СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое применение проектной деятельности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего нужна проектная деятельность на уроке? Как организовать учебный проект, чтобы он приносил результат. 

Просмотр содержимого документа
«Практическое применение проектной деятельности на уроках русского языка»

Практическое применение проектной деятельности на уроках русского языка

Лукина С.Ю., учитель русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация

Специалисты считают одной из главных причин низкой грамотности обучающихся отсутствие творческой активности на уроках русского языка, сухое, вызывающее скуку зазубривание орфографических и пунктуационных правил, нацеленность обучение на правила, а не на их применение. С этим, естественно, нельзя не согласиться. Справедливо предполагается отдавать предпочтение на уроках функциональному подходу к изучению языка. Одно из требований современной педагогики – максимальная активизация познавательной деятельности учащихся. «Поэтому наряду с восприятием ими готового материала, его запоминанием и воспроизведением по требованию учителя, следует ставить школьников перед необходимостью поиска новых фактов, их объяснений и построения доказательных выводов, использования различных источников информации, создавать условия, при которых часть знаний школьники приобретут сами». «К сожалению, системный подход к изучению родной речи до сих пор не укоренился в школьной практике и поэтому изучение русского языка не переходит у детей с уровня механического заучивания и репродукции на осознанный уровень. В каждодневной череде уроков русский язык не воспринимается и не осознается как система, где все компоненты взаимосвязаны взаимообусловлены. Школьники не видят, что одно языковое явление как бы «вытекает» из другого, что между изучаемыми единицами языка устанавливаются причинно-следственные связи, что любая изучаемая единица языка имеет свое место в обобщенном знании об изучаемом предмете.

Уже в первые годы своей педагогической работы поняла, что до тех пор, пока процесс обучения будет являться самоцелью для учителя и ученика, ни тот, ни другой никогда не достигнут желаемых результатов в обучении. Учебная деятельность должна стать интересной увлекательной, опираясь на естественную детскую потребность в исследовании. Если урок становится моделью проектно-исследовательской работы, ведущей ребенка по пути самостоятельного открытия нового, а учебная деятельность направляет ребенка на поиск нового пути, то любой ученик станет успешным в учебной деятельности. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В своих поисках натолкнулась на книгу «Образовательная технология: от приема до философии» В.В. Гузеева, в которой приводятся примеры реализации метода проектов учителями-предметниками в общеобразовательной и высшей школе. Она помогла составить собственный «конспект» применения данного метода на практике.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В суть метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он актуален также широкими человеческими контактами, знакомством с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Метод проектов полно отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным.

По содержанию проекты разделены на предметные и межпредметные

По продолжительности работы: внеплановый – разбирается одна или две смежные учебные темы, не входящие в план урока; итоговый - завершение определенного учебного модуля.

По количеству участников: групповой – деление класса по группам; индивидуальный - проект выполняет один ученик. В работе над проектом приучаю своих учеников не только представлять сам проект, но и составлять письменные отчет о ходе реализации проекта. Вместе с учениками постепенно мы вывели формулу: ПРОЕКТ = 6 «П» (Проблема + Поиск информации + Проектирование + Продукт + Презентация проекта + Портфолио).

В методике преподавания русского языка метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

Как учитель-практик отмечаю в практическом применении метода проектов следующие плюсы: учет интересов детей; учение через деятельность; познание и знание являются следствием преодоления трудностей; творческое сотрудничество всех участников образовательного процесса; свободное творчество. Именно эти принципы во многом характеризуют проектное обучение:

  • при отведенном на занятие времени, которого явно недостаточно, резко увеличивается объем содержания предмета, что требует от учащихся увеличения доли самостоятельной работы, а от преподавателя – изменения подходов в преподавании предмета;

  • в творческих работах в рамках выполнения проектов раскрывается характер ребенка, его отношение к миру;

  • любой созданный самостоятельно проект позволяет помочь детям обрести психологическое равновесие, почувствовать и осознать свою значимость. Это формирует лучшие качества личности, развивает творческое воображение;

