СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический пример интеграции региональной/локальной (история родного края Улица Джамбула Джабаева) и мировой истории (Вторая мировая война)в отечественную (Великая Отечественная война) как фрагмент урока в соответствии с нормами ФГОС и ИКС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический пример интеграции региональной и мировой истории

Просмотр содержимого документа
«Практический пример интеграции региональной/локальной (история родного края Улица Джамбула Джабаева) и мировой истории (Вторая мировая война)в отечественную (Великая Отечественная война) как фрагмент урока в соответствии с нормами ФГОС и ИКС.»

Практический пример интеграции региональной/локальной (история родного края Улица Джамбула Джабаева) и мировой истории (Вторая мировая война)в отечественную (Великая Отечественная война) как фрагмент урока в соответствии с нормами ФГОС и ИКС.

1. Ф.И.О. учителя: Бахтебаева Г.Е.

2. Класс: ____9_____Предмет: История.

3. Тема урока: "Блокада Ленинграда" 

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

5. Тип урока: комбинированный урок









Цель урока

сформировать у учащихся представление об обстановке, которая сложилась в блокадном Ленинграде в 1941-1944гг






Задачи урока

Образовательные: объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; опираясь на данные источников, определить степень трудностей, выпавших на долю ленинградцев, оценить мужество, героизм, выдержку этих людей; определить источники победы ленинградцев над фашистским планом уничтожения города.

Развивающие: развивать умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

Воспитательные: Способствовать формированию патриотических чувств у учащихся, гордости за мужество нашего народа в Великой Отечественной войне; воспитание чувства сострадания к испытаниям, которым подвергся советский народ.


Планируемые результаты

  1. Личностные: умение оценивать на основе источников историческое пространство, определять границы собственного знания и «незнания».

  2. Метопредметные: владеть способами деятельности в группе; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера; уметь управлять своей деятельностью, вести контроль и коррекцию; работать с историческими источниками; анализировать, обобщать и классифицировать полученные знания.

  3. Предметные: знают и могут раскрыть основные понятия и термины урока, познакомятся с творчеством Джамбула Джабаева.

Основные понятия и термины

Блокада, армия «Север», Дорога Жизни, Джамбул Джабаев

Основные источники информации

ЦОР, карта «Великая Отечественная война», презентация, иллюстрации блокадного Ленинграда, учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Технологии

и методы

ИКТ, системно-деятельностный подход, проблемно-поисковый метод.





Характеристика этапов урока



Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Р. Умение организовать рабочее место.

Актуализация

знаний

7

Проверка знания по теме прошлого урока

.

Тест по изученному материалу предыдущего урока.






Наглядный












Организует работу с тестом используя ЦОР.

Контроль за выполнением теста.




Записывают правильные ответы.



Самопроверка по листам заданий.










Р. Умение организовать свою самостоятельную деятельность










Постановка темы и цели урока

6

Подведение детей к формулировке темы и постановке цели урока.

Эпиграф:

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.


Наглядный

Просмотр презентации с изображением блокадного Ленинграда

Формулируют тему и цели урока.

Р. Умение анализировать, делать выводы, ставить цели.

Открытие нового знания

18

Решение проблемной задачи.























Выявление учащимися различия между понятиями и связь



Выявление новых понятий и терминов





Развивать умение самостоятельно работать с историческим источником, систематизировать полученные знания.

Сегодня мы остановимся лишь на одном героическом и самом трагичном периоде Второй мировой войны (Великой Отечественной войны) 900 дней длилась блокада Ленинграда. Мы посвятим наш урок памяти ленинградцев живших, работающих, воевавших в эти трудные дни в осажденном городе.





– Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Какие еще названия носил этот город? (Ответы учащихся).

– Ленинград – один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Богат Ленинград и революционными традициями. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.





– В плане "Барбаросса" – плане ведения войны против Советского Союза - немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. В сентябре 1941 г. гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин, Петергоф. 4 сентября противник произвел первый обстрел города. Жители Ленинграда, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. 6 сентября была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября 1941 г. несмотря на героические усилия Красной Армии сомкнулось кольцо, город был окружен. Начались 900 суровых дней блокады Ленинграда.

Гитлер рассчитывал на то, что для СССР с падением Ленинграда “может наступить полная катастрофа”.

