подготовленной в будущем к осознанному выбору профессии. В статье рассматриваются аспекты цифровой трансформации образовательного процесса, в формате дистанционного обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коррекционно-развивающее направление, дистанционный формат обучения.



«Обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет»

Ю.М. Горвиц

Непрерывность реализации образовательного процесса, является одним из главных условий представления качественного образования. Современная обстановка, связанная с условиями эпидемиологической ситуации и с режимом повышенной готовности, изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось всей системе образования в целом. Целостность дистанционной работы с родителями школьников заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. В связи с этим, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в современную жизнь каждого человека, вовлечённого в образовательный процесс.

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством и в коррекционно–развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта, в условиях дистанционного формата обучения. Новые средства специального обучения, основанные на информационных технологиях, могут и должны применяться в дистанционном обучении для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, а также для более эффективного решения собственно коррекционных и развивающих задач обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий на дистанционных занятиях с детьми с ОВЗ способствует повышению творческой активности участников образовательного процесса и достижению одной из главной цели обучения: формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; воспитанию чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи. У детей с нарушением интеллекта, страдает речь, ослаблены память, внимание, мышление, отмечается неправильность произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом. Недавняя практика показывает, что применение компьютерных технологий на дистанционных занятиях, является одним из условий эффективного интеллектуального развития учащихся. А данный аспект особенно актуален для школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях, в условиях дистанционного образования, учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. На сегодняшний день, в нынешних условиях, сложились необходимые предпосылки для исследования проблемы связанной с дистанционным обучением детей с нарушением интеллекта.

Безусловно, в организации дистанционного обучения и организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения, существует много минусов. При анализе образовательного процесса в дистанционном формате был выявлен ряд проблем. Вот лишь некоторые из них: отсутствие живого общения, надлежащей технической базы, невозможность живого контакта педагога и обучающегося. Система образования, так или иначе, строится на привитии обучающимся определенных навыков. В этом вопросе важна «рука педагога» и конечно помощь родителей. С началом карантинных мероприятий, в связи с пандемией короновируса, в конце марте 2020 г., за рамками дистанционной формы обучения осталась важная часть педагогического процесса - воспитательная работа. Тогда, при организации воспитательной работы с детьми ряд проблем, таких как:

- отсутствие практических навыков использования возможностей интернета в дистанционном образовательном процессе у обучающихся и педагогов;

– ограниченность использования интерактивных форм в режиме дистанционного обучения;

– отсутствие навыков общения в сети Интернет.

Эти трудности в организации дистанционного обучения с обучающимися нами были преодолены с помощью онлайн – курсов и вебинаров. Учебный и воспитательный процесс были организованы с использованием мессенджера Viber и обучающей платформы ZOOM.

На период карантина мы были вынуждены отказаться от массовых мероприятий. Ребятам и родителям не хватало досуговых мероприятий, где участники образовательного процесса общались не виртуально. Пришлось учиться проводить воспитательную работу в дистанционном формате. А многие ранее намеченные воспитательные мероприятия были адаптированы под условия дистанционного обучения. Педагогам пришлось приложить много сил для организации дистанционного обучения и воспитательной работы, не менее трудным оказалось привлечь в этот процесс родительский комитет и активных родителей. С этой целью были проведены опросы среди родителей по выбору оптимального времени для проведения занятий с учетом интересов школы, а также работающих родителей, не имеющих возможности контролировать своевременный выход ребёнка на онлайн-занятия, тем более, если речь идёт о детях начальной школы. На платформе ZOOM были организованы встречи обучающихся с работниками библиотек и творческих мастерских. Родители активно принимали участия в подготовке и проведении онлайн событий: в поздравлениях, мероприятиях, посвященных знаменательным датам, выпусках онлайн стенгазет, участиях в конкурсах, акциях и квестах. Даже несмотря на сложные условия, в которых приходилось работать, обучающиеся нашей школы участвовали в городских, региональных, всероссийских и в международных онлайн конкурсах и выставках, чем добивались хороших результатов. За этот период работы в формате дистанционного обучения, учащиеся нашей школы получали дипломы и грамоты победителей, лауреатов и призеров в различных конкурсах и викторинах, что безусловно является результатом совместного взаимодействия педагога-воспитателя и родителя. В условиях карантина также успешно проводились родительские собрания в онлайн формате, на которых своевременно решались все возникающие в процессе обучения и воспитания проблемы. Воспитательный процесс, особенно в дистанционной форме, всегда требует наличия обратной связи, которая осуществлялась в группе Viber постоянно. Воспитатели отправляли в группу творческие задания для ребят, мастер-классы, видеоролики, музыкальные загадки и другие формы "писем" по тематике недели и теме образовательной деятельности. И, конечно, вся деятельность была предложена в виде интересной игры, только по желанию, в доброжелательной атмосфере с добрыми словами, комплиментами каждой работе, благодарности родителям за активное, позитивное и очень результативное взаимодействие. Родители в течении дня, по мере возможности каждого, отправляли в ответ фотографии совместных детских или детско-взрослых работ.