Так уж получилось, что течение нескольких лет мне пришлось преподавать Природоведение в пятом классе по программе Н.И.Сонина, А.А. Плешакова. В этот период меня заинтересовал дидактический материал для проверки знаний учащихся под названием ЛАБИРИНТЫ И КАРТЫ, играть в которые очень нравилось моим ученикам. Во время игры ненавязчиво проходила проверка знаний, отрабатывался теоретический материал, необходимый для дальнейшей работы. Я подумала, а что если разработать такой дидактический материал для уроков русского языка? Занимаюсь темой «Создание дидактического материала по русскому языку «Лабиринты», формирующего устойчивый интерес учеников к предмету» в течение пяти лет. За этот период мною накоплен некоторый опыт. Сначала создавала ЛАБИРИНТЫ сама, теперь к этой работе подключились мои ученики.

Пояснительная записка

Учителю

Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты»- это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.

Как работать с лабиринтами

1.Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.

2.Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к тезису. Существует только одно правильное

решение, которое включает около 10-15 тезисов.

3.Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он

отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь

возвращается на правильный путь. Если ученик делает две- три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.

4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Напрмер,1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.

5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.

6. Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. При чем в некоторых случаях полученное слово нужно читать с права налево. При этом учитель должен заранее подсказать, что нужно делать. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.

Используя пособие, учащиеся могут выполнить следующие задания:

1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите номера пройденных тезисов.

2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и неверных ответов.

Опыт работы с лабиринтом показывает, что:

1. Для решения теста необходимо 10-15 минут.

2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.

3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.

4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.

5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляться с заданиями.

6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.

В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.

Проект «Составление ЛАБИРИНТА».

Предмет - русский язык.

Техническое обеспечение-текстовый редактор Mikrosoft Word.

Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса русского языка, например темы «Фонетика», может выступить составление ЛАБИРИНТА, содержащие основные понятия данной темы.

Предполагается, что составленные в ходе выполнения лабиринты будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого или этого класса по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.

Проект (задания вопросы и сетка) могут быть выполнены в текстовом редакторе Mikrosoft Word. Тем самым проверяет не только знание темы, по которой составлен лабиринт, но и знание темы «Технология обработки текстовой информации», чем достигается межпредметная связь. На первом этапе каждый ученик класса выбирает, какие понятия или практические навыки будут отрабатываться в его лабиринте. При этом он может выбирать понятия, изученные на уроках в классе; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

  1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

  2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

  3. Повышение мотивации учащихся в учебе.

  4. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

  5. Предоставление каждому возможности самореализации.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.













Список литературы

  1. Елькина А.М., Старцев П.Е. Биологические карты. Биологические лабиринты. –М.:Дрофа, 2001.

  2. Как пробудить интерес к русскому языку// Русский язык.- 2004.-№44. – С.26-30.

  3. Игры на уроках русского языка//Русский язык. – 2004.- №30. С28-29.

  4. От проекта к проекту - путем самостоятельного поиска//Русский язык.- 2004.-№44. – С.20.

Ф

2

Гласные звуки состоят только из голоса

Слог – это один 4 гласный звук или несколько звуков в слове, которые произносят одним толчком воздуха



Слог –это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые произносят одним толчком воздуха

3

Слово правильно разделено для переноса?

Объ- яв- ля- ть

5

Отражаются ли на письме позиционные чередования гласных и согласных?

онетика

1

Звуки речи изучает фонетика

да

да да нет да нет

нет



Орфоэпия- 8

раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах

9

Графика изучает начертания букв и их виды

10

В слове ЛОДКА

произношение расходится с написание

6

О букве говорят, что она обозначает звук

7

При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно

нет нет да да нет нет да да



нет да нет да да да





15

Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв

13 Звуки, состоящие из голоса и шума или только из шума, называются согласными

14

Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие

11

В сонорных (звучных) согласных голос преобладает над шумом

12

В русском языке 33 буквы

да нет да нет нет нет



нет да нет нет нет нет



20

Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением



19

Алфавит - это буквы, расположенные в определенном, обязательном для всех порядке

да да да да да нет да да да

18

В слове ЮГ буква Ю - обозначает два звука

16

Буквы Е, Е, Ю, Я могут обозначать сочетания двух звуков

17 Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произношении слова





нет нет да нет да нет






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!