СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический семинар "Технология «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время не стоит на месте, современное общество требует новой системы образования - инновационного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Практический семинар "Технология «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"»

Дидактическая мастерская «Лучик надежды»


Технология «Лэпбук»

как инновационный подход

в работе с детьми

дошкольного возраста


Задачи:

  • Модернизация пособий «Лэпбук» для многофункционального использования в воспитательно-образовательной работе с детьми;

  • Развитие у воспитателей умения выстраивать логические и ассоциативные цепочки для интеграции задач ОО;

  • Формирование чувства сплоченности среди педагогов.

Материалы и оборудование: пособия-лэпбуки, изготовленные педагогами; проектор и компьютерная техника; фломастеры, стикеры; листы А5; снежинки; памятки для педагогов, конверты для вопросов, тематические картины по временам года.

Примечание: предварительно педагогический коллектив ДОУ разбит на творческие группы.


ХОД


  1. Приветствие участников, сообщение темы заседания дидактической мастерской. СЛАЙД 1

  2. Создание психологического настроя (практический психолог)


Размещение педагогов на 4 подгруппы в соответствии с выбранными снежинками.


Миссией, стоящей перед педагогическим коллективом на сегодняшний день, является:

  • обеспечение современного качества дошкольного образования и воспитания, ориентированного на формирование здоровой, интеллектуально-творческой личности с высокой степенью адаптации в социально-экономической среде;

  • создание инновационного дошкольного учреждения – социально - педагогического центра по воспитанию, развитию, социализации детей и обучению родителей.


  1. «ЛЭПБУК» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чудо-папку открываю, все, что знаю, вспоминаю

Время не стоит на месте, современное общество требует новой системы образования - инновационного обучения.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует применения эффективных методов и приемов в работе с детьми, использования инновационных технологий. Воспитателям предоставляется широкий, самостоятельный выбор форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребенка, а не сумма его знаний, умений и навыков. 

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребенок выступает в роли творца. Новые приемы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребенка, а также профессиональную самореализацию совместной творческой деятельности.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Обучение развивает детей, прежде всего, своим содержанием. Однако дети по-разному усваивает новое. Всем известно, что лучше всего запоминается то, что ярко, интересно, эмоционально окрашено. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Содержание и методы обучения дошкольниковнаправлены на развитие познавательно-речевой активности, обогащение словаря, развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения, умение самостоятельно учиться.

Мы поставили для себя задачу: услышать ребенка.


СЛАЙД 2

Чудо-папку открываю, все, что знаю, вспоминаю

Как добиться того, чтобы ребенок лучше запомнил пройденный материал, проявлял интерес и самостоятельность в изучении той или иной темы? Одним из способов достижения этой цели является использование лэпбука, который активно внедряется в нашем детском саду уже второй год. На первый взгляд - новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Если переводить дословно, то лэпбук- это книга на коленях. По выражению Тамары Пироженко, «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению».


Еще его называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать. Заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой – то определенной теме.

СЛАЙД 3


Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, речевую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.

Для чего делают такие папки? Все материалы соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения. Использовать лэпбук можно и как изучение основного материала, по частям собирается информация, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей.

Эта технология позволяет ориентироваться на образовательный интерес детей группы в конкретной ситуации, помогает удерживать интерес на протяжении всего занятия, выполнять разные задания, открывая страницу за страницей. Поскольку каждый раз перед ребятами открывается что-то новое и интересное, ведь тут можно самим потрогать, попробовать, открыть и передвигать – такая книга и сама является для ребят большим сюрпризом.



СЛАЙД 4

Лэпбук отвечает всем требованиям ГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук :

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.





СЛАЙД 5

Чем привлекательна данная форма работы? 

  • Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

  • Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

  • Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию-хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

  • При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

  • Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

  • Активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

  • позволяет самостоятельно собирать нужную информацию;

  • помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

  • помогает детям лучше понять и запомнить информацию(особенно если ребенок визуал);

  • позволяет сохранить собранный материал;

  • объединяет педагогов, детей и родителей.

  • Объединяет педагогов, детей и родителей.

  • Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться.

  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, развивается речь.


Главная ценность лэпбуказа ключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ГОС ДО к предметно-развивающей среде.










СЛАЙД 6

В зависимости от назначения лэпбуки бывают:

- игровые;

- учебные;

- поздравительные;

- праздничные;

- автобиографические


В зависимости от формы:

- стандартная книжка с двумя разворотами;

- папка с 3-5 разворотами;

- книжка-гармошка;

- фигурная папка

Темы могут быть как общие, так и частные. Следует отметить, что общие темы лучше рассматривать в том случае, если они еще совершенно новые для малыша. Они часто применяются в создании книжек-раскладушек для младших дошкольников. А вот для детей старших групп лучше выделять частные тематики. Например, лэпбук на тему «Безопасность» подойдет для младших дошкольников, которые еще имеют мало представлений об этом.

