1. «Автор текста, М.Д. Валеева, рассказывая о жизни пары волков в неволе, делает акцент на чувства животных, в чём ей помогает такое средство лексической выразительности, как (А) (предложение 11). Описывая внешний вид зверей, автор прибегает к (Б) (предложения 4, 6). Отношение людей к хищникам показано, например, в предложении 2 с помощью такого приёма, как (В). А боль и беспомощность волчицы, которые она испытывала при потере детёнышей, автор выражает с помощью (Г) (предложение 24), относящегося к синтаксическим средствам выразительности».
Список терминов:
1) эпитет 6) сравнение
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) ирония 8) градация
4) метафора 9) риторическое восклицание
5) разговорная лексика
(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и му жественной любовью, на какую только был способен.
(4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом.
(2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными.
(24)Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?!
2. «Детский психолог В.В. Куделина рассуждает о влиянии образа Человека-паука на детей. Своё отношение к «герою» автор выражает с помощью (А) (предложение 13). Автор противопоставляет этому персонажу образ Фродо, который
представляет перед читателями довольно полно, с помощью такого синтаксического средства, как (Б) (предложения 20, 21). А в предложении 25 показать источник силы Фродо и других подобных персонажей автору помогает (В).
Особенность детского восприятия Человека-паука В.В. Куделина демонстрирует с помощью (Г) (предложение 34)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) ирония 8) парцелляция
4) развёрнутая метафора 9) риторический вопрос
5) ряды однородных членов
(13)Прекрасный пример для подражания!
(20)Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется.
(25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили.
(34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир...
3. «Рассуждая о природе таланта и источнике его вдохновения, Ф. Искандер делает своё высказывание ярким и образным благодаря использованию таких тропов, как (А) (предложения 7, 9, 11, 29) и (Б) (взыскующую честность, животворной разумности, жалкий предрассудок). Текст создан в традициях книжной речи, но некоторую разговорность ему придаёт (В) (предложение 22). Из синтаксических средств выразительности следует отметить (Г) (предложения 16 и 17)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно- ответное единство 7) антитеза
3) фразеологизм 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос
5) разговорная лексика
(7)Вдохновение вбрасывает писателя на вершину его идеала. (9)Толстой со своей высоты видит всех и потому виден всем. (11)Более того, какие-то части открывающегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения.
(29)Все другое — ходули или чужая чернильница.
(22)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже ушёл.
(16)Можем ли мы наслаждаться таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (17)Без
условно, можем!
4. «Яркими лексическими особенностями представленного текста является использование автором (А) (предложения 1, 12, 18), (Б) (туманный Альбион, времена королевы Виктории), а одно из них напрямую связано с темой текста (В) (грамматику жизни). Из синтаксических средств, усиливающих выразительность речи и служащих способом развития мысли, укажем (Г) (предложения 8 и 17)».
Список терминов:
1) эпитет 6) фразеологизм
2) синтаксический параллелизм 7) антитеза
3) перифраз 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос
5) разговорная лексика
(1)Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку подходить к другому народу со своими мерками. (12)И лишь зная образец подобающего поведения — общую точку отсчёта, —можно судить о мере отклонений от неё, можно понять, как тот или иной поступок предстаёт глазам данного народа. (18)Спору нет, англичане сейчас не те, что во времена королевы Виктории.
(8)Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких-то общих чертах характера целого народа?
(17)Нередко слышишь также: можно ли говорить о национальном характере, когда жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди?
5. «Рассуждая о кризисе литературы, А. Генис старается высказываться ярко и образно, применяя для этого такое средство, как (А) (предложения 1–4, 6). Лексический строй текста включает (Б) (велеречиво объясняет, неутолимую жажду, чудовищным перепроизводством, ловких и дельных бестселлеров). Отличительной особенностью синтаксической строя является наличие (В) (предложения 11, 14, 15) и (Г) (предложения 8, 23)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) аналогия 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос
5) разговорная лексика
(1)Литература отличается от критики, как дальнее плавание от каботажного.
(2)Энциклопедия Брокгауза и Ефрона велеречиво объясняет, что каботажным называется «плавание от одного мыса к другому, прибрежное плавание, совершаемое при помощи одних навигационных устройств кораблевождения и не требующее астрономических средств». (3)Каботажное плавание, конечно, проще, надёжнее, безопаснее.
(4)В открытом море легко потеряться, но только там можно открыть Америку.
(Аналогия — умозаключение о тождестве вещей на основе одинаковых или похожих у них свойств.)
(11)Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень старыми историями, например — библейскими. (14)Если реалист рассказывал истории, то модернист рассказывал о том, как он рассказывает истории. (15)Постмодернист уже ниче го не рассказывает, он цитирует.
(8)Мы больше не придумываем — мы пересказываем чужое. (23)Она не приближает нас к финалу и не задерживает перед ним, она важна сама по себе.
6. «В. Песков вводит читателя в проблематику текста и выражает свою позицию с помощью (А) (предложение 1 и последующие), привлекает внимание к смысловым центрам, применяя (Б) (предложения 7, 13). Образность высказыванию придают (В) (предложения 22, 30). Основная мысль текста становится более яркой благодаря (Г) (предложения 32 и 33)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) ирония 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос
5) разговорная лексика
(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? (2)Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3)Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4)Слушал, как бьют часы. (5)Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь.
(7)Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких то мелких делах?
(13)Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?
(22)В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие.
(30)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.
(32)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (33)Любовь надо воспитать.
