4
Дисциплина «Обществознание»
Тема: «ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Цель: сформировать представление о правонарушении и юридической ответственности
НФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники: Учебник «Обществознание». А.Г. Важенин, §8.5. «Правонарушение и юридическая ответственности». Можно воспользоваться и другими учебниками и учебными пособиями по дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА
Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.
Рекомендации по выполнению задания: Определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести данным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.
Делинквентное поведение - это поступки людей, совершаемые ими в мире права.
Правомерное поведение - это отклонение поступках людей от общепризнанных норм.
Девиантное поведение - это нарушение закона, влекущее серьезные наказания.
Правовое поведение - это поведение, которое соответствует правовым предписаниям и носит в основном полезный для общества характер.
Конформистское поведение - это правомерное поведение, но представляющее собой чрезвычайно вредный и неудобный для окружающих образец поступков людей.
Правонарушение - это поведение, которое связано с нарушением права, но не наносит вреда.
Злоупотребление правом -- это поведение, которое проявляется в том случае, если люди сознательно подчиняются законам и добровольно совершают свои поступки.
Объективно противоправное поведение - это поведение, которое характеризуется низкой степенью активности людей, старающихся вести себя так, как поступают другие, не задумываясь над сущностью тех или иных поступков.
Привычное поведение - это такое поведение, при котором люди не уважают право и соблюдают его лишь из-за страха быть подвергнутыми ответственности.
Социально активное поведение - это поведение, которое становится внутренней потребностью людей следовать нормам права и исполнять его предписания.
Преступление - это наиболее высокий уровень правомерного поведения, которое проявляется в общественно полезной, одобряемой государством и обществом активной деятельности правовой сфере.
Законопослушное поведение - это виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву.
Вина - это совокупность признаков правонарушения, совершаемого в реальной жизни.
Цель - это психическое отношение лица собственному противоправному поведению его результатам, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Проступки - это обусловленное потребностями и интересами осознанное побуждение, которым руководствовался субъект при совершении правонарушения.
Мотив - это мысленная модель будущего результата, к достижению которой стремится субъект при совершении правонарушения.
Состав правонарушения — это запрещённое уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, обладающее высшей степенью общественной опасности, посягающее на конституционный строй государства, его политическую экономическую систему, установленные формы собственности, жизнь, здоровье, права и свободы граждан.
Маргинальное поведение - это правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления, и посягают на отдельные стороны правопорядка.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
Рекомендации по выполнению задания на восполнение недостающих признаков понятий: в этих заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки какого-либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки понятия, которые приведены задании.
2.1.Выделяют виды правового поведения:
правомерное поведение;
….....................................;
злоупотребление правом;
….......................................
2.2.Юридическая наука выделяет несколько видов правомерного поведения:
….....................................;
конформистское;
….....................................;
привычное;
…....................................
2.3.Признаками правонарушения являются:
правонарушение связано с волей и сознанием людей;
…................................;
противоправные поступки связаны с нарушением нормы права;
…..................................
2.4.В состав правонарушения входят:
…................................;
объект;
…................................;
субъективная сторона.
2.5.Вина выражается в форме:
умысла;
….....................
2.6.Умысел бывает:
…................................;
косвенный.
2.7.Неосторожность выражается в виде:
…................................;
небрежности.
2.8.Проступки бывают нескольких видов:
…................................;
гражданско- правовые;
…...............................
2.9.Признаками юридической ответственности являются:
связана с государственным принуждением;
…................................;
реализуется в процессе деятельности правоприменительных органов;
…...................................
2.10.Суть «презумпции невиновности» заключается в следующем:
…................................;
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
….................................
2.11.Функциями юридической ответственности являются:
воспитательная;
…................................;
…................................;
карательная.
2.12.Выделяют принципы юридической ответственности:
…................................;
справедливости;
неотвратимости ответственности;
….............................
2.13.Существуют следующие виды юридической ответственности:
…................................;
административная;
…................................;
дисциплинарная;
….............................
Задание 3. Заполните таблицу.
Виды юридической ответственности | За какие нарушения наступает ответственность | Меры ответственности |
Уголовная | | |
Административная | | |
Гражданско-правовая | | |
Дисциплинарная | | |
Материальная | | |
Задание 4. Составьте схему, используя понятия.
«Правонарушение», «признаки правонарушения», «виды правонарушений», «состав правонарушения», «преступлению», «проступки», «субъект правонарушения», «объект правонарушения», «объективная сторона правонарушения», «субъективная сторона правонарушения», «вина», «мотив», «цель», «умысел», «неосторожность», «прямой умысел», «косвенный умысел», «самонадеянность», «небрежность».
Вывод по теме:
Рекомендации к написанию вывода:
Вывод — это содержащий заключительное суждение (умозаключение), в нём кратко подводится итог, рассмотренного теоретического знания и практического размышления, которые были сделаны в результате выполнения задания.
Объём - до 10- 15 предложений.
При оценке задания учитывается смысловое содержание комментариев, литературный язык (грамотность построения предложений, информативная точность аргументации комментариев, индивидуальный стиль изложения, использование обществоведческих терминов).