Открытие нового знания | 18 | Решение проблемной задачи.
Выявление учащимися различия между понятиями и связь
Выявление новых понятий и терминов
Развивать умение самостоятельно работать с историческим источником, систематизировать полученные знания. | Сегодня мы остановимся лишь на одном героическом и самом трагичном периоде Второй мировой войны (Великой Отечественной войны) 900 дней длилась блокада Ленинграда. Мы посвятим наш урок памяти ленинградцев живших, работающих, воевавших в эти трудные дни в осажденном городе.
– Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Какие еще названия носил этот город? (Ответы учащихся). – Ленинград – один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Богат Ленинград и революционными традициями. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.
– В плане "Барбаросса" – плане ведения войны против Советского Союза - немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. В сентябре 1941 г. гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин, Петергоф. 4 сентября противник произвел первый обстрел города. Жители Ленинграда, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. 6 сентября была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября 1941 г. несмотря на героические усилия Красной Армии сомкнулось кольцо, город был окружен. Начались 900 суровых дней блокады Ленинграда. Гитлер рассчитывал на то, что для СССР с падением Ленинграда “может наступить полная катастрофа”. Индивидуальные задания учащихся (Стихи о блокадном Ленинграде)
Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино. (Чтение блокадного дневника Тани Савичевой, фрагменты исторических фото «Дорога Жизни») (Краеведческий материал) Улица, на которой находится наша школа, носит название улицы Джамбула. Ребята, а задумывались ли вы над названием нашей улицы и кто такой Джамбул Джабаев и какое отношение он имеет к блокадному Ленинграду? Джамбул Джабаев казахский поэт – акын. Поэзия Джамбула связана с жизнью народа. Джамбул звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок. Поэзии Джамбула присущи богатство поэтических красок, смелость сравнений и метафор и вместе с тем величавая простота. Особое внимание привлекает творчество Джамбула в годы Великой Отечественной войны, это такие произведения как: “Поэма любви и гнева”, ”В час, когда зовёт Сталин”, ”Ленинградцы, дети мои”, ”Москве”, ”Приказ Родины”. В годы блокады Джамбул посвятил жителям города на Неве стихотворение «Ленинградцы, дети мои!», в котором выражалась любовь и поддержка жителей и защитников осажденного города. Стихотворение было опубликовано в газетах, по просьбе ленинградцев его издали отдельной листовкой и расклеили на улицах. Предстоят большие бои, Но не будет врагам житья! Спать не в силах сегодня я. Пусть подмогой будут, друзья, Песни вам на рассвете мои, Ленинградцы, дети мои, Ленинградцы, гордость моя! По воспоминаниям литератора-фронтовика Всеволода Вишневского, “бойцы ощутили это послание акына как подход сильного резерва и шли в бой с удвоенной энергией”. Ленинград, нынешний Санкт-Петербург, не забыл великого акына. В 1952 году в исторической части города, между набережной Фонтанки и Загородным проспектом, появился переулок Джамбула. В 2002 году здесь встал 4-метровый бронзовый памятник великому акыну – подарок Казахского государства к 300-летию Санкт-Петербурга. Скульптор Валентин Свешников, автор нескольких известных памятников, в сотрудничестве с казахским коллегой Бауржаном Абишевым, изваял четырёхметровую статую Джамбула в национальном костюме, с домброй в руке. Рядом – фонтан, на каменных ступенях которого выбиты те самые бесценные строчки: “Ленинградцы, дети мои…”
| Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Словесный
Словесный
Словесный | Учитель с помощью эпиграфа ставит проблемную задачу. – Как вы понимаете слово блокада? (Ответы учащихся) – Блокада – окружение города со всех сторон (термин на доске). Организация работы со словарем.
Организация самостоятельной работы учащихся с источниками.
Организует работу с картой
Запись в тетрадь основных дат и событий.
Запись в тетрадьосновных терминов и понятий | Предлагают пути решения проблемы 1.Познакомиться с материалом параграфа
Записывают в тетрадь.
Работают с источниками.
| П. Умение делать выводы, искать пути решения проблемы
П. Умение работать с источниками.
П. Умение извлекать необходимую информацию для выполнения задания.
П.Умение находить в тексте главное сравнивать понятия
П. Умение работать с исторической картой |