Ответы:
1. 1679
2. 3574
3. 4132
4. 6342
5. 3187
6. 2917
1. «Автор текста, М.Д. Валеева, рассказывая о жизни пары волков в неволе, делает акцент на чувства животных, в чём ей помогает такое средство лексической выразительности, как (А) (предложение 11). Описывая внешний вид зверей, автор прибегает к (Б) (предложения 4, 6). Отношение людей к хищникам показано, например, в предложении 2 с помощью такого приёма, как (В). А боль и беспомощность волчицы, которые она испытывала при потере детёнышей, автор выражает с помощью (Г) (предложение 24), относящегося к синтаксическим средствам выразительности».
Список терминов:
1) эпитет 6) сравнение
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) ирония 8) градация
4) метафора 9) риторическое восклицание
5) разговорная лексика 1679
(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и му жественной любовью, на какую только был способен.
(4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом.
(2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными.
(24)Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?!
2. «Детский психолог В.В. Куделина рассуждает о влиянии образа Человека-паука на детей. Своё отношение к «герою» автор выражает с помощью (А) (предложение 13). Автор противопоставляет этому персонажу образ Фродо, который
представляет перед читателями довольно полно, с помощью такого синтаксического средства, как (Б) (предложения 20, 21). А в предложении 25 показать источник силы Фродо и других подобных персонажей автору помогает (В).
Особенность детского восприятия Человека-паука В.В. Куделина демонстрирует с помощью (Г) (предложение 34)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) ирония 8) парцелляция
4) развёрнутая метафора 9) риторический вопрос 3574
5) ряды однородных членов
(13)Прекрасный пример для подражания!
(20)Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется.
(25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили.
(34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир...
3. «Рассуждая о природе таланта и источнике его вдохновения, Ф. Искандер делает своё высказывание ярким и образным благодаря использованию таких тропов, как (А) (предложения 7, 9, 11, 29) и (Б) (взыскующую честность, животворной разумности, жалкий предрассудок). Текст создан в традициях книжной речи, но некоторую разговорность ему придаёт (В) (предложение 22). Из синтаксических средств выразительности следует отметить (Г) (предложения 16 и 17)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно- ответное единство 7) антитеза
3) фразеологизм 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос 4132
5) разговорная лексика
(7)Вдохновение вбрасывает писателя на вершину его идеала. (9)Толстой со своей высоты видит всех и потому виден всем. (11)Более того, какие-то части открывающегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения.
(29)Все другое — ходули или чужая чернильница.
(22)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже ушёл.
(16)Можем ли мы наслаждаться таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (17)Без
условно, можем!
4. «Яркими лексическими особенностями представленного текста является использование автором (А) (предложения 1, 12, 18), (Б) (туманный Альбион, времена королевы Виктории), а одно из них напрямую связано с темой текста (В) (грамматику жизни). Из синтаксических средств, усиливающих выразительность речи и служащих способом развития мысли, укажем (Г) (предложения 8 и 17)».
Список терминов:
1) эпитет 6) фразеологизм
2) синтаксический параллелизм 7) антитеза
3) перифраз 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос 6342
5) разговорная лексика
(1)Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку подходить к другому народу со своими мерками. (12)И лишь зная образец подобающего поведения — общую точку отсчёта, —можно судить о мере отклонений от неё, можно понять, как тот или иной поступок предстаёт глазам данного народа. (18)Спору нет, англичане сейчас не те, что во времена королевы Виктории.
(8)Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких-то общих чертах характера целого народа?
(17)Нередко слышишь также: можно ли говорить о национальном характере, когда жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди?
5. «Рассуждая о кризисе литературы, А. Генис старается высказываться ярко и образно, применяя для этого такое средство, как (А) (предложения 1–4, 6). Лексический строй текста включает (Б) (велеречиво объясняет, неутолимую жажду, чудовищным перепроизводством, ловких и дельных бестселлеров). Отличительной особенностью синтаксической строя является наличие (В) (предложения 11, 14, 15) и (Г) (предложения 8, 23)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) аналогия 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос 3187
5) разговорная лексика
(1)Литература отличается от критики, как дальнее плавание от каботажного.
(2)Энциклопедия Брокгауза и Ефрона велеречиво объясняет, что каботажным называется «плавание от одного мыса к другому, прибрежное плавание, совершаемое при помощи одних навигационных устройств кораблевождения и не требующее астрономических средств». (3)Каботажное плавание, конечно, проще, надёжнее, безопаснее.
(4)В открытом море легко потеряться, но только там можно открыть Америку.
(Аналогия — умозаключение о тождестве вещей на основе одинаковых или похожих у них свойств.)
(11)Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень старыми историями, например — библейскими. (14)Если реалист рассказывал истории, то модернист рассказывал о том, как он рассказывает истории. (15)Постмодернист уже ниче го не рассказывает, он цитирует.
(8)Мы больше не придумываем — мы пересказываем чужое. (23)Она не приближает нас к финалу и не задерживает перед ним, она важна сама по себе.
6. «В. Песков вводит читателя в проблематику текста и выражает свою позицию с помощью (А) (предложение 1 и последующие), привлекает внимание к смысловым центрам, применяя (Б) (предложения 7, 13). Образность высказыванию придают (В) (предложения 22, 30). Основная мысль текста становится более яркой благодаря (Г) (предложения 32 и 33)».
Список терминов:
1) эпитет 6) диалектизм
2) вопросно-ответное единство 7) антитеза
3) ирония 8) градация
4) метафора 9) риторический вопрос
5) разговорная лексика
(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? (2)Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3)Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4)Слушал, как бьют часы. (5)Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь.
(7)Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких то мелких делах?
(13)Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?
(22)В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие.
(30)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.
(32)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (33)Любовь надо воспитать. 2917