Для старшей же группы лучше выделить в одном лэпбуке отдельные виды опасных ситуаций: например, использовать информацию только о пожарной безопасности. Тема должна быть интересна ребенку, выполнима, оригинальна.

Различия лэпбуков в зависимости от возраста детей

Не менее важным является разделение лэпбуков по возрасту детей. Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов, более общим освещением информации, крупными деталями.

Специалисты, углублённо использующие лэпбуки, рекомендуют их применение в работе с детьми от пяти лет и старше, но и в младшем возрасте под контролем педагога ребятишки могут и заниматься с лэпбуком, и учиться наводить в нём порядок (складывать по конвертам картинки, сворачивать и закрывать лепестки «секретиков» и т. д.). Полезны в этом возрасте будут папки на развитие цветового восприятия в сочетании с тактильным (с элементами из разноцветного войлока, ткани, меха, мешковины).

Лэпбук для самых маленьких отличается крупными элементами и минимумом заданий

Непоседам-четырёхлеткам средней группы подойдут папки с большим количеством подвижных элементов, пазлов, несложных логических задач («Найди пару», «Что лишнее?»). Это одновременно помогает и развивать детей, и удовлетворить естественное в этом возрасте любопытство.

Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать новые сведения о нём. Поэтому на картинках в папках можно на обороте размещать короткие тексты с познавательной информацией. Дети часто просят воспитателя прочитать их, запоминают и пересказывают товарищам.

Развитым мышления, улучшением памяти детей шестого-седьмого года жизни обосновано усложнение подаваемого материала. Старшим дошкольникам доступны игры «Вспомни пословицу», «Прочитай стихотворение», «Слова-родственники», в которых по картинке необходимо воспроизвести определённый текст. Интересны детям этого возраста и логические игры «Что сначала, что потом», «Разложи картинки по порядку», «Часть и целое», «Противоположности». Их размещают в лэпбуке, подбирая изображения в соответствии с темой.

СЛАЙД 7


Создание лэпбука содержит все этапы проекта

Лэпбук

1.Выбор темы

2.Составление плана

3.Создание макета и оформление

4. Презентация


Проект

1.Целеполагание

2.Разработка

3.Выполнение проекта

4.Подведение итогов









СЛАЙД 8

При создании лэпбука необходимо учесть:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

  • долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)

  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

  • приветствуется большое количество удобно открываемых фигурных кармашков, книжек, окошек, дверцей, «гармошек», стрелочек, вращающихся деталей, паззлов с разными «сюрпризами»

  • безопасность


СЛАЙДЫ 9-10

Варианты кармашков


СЛАЙД 11

Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

- Какие формы работы с родителями можно использовать при создании лэпбука?

Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)

  • техническую (фото, видео)

  • информационную (сбор информации для лэпбука)

  • мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)


СЛАЙД 12

- Когда можно использовать лэпбук?

При изучении новой темы

При закреплении полученных знаний

В свободной деятельности детей

Как итог проекта

В работе с родителями


Эта технология успешно применяется в нашем детском саду, идея живет и развивается в новом ключе. Мы считаем данную технологию удачным шагом нашего коллектива по пути внедрения ГОС ДО. Ведь это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это поиск. Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

СЛАЙДЫ 13-15

На слайдах представлены лэпбуки, которые были созданы нашими педагогами.

Педагоги презентуют свои лэпбуки



СЛАЙДЫ 16-18

На слайдах вы можете просмотреть другие варианты лэпбуков



СЛАЙД 19



Практическая часть

  1. Просмотр видео по созданию лэпбука «Речевичок»Локтионовой Н. А.

  2. Усовершенствуй свой лэпбук.

Ваша задача – усовершенствовать свой лэпбук для реализации задач каждой ОО. Идеи записывайте на стикерах и приклеивайте на необходимый участок пособия.Презентация наработок


  1. Работа в подгруппах. Создание макета лэпбука по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Презентация проектов


  1. Изготовление кармашков

  2. Работа с кармашком «мудрых вопросов».

Одна из форм работы с лэпбуком. Вы можете использовать в работе отдельный конверт с вопросами познавательного характера, на развитие логического мышления. Конверт может пополняться в зависимости от возраста детей. Конверт может быть прикреплен, а может использоваться воспитателем отдельно.

Составьте 2-3 вопроса познавательного характера по картине «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Вопросы зачитываются, вкладываются в конверты

  1. Чтобы поддерживать интерес у детей, необходимо использовать различные варианты кармашков. Я приготовила для вас разновидности таких кармашков.(распечатка) педагоги вырезают и складывают кармашки.



Поблагодарить педагогов за активную, творческую работу (конвертики с пожеланиями)



Список информационных источников

Литература.

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

4 https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!