Задача «Особенности селекции животных».
Составитель: С. В. Булохова,
школа: МБОУ Юровская СОШ, Брянской области.
Общая характеристика задачи.
Предмет: Общая биология.
Класс: 10-11.
Цель задачи: построена на основе материала предложенного традиционной программой для учащихся 10-11 класса, для изучения основ селекции животных.
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Особенности селекции животных», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме.
Задача ориентирована на:
развитие и расширение кругозора;
умение находить точную информацию в тексте;
знание генетических законов наследование признаков;
делать выводы по полученным результатам;
Использованные источники:
Биология. 10-11 класс. / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина -М.: Вентана-Граф, 2020.
https://examer.ru/ege_po_biologii/teoriya/selekcii_biotehnologiya
https://licey.net/free/6-biologiya/21-lekcii_po_obschei_biologii/stages/278-lekciya__24_selekciya_zhivotnyh.html
Текст задачи.
Создание пород домашних животных началось вслед за их приручением и одомашниванием, которое началось 10–12 тыс. лет назад. Содержание в неволе снижает действие стабилизирующей формы естественного отбора. Различные формы искусственного отбора (сначала бессознательный, а затем методический) приводят к созданию всего многообразия пород домашних животных.
Как и культурные растения, домашние животные имеют диких предков. Процесс превращения диких животных в домашних называют одомашниванием (доместикацией). Почти все домашние животные относятся к высшим позвоночным животным — птицам и млекопитающим.
В селекции животных наиболее широко используются такие методы, как индивидуальный отбор, внутривидовая гибридизация (родственное и неродственное скрещивание) и отдалённая (межвидовая) гибридизация.
Использование индивидуального отбора связано с половым размножением животных, когда получить сразу много потомков затруднительно. В связи с этим селекционеру важно определить наследственные признаки самцов, которые непосредственно у них не проявляются (жирномолочность, яйценоскость). Поэтому оценка животных может быть осуществлена по их родословной и по качеству их потомства. Имеет определённое значение также учёт экстерьера, то есть совокупности внешних признаков животного. Подбор производителей в животноводстве особенно актуален в связи с применением в настоящее время искусственного осеменения, позволяющего получить от одного организма значительное число потомков. Родственное скрещивание ведёт к гомозиготности и чаще всего сопровождается уменьшением устойчивости животных к неблагоприятным факторам среды, снижением плодовитости и т. п. Для устранения неблагоприятных последствий используют неродственное скрещивание разных линий и пород. На основе межпородного скрещивания были созданы высокопродуктивные сельскохозяйственные животные (в частности М. Ф. Иванов создал высокопродуктивную породу свиней Белая украинская, породу овец Асканийская рамбулье). Неродственное скрещивание сопровождается гетерозисом, сущность которого состоит в том, что гибриды первого поколения имеют повышенную жизнеспособность и усиленное развитие. Примером эффективного использования гетерозиса служит выведение гибридных цыплят (бройлерное производство).
Отдалённая (межвидовая) гибридизация животных приводит к бесплодию гибридов. Но благодаря проявлению гетерозиса широко используется человеком. Среди достижений по отдалённой гибридизации животных следует отметить мула — гибрида кобылы с ослом, бестера — гибрида белуги и стерляди, продуктивного гибрида карпа и карася, гибридов крупного рогатого скота с яками и зебу, отдалённых гибридов свиней и т. д.
Задание 1.
Когда произошло одомашнивание животных?
5 тыс. лет назад
5-10 тыс. лет назад
10-12 тыс. лет назад
Задание 2.
Найдите соответствие:
индивидуальный отбор
внутривидовая гибридизация
отдалённая (межвидовая) гибридизация
I. спаривание двух особей одного и того же вида, которые генетически различны
II. скрещивание разных видов. Используется для получения гибридов, сочетающих ценные свойства родительских форм
III. выделение отдельных особей с интересующими человека признаками и получение от них потомства
Задание 3.
Решить задачу и сделать вывод:
У свиней белая щетина доминирует над черной. Установите генотипы родителей, если:
1) при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 12 белых поросят
2) при спаривании чёрной свиньи с белым хряком получено 6 белых и 8 чёрных поросят.
Лист ответов
Задание 1.
Деятельность: выделение одного правильного ответа из предложенных.
Ответ : В) 10-12 тыс. лет назад
Балл: 1.
Задание 2.
Деятельность: нахождение соответствия данным понятиям
Ответ: А) III, Б) I, В) II.
Критерии оценивания:
Даны три верных ответа - 3 балла.
Даны два верных ответа - 1 балл.
Не одного правильного ответа - 0 баллов.
Задание 3.
Задача 4.
Деятельность: нахождение ответов на решение генетической задачи и формулирование вывода.
Ответ:
А - белая щетина;
а - черная щетина.
1. Так как при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 12 белых поросят, т.е. все потомство имеет доминантный признак - наблюдается единообразие F1, то один из родителей гомозиготен по рецессивному признаку (аа), а второй - по доминантному признаку (АА).
Схема скрещивания:
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Аа - 100%.
Фенотипы:
Аа - белая щетина - 100%.
Наблюдается один тип генотипа и фенотипа.
2. Так как при спаривании чёрной свиньи с белым хряком получено 6 белых и 8 чёрных поросят, то белая свинья является гетерозиготой (Аа) по признаку окраски щетины - наблюдается расщепление по фенотипу.
Р: Аа х аа
Г: А, а а
F1: Аа - 50%; аа - 50%.
Фенотипы:
Аа - белая щетина - 50%;
аа - черная щетина.
Наблюдается 2 типа генотипа и 2 типа фенотипа. Расщепление и по генотипу и по фенотипу - 1:1.
Выводы:
Скрещивание рецессивной по фенотипу особи с доминантной позволяет определить генотип особи с доминантным проявлением данного признака - такой тип скрещивания называется анализирующим. В качестве второго родителя при анализирующем скрещивании выступает так называемый анализатор – особь с исключительно рецессивными аллелями по исследуемым генам, в нашем случае свинья с черной щетиной. При анализирующем скрещивании расщепление по фенотипу совпадает с расщеплением по генотипу, что позволяет сделать вывод о генотипе исследуемого родителя.
Критерии оценивания:
Задача оформлена правильно, даны верные ответы и сформулирован вывод - 3 балла.
Даны два правильных ответа с записью задачи, без вывода - 2 балла.
Дана правильная запись задачи и один правильный ответ - 1 балл.
Ответ не верный - 0 баллов.