Используя дистанционную работу, была поставлена цель: обеспечить предоставление родителям необходимой информацией, а детей возможностью получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, т.е. качественного усвоения образовательной программы. Дистанционная работа позволила родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей стало более интересным и насыщенным. Это позволило детям не скучать дома и провести время с пользой, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это помогло лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Интересным способом объединить родителей и детей в общей деятельности стал процесс создания видеороликов и мультфильмов по различным направлениям воспитательной деятельности. Так как дети младшего школьного возраста преимущественно воспринимают и усваивают информацию через визуальные образы, то видео становится самым распространенным и востребованным источником медиа-образовательной информации. В современной педагогике видео рассматривается как техническое средство обучения. Видео может выступать в качестве формы образовательной работы, представляющей внешнее выражение согласованной деятельности взрослых и детей, организации их взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов. Видео для младших школьников, прежде всего, может быть представлено мультипликационными фильмами. Они обладают силой нравственно-эстетического и эмоционального воздействия на детей. Это синтетический вид, который включает в себя не только изобразительные средства, такие как, например, рисунок, живопись или декоративно-прикладное, но и многие другие виды творчества. Это и музыка, и театр с режиссурой, и литература с искусством выразительного чтения, и даже танцы. Именно поэтому процесс создания собственного мультфильма может дать детям множество полезных знаний и многому научить практически. Мультипликация стимулирует у младшего школьника работу воображения, фантазии, привлекает близким и понятным смысловым содержанием. На сегодняшний день мультфильм является одним из наиболее значимых механизмов социализации младших школьников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и систему ценностей.

Например, за период дистанционного обучения, нами был создан мультфильм «Берегите природу». Это пластилиновый мультфильм, который использовался на занятиях экологического направления, для ознакомления детей с правилами поведения в природе. В своей работе над созданием мультфильма я использовала сервисы PowToon и Animaker, предназначенные для создания анимированного видео, видео-презентаций и видео-комиксов. Онлайн-сервис PowToon предназначен для создания анимированных презентаций, которые можно сохранить как видеоролик, или как файл со слайдами для PowerPoint. В сервисе есть инструменты для создания видеороликов в технологии скрайбинг. Animaker - оnline- это сервис для создания анимированного видео, видео-презентаций и видео-комиксов. Например, нами был создан анимационный видеоролик «Советы попугая. Правила поведения в театре». Видеоролик был выполнен в сервисе Animaker. Основная задача и содержание этой работы – напоминание и повторение правил поведения учащихся при посещении театра.

С помощью Animaker можно создавать инфографику на образовательные темы с помощью анимированных персонажей, презентации, видео для погружения учащихся в новую тему какого-либо занятия в воспитательной деятельности педагога. В сервисе Animaker также успешно и не менее занимательно можно создавать видео-комиксы.

Заключение. В связи с недавними событиями, связанными с пандемией и с переходом образования на новый формат, формат дистанционного обучения, к настоящему времени мною накоплен опыт использования информационных технологий. Информационно-компьютерные технологии являются сегодня средством обновления всего образовательного процесса и средством организации контроля за образовательной и воспитательной деятельностью учащихся. Интерактивные технологии способствуют:

высокоэффективному обучению и активному вовлечению обучающихся в образовательную деятельность;

созданию эмоционального фона в образовательном процессе;

повышают мотивацию учения и мыслительную активность обучаемых,

способствуют выработке устойчивого интереса к изучаемой дисциплине. Освоение обучающимися современных информационных технологий положительно влияет на овладение в будущем профессиональными знаниями, умениями и навыками. Компьютер, как и другие информационные носители, в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным. Однако главное, что надо помнить педагогу - любой компьютер (составляющая часть информационных технологий) сегодня лишь информационное средство и способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности, а передача информации сама по себе еще не обеспечивает передачи культуры.

По завершении моих слов, хотелось бы привести цитату М. Горького, сказанную им в начале 20 века: «Знания, которые выработаны трудом людей, накоплены наукой, все растут, становятся глубже, шире, острей и служат опорой для дальнейшего бесконечного развития наших познавательных способностей и творческих сил».

Используемые источники:

  1. Прикладные информационные технологии в образовании. URL: https://www.sites.google.com/site/prikladnye/materialy/5-glava/3

  2. Мультипликационный фильм как средство создания учебной ситуации, способствующей формированию универсальных учебных действий младших школьников, ИНТА, 2013 г. URL:http://progimnaziya1.ucoz.ru/Webinar/multiplikacionnyj_film_ kak_sredstvo_sozdanija_uche.pdf

  3. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. Волгоград, 980.

  4. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности.–М.: Педагогика, 1972

  5. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания.–М.: Педагогика, 1981

  6. Тайчинов М.Г. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания – процесс нравственного развития личности.–М.: Просвещение, 1982.

  7. Филонов Т.В. Воспитание личности школьника.–М.: Педагогика, 1985.

  8. Формирование личности, проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. –М.: Педагогика, 1983.

  9. Харланов Н.Ф. Развитие личности и целостность учебновоспитательного процесса. – Сов.педагогика, 1985, №7.











Магнитогорск, 2021г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!