Индивидуальные задания учащихся (Стихи о блокадном Ленинграде)



Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

(Чтение блокадного дневника Тани Савичевой, фрагменты исторических фото «Дорога Жизни»)

(Краеведческий материал)

Улица, на которой находится наша школа, носит название улицы Джамбула. Ребята, а задумывались ли вы над названием нашей улицы и кто такой Джамбул Джабаев и какое отношение он имеет к блокадному Ленинграду?

Джамбул Джабаев казахский поэт – акын. Поэзия Джамбула связана с жизнью народа. Джамбул звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок. Поэзии Джамбула присущи богатство поэтических красок, смелость сравнений и метафор и вместе с тем величавая простота.

Особое внимание привлекает творчество Джамбула в годы Великой Отечественной войны, это такие произведения как: “Поэма любви и гнева”, ”В час, когда зовёт Сталин”, ”Ленинградцы, дети мои”, ”Москве”, ”Приказ Родины”.

В годы блокады Джамбул посвятил жителям города на Неве стихотворение «Ленинградцы, дети мои!», в котором выражалась любовь и поддержка жителей и защитников осажденного города. Стихотворение было опубликовано в газетах, по просьбе ленинградцев его издали отдельной листовкой и расклеили на улицах.

Предстоят большие бои,

Но не будет врагам житья!

Спать не в силах сегодня я.

Пусть подмогой будут, друзья,

Песни вам на рассвете мои,

Ленинградцы, дети мои,

Ленинградцы, гордость моя!


По воспоминаниям литератора-фронтовика Всеволода Вишневского, “бойцы ощутили это послание акына как подход сильного резерва и шли в бой с удвоенной энергией”.

Ленинград, нынешний Санкт-Петербург, не забыл великого акына. В 1952 году в исторической части города, между набережной Фонтанки и Загородным проспектом, появился переулок Джамбула. В 2002 году здесь встал 4-метровый бронзовый памятник великому акыну – подарок Казахского государства к 300-летию Санкт-Петербурга. Скульптор Валентин Свешников, автор нескольких известных памятников, в сотрудничестве с казахским коллегой Бауржаном Абишевым, изваял четырёхметровую статую Джамбула в национальном костюме, с домброй в руке. Рядом – фонтан, на каменных ступенях которого выбиты те самые бесценные строчки: “Ленинградцы, дети мои…”




























Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.











Словесный



















Словесный









Словесный

Учитель с помощью эпиграфа ставит проблемную задачу.

– Как вы понимаете слово блокада? (Ответы учащихся)

– Блокада – окружение города со всех сторон (термин на доске).

Организация работы со словарем.





























Организация самостоятельной работы учащихся с источниками.













Организует работу с картой



















Запись в тетрадь основных дат и событий.























Запись в тетрадьосновных терминов и понятий

Предлагают пути решения проблемы

1.Познакомиться с материалом параграфа







Записывают в тетрадь.











Работают с источниками.








П. Умение делать выводы, искать пути решения проблемы











П. Умение работать с источниками.







П. Умение извлекать необходимую информацию для выполнения задания.







П.Умение находить в тексте главное сравнивать понятия

























П. Умение работать с исторической картой

Первичное закрепление нового материала




3

Обнаружить и устранить пробелы в знаниях.










Тестирование






Словесный




















Предлагает выполнить тест.

Организует взаимопроверку.



Объясняет понятия.

Помещает на доску

Выполняют задание.

Взаимопроверка.










Р. Умение организовать коррекционную деятельность








Рефлексия деятельности





3

Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Попс –формула «Блокада Ленинграда»

П-позиция

О-объяснение

П-пример

С-следствие

Словесный

























Наглядный

Задаёт вопросы













Наблюдать за работой учащихся.

Предполагают, выдвигают свои версии ответов .





Аргументируют свою точку зрения













Делают свой выбор и продолжают предложение.

П. Умение анализировать, делать вывод, аргументировать свою точку зрения.

















Л. Умение оценить свою работу на уроке.

Домашнее задание

2


Параграф 30, подготовить доклад о снятие блокады с Ленинграда, подобрать документальные фото, документы по изученной теме. Узнать если ли среди жителей посёлка жители блокадного Ленинграда, составить их биографию


Наглядный

Объясняет, как выполнять домашнее задание. Предлагает задание для всех по выбору.

Записывают, выбирают.